Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. То, что происходит с человеком можно понять по его невербальному поведению: жестам, мимике, позам и так далее. Особое внимание людей обращено к экспрессивному, невербальному «языку» как показателю индивидно-личностных качеств человека, его отношений и взаимоотношений, как способу влияния на другого человека (В.А. Лабунская, 1999 год). А. Мейерабиан говорил о том, что передача информации происходит путем вербальных средств (только слов) на 7 %, посредством звуковых средств (в том числе тон голоса, интонация звука) на 38%, и путем невербальных средств на 55%. Р. Бердвиссл приводил аналогичные исследования в области доли невербальных способов в общении людей. Он подтвердил, что в среднем человек говорит словами только около 10-11 минут в день, и что каждое сказанное предложение в среднем звучит не дольше 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он выявил, что общение словами в беседе людей занимает меньше 35%, а свыше 65% информации передается при помощи невербальных средств общения (А. Пиз, 2007 год). То сеть, невербальное общение представляет не меньшую важность, чем вербальное.

Невербальное общение представляет собой такой вид общения, для которого характерно применение в качестве основного средства передачи информации, формирования образа, организации взаимодействия, понятия о партнере, воздействие на другого человека невербальных коммуникаций и невербального поведения (В.А. Лабунская, 1999 год).

Невербальное общение представляет собой коммуникацию между людьми без использования слов, т.е., без языковых и речевых средств (А.Л. Журавлев, 2002 год). По нашему мнению, более понятное и точное определение представлено у В.А. Лабунской.

Невербальная коммуникация включает в себя такие ключевые системы (В.А. Лабунская, 1989 год):

1) Оптико-кинетическая: мимику, жесты, пантомимику и позу.

2) Пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система представляет собой систему вокализации, то есть, качество голоса, его тональность и диапазон.

3) Организация времени и пространства коммуникативного процесса.

4) Визуальный контакт.

Система этих средств призвана реализовать такие функции: дополнение и замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению (Г.М. Андреева, 2003 год).

Экспрессия характеризуется как выразительное поведение человека (В.А Лабунская., 1986 год).

Особую актуальность приобретают выводы психологии невербального общения в связи с развитием социально-психологического тренинга, социальной психотерапии, значительного распространения в учебной и профессиональной практике проектного, группового взаимодействия. Работая в таких сырах, российские психологи-практики столкнулись с важной ошибкой, которая сформировалась в следствие полного объединения тех концепций психологии невербального общения, которые относились к «вечной» проблеме связи «души и тела», психологических особенностей и экспрессии человека.


Теоретическая разработанность. В процессе долгого этапа развития российской психологии многими учеными недооценивалась экспрессия, как в плане личностного взаимодействия, так и в плане психодиагностического способа, средства управления общением, воздействия на его модальность, на появление незатрудненного и затрудненного общения.

«Создать стройную теорию психологии экспрессивного невербального взаимодействия на данной стадии ее развития, с учетом большого разрыва между ее практическими и теоретическими ветвями, довольно сложно, так как психология невербального общения представляется составной частью психологической науки, в связи с тем, что ей характерны все те особенности, которые присущи для всей психологии, и прежде всего столкновение подходов, которые сформировались в рамках гуманитарного и естественнонаучного знания, конфликт теорий гуманистического и прагматического направлений, дефицит эффективных исследовательских методик и практических технологий» (В.А. Лабунская, 1999 год).

Проблема, которая сложилась в результате не совсем удачных попыток формализовать невербальное общение, — это замена понятий «невербальное поведение» и «невербальные коммуникации» на понятия «невербальные ключи» и«невербальные намеки», «язык тела», это сведение терминов невербальное общение к отдельным его функциям.

Существует направленность сведения его к системе различных движений тела, что выносит за рамки средств невербального общения такие явления, среда, среда, костюм, музыка, архитектура и так далее. В действительности понятие «невербальный» может значить на много больше, чем «не слово — движение тела». Будет достаточным сослаться на то, что в самой науке психологии существует класс методик, которые получили название «экспрессивные», «невербальные», что предполагает не исследование движений тела, а применения в целях диагностики личности формы, цвета, пространства, танца, рисунка и так далее. Однако если попытаться свести невербальное общение к системе движений тела, то и в таком случае возникает необходимость определиться в том, о каких именно движениях идет речь. Известно, в психологии и в других науках изучаются непроизвольные и произвольные движения; танцевальные и предметно-изобразительные движения; спортивные движения; ритуалы; экспрессивные движения и так далее. Попытки современного времени определить круг движений, которые имеют отношение к невербальному общению и, по своему существу, рассматриваются, то как способ, то как средство передачи конкретной информации, основываются на идеях Ч. Дарвина, В. Райха, Ф. Дельсарта, Бердвистелла, Д. Эфрона, Р. А. Шефлена, П. Экмана, Е. Холла и других (В. А. Лабунская, 1999 год).


В данной работе будет рассматриваться специфика эмоциональной сферы подростков, а также их способность невербально проявлять свои эмоции и адекватно понимать невербальное проявление эмоций своих партнеров по общению.

Нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматическим интересам, которые возникают в последнее время. Такая область психологии всегда привлекала особое внимание, и теоретиков, и практиков (В.А. Лабунская,1999 год). Исследование экспрессии как внешнего Я личности представлено в трудах И. М. Сеченова, В. Классовского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна И. А. Сикорского. Имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению невербальной коммуникации (М. Аргайл, Ю.А. Алферов, Ж.Э. Амбарцумова, A..А. Бодалев, В.А. Барабанщиков, И.Н. Горелов, А.А Брудный (1980 год), B.А. Лабунская, В.Ф. Енгалычев (1986; 1989; 1999; 2009 гг.), X.Миккин, А.А. Капнадзе, Е.А.Петрова (2004 год), А. Пиз, В. П. Панферов (2007 год), Р. Хорст и Д. А. Рамишвили (1996 год). О эмоциональной экспрессии и невербальной коммуникации подробно описывается в исследованиях В.А. Лабунской. Эмоциональный интеллект и его исследование представлены и проанализированы в трудах Д.В. Люсина и Д.В. Ушакова (2004; 2009).

Каждому индивиду кроме знаний жестов, мимики, движений и поз нужно знать некоторые сигналы телодвижений. Об этом говорится в книге Х. Рюкле (Х. Рюкле,1996 год). Подробную информацию о позах также можно найти в учебниках для вузов (В.Ю. Дорошенко, 1995 год).

Объект исследования - эмоциональная экспрессия подростков младшего возраста.

Предмет исследования - невербальное проявление эмоциональной экспрессии подростков младшего возраста.

Цель - изучение невербального проявления эмоциональной экспрессии у младших подростков.

Задачи исследования:

1. Выполнить теоретический анализ невербальной коммуникации младших подростков.

2. Выполнить теоретический анализ эмоциональной экспрессии и понятия эмоционального интеллекта.

3. Дать характеристику основных особенностей коммуникативной и эмоциональной сферы подростков.

Практическое значение. Данная исследовательская работа может стать практическим пособием для учителей, психологов, родителей при исследовании проявления и понимания эмоциональной экспрессии подростками.

Структура работы - введение, 2 главы, посвященные рассмотрению невербальной эмоциональной экспрессии младших подростков, заключение, список использованных источников и приложений.


Глава I. Невербальная эмоциональная экспрессия младших подростков

1. Невербальное общение

Невербальное общение представляет собой такой вид общения, для которого характерно применение в качестве основного средства передачи информации, формирования образа, организации взаимодействия, понятия о партнере, воздействие на другого человека невербальных коммуникаций и невербального поведения (В.А. Лабунская, 1999 год).

Многие ученые считают, невербальное поведение той частью коммуникации, которая сложно поддается формализации и за которую индивид не несет ответственности. В этой связи в культуре формируются, в основном, требования, которые качаются речевого поведения. Человек несет ответственность за свои слова, но за невербальное поведение он ответственности не несет. Такое соотношение требований к субъекту взаимодействия можно объяснить не только тем, что невербальное поведение сложно формализовать, а также и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь процесс общения. Вербальный язык общения представляет линейную временную последовательность, а невербальный язык имеет пространственно-временную целостность. Вербальный язык общения легко кодируется и декодируется, чего не присуще невербальному языку общения. Кроме того, вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление, невербальный же состоит из различных движений. Такие основные различия между вербальным и невербальными языками определяют ключевую характеристику их взаимодействия: невербальное общение не может быть переведено в вербальные коды, точно так же, как и вербальные не могут быть переведены в невербальные без значительной потери их смыслов. Однако невербальное поведение сложно переводится и в любые иные коды.

Взаимодействие между этими двумя средствами, отличающееся особой гармоничностью, соответствующее ситуации взаимодействия, ее функциям, выполняет задачи поддержки всего процесса общения. При определенном соотношении вербального и невербального поведения может возникать ситуация, которую исследователи в области неречевого общения называют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К данной ситуации приводит избыток невербальных средств, рассогласование между «слышимым» и «видимым» (В.А. Лабунская, 1999).


А.А. Леонтьев говорит о том, что интерпретация личности собеседника, которая основывается на внешнем выражении состояний, проксемике и иных «визуальных ключах», начинается еще до начала речевого поведения. То есть, отношения партнеров по коммуникации, их социальные роли, психические состояния репрезентируются при помощи проксемической, кинесической систем до речевого взаимодействия и определяют его содержание, темп, форму и так далее. Следовательно, у неречевого поведения существует особый приоритет в создании образа партнера по общению и всей ситуации взаимодействия в целом, но это не говорит о том, что вербальное поведение в реальном процессе общения имеет второстепенную значение (В.А. Лабунская, 1999).

По словам А. Г. Асмолова и Е. И. Фейгенберга неречевая коммуникация является в основном выражением смысловой области личности. Она представляет прямой канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).

Невербальная коммуникация охватывает такие знаковые системы (В.А.Лабунская, 1989).

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация времени и пространства процесса общения,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя мимику, жесты, пантомимику. В общем оптико-кинетическая структура предстателя как в определённой степени отчетливо воспринимаемое качество общей моторики разных частей тела. Первоначально исследования в данной сфере были проведены еще Ч. Дарвином, который исследовал выражения эмоций у животных и человека.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют также «добавки» к вербальному общению людей. Паралингвистическая система представляет собой совокупность вокализации, то есть, качество голоса, его тональность и диапазон. Экстралингвистическая система представляет включение в речь пауз, иных вкраплений, к примеру покашливания, смеха, плача наконец, сам тембр речи. Такие дополнения повышают семантически значимую информацию, но не путем дополнительных речевых включений, а посредством «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса также является особой знаковой системой, несет в себе смысловую нагрузку как элемент коммуникативной ситуации. Так, к примеру, размещение собеседников лицом друг к другу способствует установлению контакта, символизирует внимание к партнеру, вместе с тем как окрик в спину также может иметь конкретное значение отрицательного смысла.