Файл: Методология исследований ценностных ориентаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развивая концепцию Пиаже Ж., Дюпон Г. связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека. Автор выделяет шесть основных стадий развития эмоциональных отношений.

В теории «эго-развития» Ловингера Дж. развитие личности понимается как единый многосторонний процесс, наиболее существенными сторонами которого выступают следующие: источник самоконтроля, стиль взаимоотношений, смысловое содержание сознание и стиль мышления. Ловингер Дж. выделяет семь основных стадий развития личности.

  • Досоциальная
  • Импульсивная
  • Самозащиты
  • Конформная
  • Сознательная
  • Автономная
  • Интеграционная

Формирование ценностных ориентации более сложный процесс. Он протекает посредством интериоризации, идентификации, интернализации.

«Интериоризация», по Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности[16] .

Интериоризация, по мнению Круглова Б.С., предполагает наличие у человека способности выделять из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность. Такую способность может проявиться при достаточно высоком уровне личностного развития.

В формировании ценностных ориентации важную роль играют эмоции.

Усвоение социальных ценностей происходит так же в процессе идентификации. Как отмечают американские психологи Массен П., Конджер Дж., Каган Дж. и Хьюстон А., идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком.

Интернализация - процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, активное воспроизводство принятых норм и ценностей в деятельности. Кроме того, интернализация воспринимает значимые события как результат деятельности.

1.2. Характеристика возрастных периодов и формирование в них ценностных ориентаций

Выготский Л.С. и Эльконин Д.Б. считает, что дошкольный возраст периодом 3-7 лет является временем, когда происходит усвоение первых этических норм. В ходе игры при помощи идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют поведение. Этот процесс осуществляется через посредника и через соучастника, где в роли посредника выступает старший, а в роли соучастника ровесник. Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. В процессе игры происходит усвоение отдельных качеств личности. Дошкольники в этот момент начинают применять нравственные оценки.


Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Новая форма деятельности и общения невольно объединяет Начинают формироваться интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства. Это показывает то, что формируются ценностные ориентации.

Подростковый возраст, который охватывает период 10-11 и 13-14 лет, показывает этап усиленного становления личности. Можно говорить о дальнейшем развитии процесса социализации. Общение подростков становится избирательным. Это сказывается на выборе образцов для подражания. И это тоже влияет на формирование ценностных ориентации.

В периоде 15-18 лет, юношеском возрасте, складываются основные компоненты личности. К ним можно отнести характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Можно сказать, что это психологические предпосылки вступления в самостоятельную жизнь. У юношей возникает потребность быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых.

На возраст 18-23 лет приходит, как правило, начало трудовой деятельности. Ценностные ориентации в этом возрасте становятся более устойчивыми. Кон И.С. называет этот период поздней юностью или началом взрослости[17]. Ананьев Б.Г. отмечает, что с началом самостоятельной трудовой деятельности строится собственный статус человека, который формируется и развивается под началом семьи и семейных ценностей, на которых он вырос.

Этот статус преемственно связан со статусом семьи, из которой человек вышел. Но на это могут влиять и жизненные обстоятельства.

По мнению Коростылевой Л.А., становлению брачно-семейных отношений помогают интегральные личностные характеристики партнеров по браку (мотивации, ценностные ориентации), сходство их образа мира, а также соотнесенность их представлений о счастье [18].

Таким образом, семья, как социальный институт, оказывает влияние на формирование ценностных предпочтений личности.

Ценности изменяются во времени в результате деятельности людей. Это не случайно, ведь люди меняются и сами. Большое влияние могут оказать социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе. Закономерным процессом развития личности является переоценка ценностей.

Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, которые выражают отношения личности к действительности. Данной точки зрения придерживаются такие ученые, как. Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л.; Анурин В.Ф.


Таким образом, ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

В современной психологии неоднократно предпринимались попытки системных описаний структуры ценностных ориентации личности. Интерес вызывает структурно - динамическая модель системы ценностных ориентации, предложенная Яницким М.С. [19]

Результаты проведенного в первой главе теоретического анализа формирования и развития системы ценностных ориентации личности позволяют сделать вывод о том, что ценностные ориентации носят динамический характер. Многие факторы, такие как значимые жизненные ситуации, к которым можно отнести создание семьи и рождение ребенка, а так же возрастные кризисы оказывают влияние на систему ценностей личности. Каждый возрастной период очень важен в жизни человека, в каждом периоде формируются ценностные ориентации. Стоит подчеркнуть, что очень важным периодом в становлении ценностных ориентаций является дошкольный возраст. О методиках изучения ценностных ориентаций пойдет речь в Главе 2.

