Файл: Методология исследований ценностных ориентаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, методик по исследованию ценностных ориентаций большое количество. Конечно, в современном сложном мире необходима ориентация на ценностные и духовные направления. И начинать необходимо с детей. Любая работа над той или иной проблемой начинается с диагностики. Выбрать в большом количестве методик нужную бывает, порой, очень трудно. В данной работе мы рассмотрели некоторые методики, привели их плюсы и минусы.

Первую главу мы посвятили теоретическому материалу. Были рассмотрены концепции и отношение к ценностным ориентациям таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.

Во второй главе данной работы были рассмотрены некоторые методики изучения ценностных ориентаций для дошкольников. Рассмотрев методики Н.И. Непомнящей «Картинки предметные», О.А. Орловой «Домики» и ряд других, можно было прийти к выводу, что эти методики по каким-либо причинам ограничены. То есть они предназначнены для узкого круга дошкольников. Так же мы рассмотрели структурированную методику, разработанную Валявко С.М. и Аверьяновой Е. В. В этой методике были учтены особенности дошкольников всех категорий, в том числе дошкольников с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи , заикающихся дошкольников.

Полученные с помощью созданной методики экспериментальные данные могут быть использованы специалистами-психологами и воспитателями детских дошкольных учреждений. Эта методика может быть использована для выявления и профилактики неблагоприятных вариантов личностного развития у детей старшего дошкольного возраста, а так же в построении педагогами и психологами системы работы с родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994. - 237 с.
  2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  3. Аверьянова Е. В. Разработка методики исследования ценностных ориентаций дошкольников // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. М.: Изд. «Спутник+», 2010. С. 10–18.
  4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  5. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2 т., Т. 1. М., 1980. – 232 с.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. – 338 с.
  7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. - 344 с.
  8. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. В 2 т. М., 1985.
  9. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. Горький, 1982. - С. 116 - 129.
  10. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 2001г. - №4 с. 117-121.
  11. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
  12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 2006.
  13. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1.-С.28-38.
  14. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.
  15. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.
  16. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. Ю. Брянцевой. М.: Экспо-Пресс. 2002.
  17. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. С. 99 - 105.
  18. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы второго международного теоретикометодологического семинара. В 2 т. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010 а. Т. 1. С. 29–34.
  19. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. К вопросу об изучении ценностных ориентаций детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Специальное образование: традиции и инновации: Материалы II Международной научной практической конференции, г. Минск, 8–9 апреля, 2010 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка /Редколл.: С. Е. Гайдукевич (отв. ред.), И. К. Русакович, В. В. Радыгина и др. Минск: БГПУ, 2010 б. С. 38–40.
  20. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя. ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С. А. Есенина, Рязань, 2010 в. С. 239–249.
  21. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
  22. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991. – 512 с.
  24. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
  25. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 2009.
  26. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Лапочкина М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. – 44 с.
  27. Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. С. 100–101.
  28. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 2007.
  29. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
  30. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006.
  31. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.
  32. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 1979. - 175 с.
  33. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000. – 292 с.
  34. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2003. – 304 с.
  35. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М. 1992.-17 с.
  36. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентация (СЖО). М., 1992.-16 с.
  37. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.
  38. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989
  39. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004.
  40. Нестерова М. Г. Механизмы передачи социального опыта и усвоение ценностей общества ребенком дошкольником в условиях семьи // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань: Изд.-полиграф. центр «Глобус», 2006. С. 81–82.
  41. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  42. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.
  43. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Типология развития. Монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  44. Орехова О. А. Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики», СПб.: ИМАТОН, 2010.
  45. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3. СПб.: Речь, 2007.
  46. Полковникова Н. Б. Аксиологические компоненты отечественной психологии и педагогики // Вестник МГПУ. 2008. № 2. С.18–28.
  47. Полковникова Н. Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 96–105.
  48. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
  49. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социальнопсихологического исследования: Автореф. дисс… канд.психол.наук. Ярославль, 2003.
  50. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003.
  51. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 2007.

  1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В. Бурменской. М, 2003.
  2. Черевач Г. Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Дисс... канд. психол. наук. Томск, 2006.
  3. Шатров Д. В. Личность родителей и нравственная сфера детей: Автореф. дисс… канд. психол. наук. СПб., 2006.
  4. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». М.: МОДЭК, МПСИ, 1998.
  5. Шевченко Ю. С., Корнеева В. А. Методика социально-психологической диагностики ценностноличностных приоритетов // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. С. 51–52.
  6. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89–106.
  7. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.
  8.  http://psyjournals.ru/exp/2012/n2/51771_full.shtml/ - Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования - Экспериментальная психология - 2012. Том. 5, № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Инструментальные ценности по Рокичу.

  1. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 2010. – стр. 125

  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 2007. – С. 366

  3. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 2010. – С. 227

  4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-С 104

  5. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.

  6. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994. – С. 201

  7. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994. – С. 205

  8. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989, - С . 5

  9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. – С 97

  10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 2006. – С. 112

  11. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. Горький, 2002. - С. 116 - 129.

  12. Там же -С. 130

  13. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.

  14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. – С. 234.

  15. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.177

  16. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 2003. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.

  17. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 2009. – С. 86

  18. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. – С.502

  19. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. – С. 104

  20. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3. СПб.: Речь, 2007.- С. 110

  21. Орехова О. А. Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики», СПб.: ИМАТОН, 2010. – С. 269

  22. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». М.: МОДЭК, МПСИ, 1998.- С. 303

  23. Шевченко Ю. С., Корнеева В. А. Методика социально-психологической диагностики ценностноличностных приоритетов // Материалы II Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Изд. «Ритм» (социальный проект), 2003. - С. 51–52.

  24. Черевач Г. Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Дисс... канд. психол. наук. Томск, 2006. – С. 77

  25. http://psyjournals.ru/exp/2012/n2/51771_full.shtml/ -   Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования - Экспериментальная психология - 2012. Том. 5, № 2

  26. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы второго международного теоретикометодологического семинара. В 2 т. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010 а. Т. 1. С. 29–34.

    Валявко С. М., Аверьянова Е. В. К вопросу об изучении ценностных ориентаций детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Специальное образование: традиции и инновации: Материалы II Международной научной практической конференции, г. Минск, 8–9 апреля, 2010 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка /Редколл.: С. Е. Гайдукевич (отв. ред.), И. К. Русакович, В. В. Радыгина и др. Минск: БГПУ, 2010 б. С. 38–40.

    Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Международная практическая конференция, посвященная Году Учителя. ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С. А. Есенина, Рязань, 2010 в. С. 239–249.

  27. Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003.- С. 239

  28. http://psyjournals.ru/exp/2012/n2/51771_full.shtml/ -  . Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования - Экспериментальная психология - 2012. Том. 5, № 2