Файл: Методология исследований ценностных ориентаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует еще одна методика диагностики ценностно-личностных приоритетов, предложенная Шевченко Ю. С. и Корнеевой В. А. [23]. Методика предназначена для детей в возрасте от 7 лет и старше и их родителей. Основной целью проведения первой части методики является сравнение духовных ценностей детей и их родителей и анализ имеющихся расхождений. Вторая часть методики помогает диагностировать степень реалистичности жизненных позиций ребенка и его родителей. Это происходит за счет того, что отвлеченные понятия переводятся в конкретную деятельность. Методика, предложенная Шевченко и Корнеевой, так же не предназначена для изучения ценностных ориентаций детей дошкольного возраста.

Таким образом, описанные методики, предназначенные для исследования ценностных ориентаций детей имеют несколько минусов. Среди них ярко выделяется тот минус, что говорит о том, что ни одна из данных методик не подходит для тестирования детей с речевыми недостатками. не дают возможности оценить широкий круг вопросов, относящихся Например, у для детей с нарушениями речевого развития присутствует плохо развитая мелкая моторика пальцев рук. И это создает трудность при рисовании и закрашивании. Так же дети могут отказываться от предложенных заданий или же не выполнять их так, как нужно для экспериментатора. Диагностические методики, которые содержат в и сложный грамматический материал, недоступны детям с ограниченными речевыми возможностями.

В качестве эксперимента некоторые из таких тестов иногда проводятся в ограниченных группах, до 15 детей. Результаты такого тестирования могут быть рассмотрены лишь в качестве предварительных. К таким методикам можно отнести, например, исследования ценностно-потребностной сферы личности детей дошкольного возраста и их родителей Черевач Г. Б.. Данные исследования показали определенное влияние системы ценностей родителей на ЦПСЛ ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, например со «стертой формой дизартрии» и «дислалии» с более четкими проявлениями в возрасте 5–6 лет [24]


2.2. Характеристика сконструированной методики исследования ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. и Аверьяновой Е.В.

На кафедре специальной и клинической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ под руководством кандидата психологических наук, доцента Валявко С.М. была сконструирована методика исследования ценностных ориентаций дошкольников как с нормативным, так и с нарушенным речевым развитием.

По данной методике, ребенок должен отвечать на задаваемые вопросы доступным ему способом. Это может быть ответ жестом, при помощи одного слова, словосочетанием, предложением. Следует отметить, что данный тест должен быть психологически безопасным.

В отличие от методик, рассмотренных выше, в данной методике используется предъявление фотографических изображений хорошо знакомых современным дошкольникам предметов, что соответствует особенностям восприятия детей исследуемого возраста.

 

Рисунок 1. Примеры фотографий для стимульного материала

В результате работы был отобран перечень ценностей старших дошкольников, состоящий из 18 позиций. Из них, в результате наблюдения, бесед с детьми и родителями, а также проведения «мозгового штурма» с участием воспитателей, учителей-логопедов и психологов были выбраны те, которые наиболее актуальны для современных детей дошкольного возраста. Было решено сократить набор до 10 предметов, показывающих основные ценности дошкольника: игра, здоровье, общение, получение удовольствия, духовно-нравственные и познавательные ценности. Были использованы наиболее популярные на момент исследования среди детей дошкольного возраста игрушки, диски и книги. Затем предлагался расширенный набор из этих предметов детям для узнавания, оценки и называния. Экспертное оценивание выбранных предметов подтвердило, что они соответствуют ценностям, которые были включены в предложенный перечень.

Далее были сделаны фотографии отобранных предметов. Фотографии были обработаны, как принято в стандартизированных тестах, например, Векслера, и представлены в черно-белом варианте. Это сделано для недопустимости воздействия на испытуемого художественным образом или цветом. Потом фотографии распечатали в двух форматах – 10 х 15 и 15 х 20 на матовой бумаге, и были показаны детям. Было решено остановиться на на формате 15 х 20. В окончательном варианте все объекты были расположены на плоскости в горизонтальном положении. Следует отметить, что после каждого вносимого изменения проводилась апробация методики.[25]


Далее следует описать проведение диагностики ценностных ориентаций. В начале перед ребенком в произвольном порядке раскладываются все 10 фотографий. Специалист-психолог задает вопрос, чтобы понять, правильно ли ребенок понимает материал. Вопрос: «Назови, что здесь изображено». Далее специалист-психолог просит ребенка: «Выбери то, что нравится тебе больше всего». Дале он откладывает выбранную ребенком фотографию. Далее все повторяется до тех пор, пока не закончатся все фотографии. В результате исследования получается набор выбранных по степени важности ценностей (от 1 до 10), что позволяет судить об отношении к ним ребенка [26]

Рисунок 2. Пример подкорректированной фотографии для стимульного материала

 Сконструированная методика получила название исследование ценностных ориентаций детей и прошла первое исследование, в котором приняла участие группа старших дошкольников. Результаты апробации оказались удовлетворительными. Несмотря на это были внесены небольшие изменения в стимульном материале. Так, фотография одной большой конфеты была заменена изображением нескольких конфет, а диск с мультфильмами был заменен на более современный и популярный. Затем набор был вновь испытан.

Авторы предлагаемой диагностической методики предлагают использовать ее для исследования ценностных ориентаций детей с различными речевыми недостатками и трудностями в общении. А так же и для других возрастных групп.

