Файл: Управление финансами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доходы бюджета за 2019–2020 гг. растут на 7,3% в номинальном выражении. При этом планируется некоторое снижение доли доходов относительно ВВП. Наиболее явно видна разница в динамике доходов и расходов на примере их соотношения с ВВП. Это соотношение по доходам снижается весьма незначительно – с 15,7% в 2018 г. до 15,1% в 2019г., т.е. всего на 0,6%, а по расходам весьма значительно – с 17% в 2018 г. до 15,6% в 2020 г., т.е. на 1,4%. Что со всей очевидностью показывает осуществление политики минимизации бюджетных расходов. Проектом бюджета предусмотрено снижение дефицита уже к 2020 г. до 0,8% к ВВП, т.е. до практического сбалансирования бюджета.

Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению фондов действительно будут способствовать повышению бюджетной стабильности, так как означают возможность не повышать налоговую нагрузку на бизнес даже в случае резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. [Смородинская, 2015]

Предположительно политика финансовой консолидации будет способствовать удержанию инфляции в заданных рамках, что создаст условия для некоторого снижения процентных ставок. Однако важно понимать, что стабилизация экономики на сложившемся уровне – это консервация низких темпов экономического роста, а переход к сбалансированному бюджету происходит в значительной степени за счет отказа от стимулирования экономики.

Анализируя данные по динамике доходов федерального бюджета на 2019-2020 годы, приведенные в таблице 2, следует отметить факт последовательного сокращения доли доходов в ВВП[2] с 15,7% в 2018 году до 14,8% в 2020 году. При этом налоговые поступления бюджета как связанные с внутренним производством, так и связанные с импортом продукции и услуг в течение трехлетнего периода возрастают. Причиной сокращения общей доли доходов в структуре федерального бюджета является снижение объемов внешних поступлений от реализации продукции нефтегазового сектора экономики на 0,2% к ВВП.

Таблица 2

Динамика доходов федерального бюджета в 2018–2020 годах

млрд. рублей

Показатель

2018г.

оценка

2019г.

2020г.

Прогноз

Отклон.

Прогноз

Отклон.

Доходы, всего(млрд. руб.)

15 257,8

15 554,6

296,8

16 285,4

730,8

в %% к ВВП

15,7

15,1

–0,6

14,8

–0,3

Нефтегазовые доходы, млрд. руб.

5 479,6

5 247,5

–232,1

5 440,4

192,9

в %% к ВВП

5,6

5,1

–0,5

4,9

–0,2

Не нефтегазовые доходы, млрд. руб.

9 778,2

10 307,1

528,9

10 845,0

537,9

в %% к ВВП

10,0

10,0

9,8

–0,2

Связанные с внутренним производством

5 098,8

5 413,2

314,4

5 818,2

405,0

НДС

3 330,9

3 558,7

227,8

3 880,1

321,4

Акцизы

961,8

1 029,3

67,5

1 053,4

24,1

Налог на прибыль

806,1

825,2

19,1

884,7

59,5

Связанные с импортом

2 959,6

3 071,1

112,7

3 143,4

72,3

НДС

2 294,0

2 402,3

108,3

2 473,8

71,5

Акцизы

92,2

97,8

5,6

102,1

4,3

Ввозные пошлины

572,2

571,0

–1,2

567,5

–3,5

Прочее

1 721,0

1 822,8

101,8

1 883,4

60,6


Отношение проекта бюджета к решению задачи экономического роста и повышению качества жизни населения в значительной мере определяется распределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета. Эти данные приведены в таблице 3.

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в 2019-2020 гг. по разделам классификации расходов бюджета

Показатели

млрд руб.

в % к расходам

2019г.

2020г.

2019г.

2020г.

Всего

16373,7

16726,4

100,0%

100,0%

Общегосударственные вопросы

1243,5

1238,9

7,6%

7,4%

Национальная оборона

2798,5

2808,0

17,1%

16,8%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2131,0

2140,7

13,0%

12,8%

Национальная экономика

2377,0

2438,7

14,5%

14,6%

ЖКХ

98,5

91,0

0,6%

0,5%

Охрана окружающей среды

92,8

98,2

0,6%

0,6%

Образование

653,4

668,8

4,0%

4,0%

Культура, кинематография

89,2

84,5

0,5%

0,5%

Здравоохранение

428,5

499,4

2,6%

3,0%

Социальная политика

4741,8

4873,3

29,0%

29,1%

Физкультура и спорт

37,3

38,9

0,2%

0,2%

СМИ

67,8

67,9

0,4%

0,4%

Обслуживание государственного и муниципального долга

819,1

869,8

5,0%

5,2%

Межбюджетные трансферты общего характера

795,4

808,2

4,9%

4,8%

Как видно из таблицы 3, основными статьями расходов федерального бюджета остаются отчисления на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, общегосударственные вопросы. В совокупности на перечисленные виды расходов направляется порядка 80% бюджетных средств. При этом удельный вес каждой из перечисленных статей несколько снижается в 2020 году (в общей сложности на 0,5 процентных пункта к предыдущему – 2019 году).


Для проекта федерального бюджета на 2019-2020 гг. характерна ставшая традиционной финансовая консолидация и изъятие средств из финансового обеспечения экономического роста. Возобновленное действие бюджетного правила должно обеспечивать изъятие доходов, полученных в результате превышения фактической мировой цены нефти над расчетной величиной в суверенный фонд. В таблице 4 отражена планируемая динамика средств фонда национального благосостояния.

Таблица 4

Прогноз объема Фонда национального благосостояния 2019-2021гг.[3]

Показатели

2019г.

2020г.

2021г.

