Файл: Методология исследований ценностных ориентаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы. Такие группы являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.

Актуальность данной работы состоит в анализе методологии исследования ценностных ориентаций. Существуют множество методик по определению интересующих нас параметров для различных групп. Начало всего развития, как все знают, берется из раннего детства. В соответствии с этим, в работе будет рассмотрены методики изучения ценностных ориентаций дошкольников.

Цель работы – изучение методологии исследования ценностных ориентаций на примере методик исследования ценностных ориентаций для дошкольников.

 

Задачи исследования:

1) анализ таких понятий как методология и методы;

2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в дошкольном возрасте ценностных ориентаций;

3) изучение методик исследования ценностных ориентаций для дошкольников;

Объект исследования: ценностные ориентации личности в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: ценностные ориентации дошкольников

Работа включает в себя: Введение, 2 главы, Заключение и Список использованной литературы, Приложение.

В работе были использованы труды таких выдающихся ученых : Ананьев Б.Г., Андреева Т.М., Божович Л.И., Братусь Б.С., Выготский Л.С.,. Здравомыслов Т, Лазурский А.Ф., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Олпорт Г., Рубинштейн С.Л., Столин В.В., Франкл В., Ядов В.А. и др.

В работе были рассмотрены методики Непомнящей Н.И. «Картинки предметные» в объеме 1 стр., Ореховой О.А. «Домики» - 1 стр., Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций Шаховой И.П. – 1 стр., Диагностика ценностно-личностных приоритетов Шевченко Ю.С. – 1 стр., Сконструированная методика исследований ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. и Аверьяновой Е.В. в объеме 7 стр.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ


Ценностные ориентации как понятие в исследованиях представителей психологических школ

Изучение ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, в которой участвуют различные сферы знаний о человеке. Это и философия, и социология, и психология.

Понятие «ценностные ориентации» неразрывно с понятием личность, так как тесно связано с изучением человеческого поведения, побуждений и мотивов.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г., авторы психологического словаря, характеризуют понятие «ценность» достаточно широко. Процитируем.

«1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков.

3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.»[1]

Как говорилось выше, понятие «ценность» неразрывно связано с психологией. Рассмотрим как характеризуют данное понятие представители различных психологических школ.

Фромм Э.говорит, что нельзя оставлять без внимания то, что человеку свойственна потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. У каждого человека имеется потребность в ценностях. Фромм Э. делит потребности на две категории.

Первая категория – официально признанные, осознаваемые ценности: религиозные и гуманистические.

Вторая категория - действительные, бессознательные, порожденные социальной системой.

Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых[2]

По мнению другого представителя психологической школы, Хорни К., основной мотивацией человеческих поступков является «коренная тревога» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности.

Иной подход к проблеме ценностных ориентаций структуре личности сложился в «понимающей психологии». Шпрангер Э., развивая учение Дильтея В. о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой сферы личности, ценностных ориентаций, считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она (личность) познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию.[3]


Шпрангер выделяет шесть типов личности.

Эти типы показывают наличие различий по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером Э. как универсалии человеческой природы.

Представителями гуманистического направления психологии рассматривается проблема регулятивной роли высших ценностей, то есть смысловых образований.

К примеру возьмем работы Маслоу А.Х. Он считал главным в своей теории личности самоактуализацию, то есть стремление человека к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. Маслоу А. делил ценности на ценности бытия и дефициентные ценности.

Хьелл Л., Зиглер Д.ориентировались на природу «Я».

Франкл В.создал теорию логотерапии и экзистенциального анализа. В данной теории центральным звеном выступает понятие смысла жизни.[4]. В нее включены 3 группы ценностей.

Первую группу составляют ценности творчества.

Вторая группа - это ценности переживания.

Третья группа – это ценности отношений.

Ценности отношения, в свою очередь, делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти.

Таким образом, ценностные ориентации базируются на мотивации и структурах сознания.

Рокич М.определял ценности как: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»[5] Он характеризовал ценности следующими признаками:

1. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.

2. Все люди в различной степени обладают одними и теми же ценностями.

3. Ценности организованы в системы.

4. Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе в целом, в личности.

5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных отношениях.

Рокич М. выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные. [6] Рассмотрим их.

Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.[7]


Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей - целей и ценностей - средств.

Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. рассматривают личность в связи с ее деятельностью. В трудах Мясищева В.Н. центральное место занимает изучение психологических отношений личности. Бодалев А.А., Ломов Б.Ф. исследуют личность в связи с общением. А Узнадзе Д.Н., Прангишвили А.С. исследуют личность в связи с установками .

Направленность Рубинштейн характеризует ее как «динамическую тенденцию», Леонтьев как «смысло - образующий мотив», а Ананьев как «основную жизненную направленность».

По мнению Ломова Б.Ф., направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [8].

Статус, роли и ценностные ориентации по мнению Ананьева Б.Г. образуют начальный класс личностных свойств. Они определяют собой структуры и мотивации поведения, а так же характер и склонности человека[9] .

Личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению Здравомыслова А.Г., важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром выступают ценности [10].

Следует анализировать жизненности ценностей в процессе жизнедеятельности. Ценностные отношения субъекта ориентируют человека на других людей, на общество в целом, на идеалы, представления и нормы.

Тугаринов В.П.условно делит ценности на три категории:

1. Материальные ценности.

2. Общественно-политические ценности

3. Духовные ценности

Направленность личности на те или иные ценности, по Тугаринову B.П., составляет ее ценностные ориентации[11] .

Субъективные ценности служат ориентации человека в социальной и природной реальности. Такая форма позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам[12] .

Будинайте Г.Л. и Корнилова Т.В. вводят понятие «личностные ценности». Личностные ценности, по их мнению, те, которые образованы в результате самоопределения человека. Особое внимание обращается на реализацию целостного Я.[13] .

По мнению Островской К. , люди обычно не слишком отличаются друг от друга в стремлении к добру, красоте, счастью, справедливости и успеху.[14]


Исследования проблемы ценностей показали, что ценностные ориентации являются неотъемлемыми частями структуры личности. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всей человеческой деятельности.

Так же можно отметить, что ценности носят двойственный характер: социальный и индивидуальный.

Ценности, в зависимости от прикладных целей и задач, делятся на две основные группы: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности более постоянны во времени. Они являются основными целями человека, отражающими то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Эти ценности определяют смысл жизни человека. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

Ценностям присущ развивающий характер. Если их существование не поддерживается человеком, то они постепенно теряют свою значимость. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации.

Многие ученые, такие как Пиаже Ж., Кольберг Л., Дюпон Г., Ловингер Дж., описывали этапы формирования системы ценностных ориентаций. Так, например, Пиаже Ж.считал, что важнейшей предпосылкой формирования ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Смена стадий морального развития связана с общими возрастными изменениями. Моральные суждения проявляются, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости»[15] . По мнению Пиаже Ж., нравственное развитие подобно умственному. Оно носит прогрессивный, стадиальный характер. Автор выделяет две стадии морального развития: «нравственный реализм» и «нравственный релятивизм». На начальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны и обязательны для исполнения. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. На второй стадии ребенок уже понимает относительность моральных норм, которые при необходимости могут изменяться. Критерием нравственной оценки здесь выступают намерения человека.

Уточняя и детализируя концепцию Пиаже Ж., Кольберг Л. выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает в себя по две стадии. Предконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. Конвенциональный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения присваиваются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они основаны на внешнем авторитете. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке своей системы этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями группы.