Как отмечают авторы методики, в ней есть существенные плюсы. К ним относится относительная простота восприятия, не нужно большого количества времени и, что самое важное, результаты диагностики не зависят от адекватности самооценки и способности ребенка к вербализации. Авторы утверждают, что данную методику можно использовать так же в качестве начала для установления контакта с ребенком.

Для практического обзора приведем примеры апробации данной методики. Группа детей состояла из 151 дошкольника. Все они были обследованы психолого-медико-педагогической комиссией, далее ПМПК. Основная группа включала, по заключению ПМПК, состояние речевой функции «общее недоразвитие речи». По классификации Левиной Р.Е. данный вид относится к второму и третьему уровням недоразвития. Возрастной диапазон обследуемых детей от 4,5 до 7,1 лет. Все дети имели нормальное интеллектуальное развитие, сохранные слух и зрение. Дошкольники проживали в Москве и посещали логопедические группы ДОУ компенсирующего вида.


Вторая группа детей состояла из 30 детей, речевая функция которых ПМПК характеризировалась как «фонетико-фонематическое недоразвитие». Возрастной диапазон детей от 5 до 6,10 лет. Интеллектуальное развитие детей соответствовало возрастной норме. Дошкольники второй группы посещали массовые группы детских садов.

Третьей группой стала группа заикающихся детей старшего дошкольного возраста в количестве 30 детей. Данные о речевом дефекте были получены от логопедов поликлиник и подтверждены ПМПК. Возрастной диапазон дошкольников данной группы от 4,7 до 7,1 лет. Все дети посещали детские сады компенсирующего вида.

Контрольной группой исследования стала группа детей, состоящая из 40 детей старшего дошкольного возраста с нормативной речью и нормальным интеллектуальным и физическим развитием. Возрастной диапазон обследуемых детей от 4,6 до 7,3 лет. Все дети посещали массовые группы детских садов.

Таким образом, были сформированы четыре контрастные группы с различными диагнозами, что обусловливает диагностическую валидность оценки ценностных ориентаций, получаемой с помощью предложенной методики[27]

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с общим недоразвитием речи имеют наибольшее значение ценности получения удовольствия, что отражено в шкале «гедонизм» (61 %) в приведенной ниже диаграмме.

Диаграмма 3. Анализ результатов тестирования различных групп дошкольников

На втором месте стоит ценность «здоровье» (58 %), а на третьем – «общение» (56 %). На последнем месте оказались познавательные и духовные ценности (соответственно, 42 и 37 %). Данные подтверждены результатами статистической обработки; с помощью U-критерия Манна-Уитни получены достоверные различия между выборами разных ценностей на уровне α=5 %.[28]

При исследовании ценностных ориентаций детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было установлено, что для них так же более близкими были гедонистические ценности (60 %). Второе место по значимости разделили ценности «игра» (50 %) и «здоровье» (50 %). Наименьшее количество детей с ФФН выбрали духовные ценности (32 %). Полученные данные также подтверждены результатами статистической обработки.

Для старших дошкольников с заиканием самыми значимыми являются ценности получения удовольствия (59 %) и «здоровье» (56,5 %). На третьем месте стоит ценность «общение» (54,5 %). Духовные ценности также были выбраны наименьшим количеством дошкольников (45 %).


Для сравнения с помощью методики ИЦОД были исследованы старшие дошкольники с нормативным речевым развитием. Дети данной группы в выбрали также получение удовольствия (61,5 %) и «игра» (61 %). Далее следуют «здоровье» (53.5 %) и «общение» (52 %). Наименьший вес имеют духовные ценности (34 %). Данные различий получили статистическое подтверждение.

Таким образом, анализируя общие показатели рейтингов ценностных ориентаций старших дошкольников, можно сделать вывод, что для всех исследуемых групп детей старшего дошкольного возраста характерна направленность на развлечения и получение удовольствия. Дети в первую очередь выбирали фотографии с изображением конфет и диска с мультфильмами.

Для заикающихся детей, так же как и для детей с общим недоразвитием речи, очень значимым является здоровье. Можно предположить что это может быть связано с более сложным речевым дефектом при данных формах недоразвития. Еще влияет отношение родителей к детям, так как таким детям уделяется больше внимания в плане здоровья.

Так же стоит отметить, что для заикающихся детей и для детей с ОНР, ценность «общение» очень важно, хотя само по себе достаточно затруднено.

Что касается детей с нормальным речевым развитием, то у них ценности игры и игрушек являются наиболее значимыми. У детей с речевыми недостатками эти ценности находятся на 3–4 месте из 6.

Познавательные и духовные ценностные ориентации у детей старшего дошкольного возраста оказались на последнем месте. Авторы методики предполагают, что это может быть связано с тем, что ведущей деятельностью в данном периоде развития дошкольников является игра.

Что касается духовных ценностей, то для детей с общим недоразвитием речи и заиканием они очень значимы. Познавательные ценности преобладают у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

При использовании методики можно выявить существенные различия между детьми 5 и 7 лет в различных группах, а так же различия в ценностных ориентациях между мальчиками и девочками.

В данной главе были рассмотрены и сравнены методики Непомнящей Н.И., Ореховой О.А., Шаховой И.П. и др. Эти методики были рассмотрены в сравнении со структурированной методикой исследования ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. Было выявлено,, что первая группа методик имеют несколько минусов. Данные методики предназначены не для всех групп детей. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников Валявко С.М. позволяет исследовать различные группы дошкольников: дети с нормальной речью и нормальным интеллектуальным и физическим развитием; дети с общим недоразвитием речи, дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием; заикающиеся дошкольники.