Законопроект

Объем ФНБ на начало года, трлн руб.

3,8

7,9

11,5

Пополнение, трлн руб.

4,1

3,4

2,8

Объем ФНБ на конец года, трлн руб.

7,9

11,5

14,3

В % к ВВП

7,5

10,4

12,1

Как видно из таблицы 4 в 2021 г. фонд национального благосостояния пополнится весьма скупо, но было и заметное его использование - он предназначался для пополнения Пенсионного фонда. И вот с 2019 г. резко меняется направление движения средств Фонда. В результате к концу планового периода объем ФНБ составит 14,3 трлн руб., что сопоставимо со всем объемом доходов федерального бюджета (33,7 трлн руб.). А его отношение к ВВП составит 12,1%. Очевидно, что это истощает финансовое обеспечение экономического роста, создавая иллюзию финансового благополучия. Если бы средства ФНБ стали основой для формирования пенсионных накоплений, что обеспечило бы приток «длинных денег»[4] на финансовом рынке, его активное пополнение можно было только приветствовать. Однако средства Фонд лишь частично планируется направлять на пенсионное обеспечение – в части обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Основной целью остается обеспечение сбалансированности федерального бюджета, т.е. поддержка проциклической бюджетной политики.

Таким образом, у государства есть огромные возможности значительно увеличить финансовое обеспечение экономического роста.

Общая оценка направленности государственной бюджетной политики на освещенный в Президентском послании период ближайших шести лет требует обязательного сопоставления проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития (таблица 5).


Таблица 5

Параметры прогноза социально-экономического развития на период 2019-2021 гг.[5]

Показатели

2019г.

2020г.

2021г.

Темпы прироста (%):

ВВП

1,3

2,0

3,1

Промышленности

2,4

2,5

2,8

Инвестиций в основной капитал

3,1

7,6

6,9

Оборот розничной торговли

1,7

2,0

2,6

Реальные располагаемые доходы населения

1,0

1,7

2,2

Производительность труда

1,3

1,9

2,9

Уровень безработицы

4,8

4,7

4,7

Экспорт

3,7

3,1

3,2

В % к ВВП

26,4

25,1

24,0

Импорт

9,1

3,1

3,2

В % к ВВП

16,4

16,7

16,7

Инфляция

4,3

3,8

4,0

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности

10,5

10,0

9,5

Прежде всего, обращает на себя внимание крайне скачкообразные показатели экономического роста, причем по многим параметрам. Это касается, прежде всего, резкого спада в 2019 г. прироста ВВП, промышленности, розничной торговли. Особенно настораживает резкое повышение темпов прироста ВВП в 2021 г. данную ситуацию можно объяснить резким ростом инвестиций в основной капитал в 2020 г. Но ничто не мешает сдвинуть тот рост на год раньше, т.е. на 2019 г., что даст толчок на устойчивый экономический рост в дальнейшем. Это значит, что для того, чтобы обеспечить в 2019-2020 гг. резкий рост всех инвестиций, необходимо обеспечить рост бюджетных инвестиций. А за бюджетом начнем интенсивно вкладываться и бизнес. Вызывают возражения и некоторые макроэкономические пропорции. Так совершенно неприемлемым является то, что темпы прироста реальных располагаемых доходов населения за весь период предстоящего трехлетия ниже, чем темпы прироста ВВП. Таким образом, в представленной на утверждение бюджетной концепции наряду с уже традиционной тенденцией последовательного изъятия из хозяйственного оборота финансовых ресурсов, проявляется и еще одна тенденция - сохранение цикличности развития. Предстоящее очень важное для страны шестилетие в бюджетной политике вновь формируется не как единый период устойчивого долговременного роста, а двумя уже привычными циклами: трехлетнего периода движения от профицита к дефициту и следующего трехлетнего периода борьбы за новый профицит.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подведя итоги по проведённому исследованию, можно сделать некоторые выводы. Одним из критериев стабильного развития экономики является хорошо отлаженная система управления финансами. Под управлением финансами понимается осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе - финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций. Главной целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мошенский С.З Зарождение финансового капитализма [Книга]. - Киев : Планета, 2016. - стр. 278. - Экономика. Экономические науки-Всеобщая экономическая история-Финансы-Финансовый рынок.
  2. Величко М. В. Ефимов В. А., Зазнобин В. М. Экономика инновационного развития: управленческие основы экономической теории [Книга]. : Directmedia, 2015. - стр. 649.
  3. Воробьев А.В. Леонтьев В.Е. КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ [Учебное пособие]. - Киров :, 2017. - стр. 174.
  4. Репина Е.А. Анопченко Т.Ю, Володин Р.С. Менеджмент[Учебное пособие]- Ростов н/Д : АкадемЛит, 2015. - стр. 316.
  5. Брагинская Лада Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности [Книга]. - 2017. -: стр. 424.
  6. Авакьян С.А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь. - : Юстицинформ М, 2015. - стр. 640.
  7. Александр Зрелов Юрий Кваша, Михаил Харламов Налоговое право: конспект лекций [Учебное пособие]. Москва. Юрайт- 2018.
  8. Александров Игорь Уклонение от уплаты налогов. Основы криминалистической характеристики [Книга]. - 2017. - Litres. - стр. 337
  9. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу [Книга]. - Москва : ИЭ РАН, 2015. - стр. 344.
  10. Ли Виктор и Мустафина Акмарал Финансы в вопросах и ответах [Книга]. - Алматы, 2016. - стр. 439.
  11. Закон о бюджете от 29.11.2017 О бюджете РФ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] http://budget.mos.ru/project_summary_2018_2020 (дата обращения: 06.02.2019).