ГЛАВА 2 . МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Характеристика различных методик исследования ценностных ориентаций для дошкольников

В последнее время возрос интерес исследователей к ценностным ориентациям детей. Это можно увидеть в работах таких авторов как Гогоберидзе, Шевченко, Корнеева, Нестерова, Полковникова. Некоторые ученые, например, Битянова, Шатров, рассматривают ценностные ориентации детей на базе ценностных ориентаций их родителей. Многие авторы говорят о том, что в современную эпоху происходит подмена образа мира в целом, наблюдается кризис идентичности как взрослого, так и более молодого поколения.


Началом формирования ценностных ориентаций является дошкольный возраст. В это время воспитание ребенка осуществляется в условиях семьи, а также немаловажную роль играет воспитание в дошкольных учреждениях. Результаты некоторых психологических исследований свидетельствуют о наличии у детей дошкольного возраста потенциальных возможностей для формирования ценностных ориентаций. Необходимо подчеркнуть, что ребенок уже в дошкольном возрасте может противостоять взрослому, нарушающему правила поведения, при этом ребенок ориентируется на уже усвоенные им ценности[20]. Необходимо отметить, что особого внимания требуют дети с различными дефектами в развитии. Так, например, ценностные ориентации ребенка с нарушением речевого развития направлены, в первую очередь на его дефект, а потом на него самого, на окружающий мир .

Рассмотрим тестовую методику, позволяющую получить информацию о ценностных ориентациях дошкольников.

Непомнящая Н. И. разработала методику «Картинки предметные». Она была одним из первых исследователей в этой области. Методика предназначается для исследования детей от 5–6 до 10–12 лет. Исходным материалом методики служит набор картинок в количестве 24– 26 штук размером 10 х 10 см. На каждой из них изображен какой-либо единичный предмет, относящийся к различным областям окружающей действительности. Каждая картинка в черно-белом исполнении. Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из двух частей. В первой части экспериментатор дает ребенку любые несколько картинок в произвольной форме из набора и просит его придумать какое-нибудь предложение к каждой из них. Во второй части исследования экспериментатор выкладывает перед ребенком весь набор картинок, предлагает выбрать любые и составить рассказ на основании выбранных картинок. Ответ ребенка фиксируется в протоколе исследования. Процедура выбора картинок и составления рассказа проводится трижды.

Эта методика, с точки зрения некоторых ученых, имеет ряд элементов, которые уже неприменимы в практике. Вот несколько из них. В самом начале следует отметить, что само содержание картинок утратило актуальность. Еще минус, что проведение занимает большое количество времени. И само требование развернутого ответа не подходит для детей с речевыми нарушениями.

Рассмотрим другие современные диагностические средства для изучения ценностных ориентаций дошкольников и возможности применения их к категории детей с общим недоразвитием речи .


Ореховой О.А. создан проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Данная диагностика проводится в форме групповых и индивидуальных занятий. Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит выборку шести цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живут» чувства: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. При раскрашивании последнего домика в третьем задании ребенок самостоятельно выбирает для себя социальный объект предпочтения, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает его в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности, т. е. ранг. Особенностью данной методики является то, что индивидуальное обследование требует больших временных затрат, а групповая диагностика и интерпретация полученных данных предъявляют особые требования к профессионализму психолога. Из практики автор рекомендует проведение методики в группах по 10–14 человек. [21]

Далее отметим методику «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», предложенную Шаховой И.П. В ней обследование проводится сугубо индивидуально. Стимульный материал состоит из карточки со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками. Психолог предлагает ребенку рассмотреть одну карточку с изображением трех фигурок детей, под которой находится другая карточка с определениями, и ответить на вопрос: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик – умный, этот – сильный, этот – здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Каким из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел бы быть?» И т. д. Ответ ребенка кодируется в бланке протокола. Затем ребенок должен ответить на следующий вопрос: «А теперь представь, что один из этих мальчиков действительно ты. Кто это может быть? Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» Результаты заносятся соответственно в графы «Ценностные ориентации» и «Самооценка» [22]. В этой методике рассматриваются такие ценности, как ум, сила, веселость, красота, аккуратность, успешность в обучении, здоровье. В соответствии с результатами выполнения данного теста психолог может судить о личностной зрелости ребенка, дифференцированности системы ценностных ориентаций, об оценке личности ребенка значимыми взрослыми, о его адаптационных возможностях.