Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Визуальный контакт. Следующая особая знаковая система, которая используется в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз».

Исследования в данной сфере имеет непосредственную взаимосвязь с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических работах изучается частота обмена взглядами, их продолжительность, смена динамики и статики взгляда, избегание его и так далее.

Г.М. Андреева говорит о том, что система этих средств призвана выполнять такие функции:

1) дополнение речи;

2) замещение речи;

3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).

2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта

Понятие «экспрессия» на русский язык переводится как выразительность, яркое проявление настроений, чувств. В общем понимании, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Экспрессия характеризуется так же, как предъявление вовне скрытых для прямого наблюдения психологических специфик личности. Экспрессивность означает уровень выраженности определенного чувства, состояния, настроения, отношения и др.

Итак, в существующих трактовках экспрессии и экспрессивности присутствуют указания на связь данного феномена с душевным и духовным миром человека.

Суть такой связи в контексте психологии заключается в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она определяется как часть таких явлений, как форма их существования. В этой связи можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как средстве познания внутреннего мира индивида, как о его внешнем Я (В.А. Лабунская, 1999).

Все явления экспрессии классифицируются на такие относительно самостоятельные сферы изучения: физиогномику и выразительные движения.

Физиогномика представляет собой экспрессию лица и тела человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и вызванная самим строением черепа, лица, туловища, конечностей.

Выразительные движения - хорошо развитые периферические изменения, которые охватывают при эмоциях весь организм человека. Охватывая систему мышц всего тела, лица, они выражаются в так называемых выразительных действиях, которые выражаются в мимике, пантомимике и «вокальной мимике». В некоторых случаях все выразительные действия обозначаются понятием «жест». Так, М. Форверг и Г. Гибш пишут: «Под жестами необходимо понимать определенные в какой-либо степени отчетливо воспринимаемые и описываемые характеристики общей моторики в основном, поверхности тела». МОжно заметить, что эти 2 определения имеют отношения к такому явлению — выразительным движениям человека, поскольку в них отмечается связь данных движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями (В.А. Лабунская, 1986).


Выражение представляет собой нечто стабильное, свойственное только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим системам личности.

Существует несколько следующих типов выражения:

1. Толкование выражения в широком понимании, ставящее его в один ряд с такими терминами, как отражение. В данном случае субъект выражения представляет собой все его «максимальное бытие», выраженное во всех внешних проявлениях.

2. Толкование выражения в узком смысле как категории, которая охватывает личностное, персональное бытие. Субъект выражения представляет несколько устойчивых черт, манера, стиль.

3. Выражение как однотипное проявление определенного чувства или состояния, отношения.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее определенным состояниям, отношениям человека (В.А. Лабунская, 1999).

Понимание эмоциональной экспрессии можно представить как проявление эмоционального интеллекта, в которого входит, по словам Д. Мейера и П. Сэловья, умение отслеживать свои и чужие эмоции, разделять их между собой и применять эту информацию для управления своими действиями и мыслями (Д.В. Ушаков, 2009, с.20).

Несмотря на существование различных подходов к определению эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей.

Таким образом, необходимо ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

3. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии

До последнего времени является спорным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, невербальные коммуникации, экспрессия рассматриваться в качестве кода, который имеет четкое психологическое значение?»

В результате сравнения и анализа разных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций можно прийти к выводу о том, что компоненты невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться в целях кодирования и дальнейшей передачи отношений, состояний, однако в структуре кода также будут находиться элементы, уровень осознания которых будет сильно различаться.

Одним из решений проблемы установления индикативных возможностей неречевого поведения представляется разработка классификаций, в которых учитывается природа, тип кода, источники формирования, условия общения, связь неречевого поведения и вербального общения. Такое решение проблемы было выдвинуто У. Фризеном и П. Экманом (цит.по В.А. Лабунская, 1999). На основании представленных выше параметров ими выделены 5 следующих типов невербального поведения:


1) «эмблемы» — устойчивые коды, которые имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются и осознанно, и неосознанно;

3) «регуляторы» — невербальные коды, которые поддерживают общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, которые сопровождают потребности человека, их задачи в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво, появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции неречевого поведения появляются тогда, когда рассматриваются произвольные, естественные, неосознаваемые системы невербальных движений. Знаковая функция аситуативных, символических, осознаваемых компонентов невербального поведения фактически не вызывает никаких сомнений. К ним относятся конвенциональные мины, позы, жесты, ритуалы приветствия и прощания (В.А. Лабунская, 1999).

4. Особенности невербальной экспрессии у младших подростков

Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11—12 до 14—15 лет) (О.П. Солодилова, 2004, с.210).

Подростковый период представляет собой период завершения детства, переходный период от детства к взрослости (И.В. Шаповаленко, 2004, с.242).

В данном возрастном периоде ребенок овладевает своим поведением. Он более дифференцированно и точно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, осваивает характер взаимоотношений с ровесниками и взрослыми людьми, начинает сдержаннее выражать свои эмоции, в особенности негативные. Формируются высшие чувства: моральные, эстетические, нравственные (чувство товарищества, негодования от несправедливости, сочувствия). Однако, для младшего школьника свойственны непостоянство переживаний и отношений, неустойчивость нравственного облика (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).

В психологии имеется несколько принципиальных позиций рассмотрения возрастного периода 9—11 лет. Некоторые психологи считают данный период началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие исследователи — частью критического (в общем) подросткового возраста (Л.И. Божович и другие) или завершением детского возраста, скрытой стадией (3. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина данный возраст рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Данный период зачастую обозначают как младший подростковый (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).


Особенной характеристикой младших подростков является их склонность к фантазированию, к некритическому планированию будущей жизни. Для детей в этом возрасте важным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих ученых, связывается с реорганизацией представления о самом себе. (К.Н. Поливанова, 2000, с.153).

В возрасте 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает особый переломный момент, который называется “подростковый кризис”. Внешне он выражается в нарочитости и грубости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и так далее.

Подростковый кризис, по словам Л. И. Божович, связывается с возникновением нового уровня самосознания, особенной чертой которого является появление у подростков потребности и способности познать самого себя как личность, которая обладает только ей характерными качествами. Это вызывает у подростка стремление к самовыражению, самоутверждению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам (О.П. Солодилова, 2004, с. 217).

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития (И.В. Шаповаленко,2004, с.239).

Общение является для подростков очень важным информационным каналом (О.П. Солодилова, 2004, с.234). Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников (О.П. Солодилова, 2004, с.233).

Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права


Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость (О.П. Солодилова, 2004, с.234).

5. Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии

Было установлено, что задачные тесты эмоционального интеллекта коррелируют с общим интеллектом, хотя и не очень сильно (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).

Если рассмотреть с этой точки зрения существующие тесты эмоционального интеллекта, то становится очевидно, что они апеллируют к рефлексии высокого уровня, поскольку сама процедура стандартизированного тестирования отдаляет испытуемого от непосредственного контакта с другим человеком, предоставляя суррогат этого контакта: часто – текст, иногда – фотографию либо рисунок, редко – видео- или звукозапись.

Неудивительно, что построенные таким способом тесты, с одной стороны, не исследуют способностей человека, отличных от интеллекта, а с другой – мало что добавляют в плане предсказания его социальной эффективности (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

Опросники эмоционального интеллекта с общим интеллектом почти не коррелируют. Однако они, в отличие от задачных тестов, значимо коррелируют с личностными чертами (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).