Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на малом предприятии
1.2. Упрощенная форма бухгалтерской отчетности
2. Анализ упрощенной формы бухгалтерского учета в ОАО «АЗЫК»
2.1. Характеристика предприятия ОАО "АЗЫК"
2.2 Особенности ведения учета на малом предприятии при общей системе налогообложения
2.3. Внедрение МСФО как альтернатива развития для малого бизнеса
Продолжение таблицы 2.1
Текущий налог |
3708 |
2932 |
2037 |
-895 |
0,69 |
-1671 |
0,55 |
Прочее |
1805 |
850 |
5266 |
4416 |
6,19 |
3461 |
2,9 |
Чистая прибыль |
13029 |
10879 |
2884 |
-7995 |
0,26 |
-10145 |
0,22 |
Совокупный финансовый результат |
13029 |
10879 |
2884 |
-7995 |
0,26 |
-10145 |
0,22 |
Анализируя отчёт о финансовых результатах на основе таблицы 2.1 можно следующие выводы:
1. Величина выручки в динамике за 3 года имела тенденцию к постоянному сокращению за счёт увеличения расходов. В итоге общее сокращение величины выручки с 2014 по 2016 составило 240163 тыс.р., т.е. 62%.
2. Себестоимость продукции ОАО «АЗЫК» наоборот уменьшалась в динамике за 3 года по отношению к выручке. Общее сокращение себестоимости составляет 230118 тыс.р., т.е. 66%.
3. Величина валовой прибыли в итоге за 3 года после непрерывного снижения составила 27386, что на 10046 тыс.р. меньше, чем в 2014 году, т.е. в 0,73 раза.
4. Прибыль от продаж имела постоянную тенденцию к снижению за счет увеличения коммерческих расходов и процентов к уплате в период с 2014 по 2015 год и в период 2015-2016 г. соответственно. Величина прибыли составила 11463 тыс.р., что на 8576 тыс.р. меньше, чем в 2014 году, т.е. на 51 %.
5. Величины прочих доходов и расходов увеличивались в период с 2014 по 2016 год. Но расходов было больше, что отразилось на снижении предыдущих показателей. В отчётном году величина доходов составила 10040 тыс.р., а величина расходов 10119 тыс.р.
6. Сокращалась и прибыль до налогообложения. С 18542 тыс.р. до 10187 тыс.р. в период с 2014 по 2016 год. Общее сокращение составило 8355 тыс.р., т.е. 55 %.
7. Так же произошло снижение чистой прибыли на 10145 тыс.р., т.е. на 22 % в динамике за 3 года.
Делая вывод об эффективности текущей деятельности организации в динамике за 3 года можно сказать, что к концу 2016 года отношение валовой к выручке составило 6,9 %, что говорит о плохой отдаче капитала, т.е. на 1 р. вложенного капитала приходится 0,06 р. В 2015 отношение составляло 6,1 %, что говорит о ещё более плохой эффективности организации. А в 2014 году данное соотношение составляло 5,8 %, таким образом 2016 год был самым эффективным в деятельности организации.
Что же касается соотношения чистой прибыли к выручке, то в динамике за 3 года можно увидеть, что в 2014 году соотношение составило 2,04 % от выручки, в 2015 году соотношение уменьшилось до 1,86 %, а в 2016 составило 0,7 %. Видно, что 2014 год оказался самым эффективным, но в 2016 и 2015 году были велики % к уплате и расходы. Т.о. можно сказать, что самым эффективным был 2016 год. А так же о том, что организация рационально распределяет свои расходы и доходы.
2.2 Особенности ведения учета на малом предприятии при общей системе налогообложения
В настоящее время существует несколько различных режимов налогообложения. При этом только некоторые режимы налогообложения налогоплательщик вправе выбрать к применению, другие – являются обязательными, если предприятие удовлетворяет определенным условиям. Рассмотрим порядок ведения учета при общей системе налогообложения на примере ОАО «АЗЫК»[33].
Для ведения в ОАО «АЗЫК» учета, в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, используется разработанный рабочий план счетов бухгалтерского учета. ОАО для оформления хозяйственных операций использует типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы. ОАО «АЗЫК» для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, использует следующие формы регистров бухгалтерского учета: журналы-ордера, главную книгу, книгу покупок, книгу продаж. Каждый журнал-ордер ведется по одному счету или по нескольким близким по своему содержанию счетам. В конце месяца итоги журналов-ордеров переносятся в главную книгу, которая открывается на год и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной сверки записей по отдельным счетам[34].
Частично бухгалтерский учет автоматизирован, обработка информации предусматривает использование программы «Склад. Учет товаров». Программа предназначена для ведения оперативного складского учета и автоматизации управления складом. Позволяет отслеживать остатки товаров и материалов на складе и получать отчеты по остаткам на любую дату. Товарный учет в программе основывается на ведении карточек складского учета. В карточках хранится вся информация по товару. Программа ведет учет движения товара на складе с помощью приходных и расходных накладных. В связи с этим все документы хранятся на предприятии в электронном виде в течение 5 лет[35].
Все расчеты с поставщиками и заказчиками осуществляются только в безналичной форме. Денежные средства хранятся в банке, для чего открыт расчетный счет. Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту – их выбытие. Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки с этого счета, которые банк выдает ежедневно. К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации[36].
Учет материально-производственных запасов отражается по фактической себестоимости, и списываются соответственно по каждой единице. Списание товаров происходит ежемесячно суммарным способом.
Налог на добавленную стоимость рассчитывается по ставке 18%. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога к возмещению и суммой налога к уплате. В связи с тем, что ОАО «АЗЫК» является торговым предприятием, то имеется определённая специфика в формировании цен на товары предприятия и формирование его затрат[37].
Кратко рассмотрим специфику деятельности ОАО «АЗЫК». За основу отпускной цены в торговой организации принимается закупочная цена товара, на которую торговая организация устанавливает наценку в процентах от закупочной цены, при этом НДС от закупочной цены не отделяется.
За счёт торговых наценок формируется валовой доход ОАО «АЗЫК» из которого она погашает все затраты: затраты на организацию торговли; затраты на оплату работника; начисления в фонды социального страхования; коммерческие и управленческие затраты и т. д.
В ОАО «АЗЫК» средняя величина наценки на реализуемый оптом товар не превышает 20%, что позволяет достигать высоких оборотов при реализации продукции[38].
Организация бухгалтерского учета в ОАО «АЗЫК»
В соответствии с типовыми рекомендациями учет затрат на осуществление деятельности следует вести на малом предприятии по видам затрат (материальные затраты; расходы на оплату труда; отчисления в фонды социального страхования; амортизация и прочие расходы), по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции, местам производства продукции (работ, услуг), а также расходам на единицу продукции[39].
По причине малочисленности работников бухгалтерской службы малые предприятия, как правило, ведут лишь синтетический учет затрат. Это обусловлено, во-первых, отсутствием информационных запросов со стороны пользователей бухгалтерской информации и, во-вторых, ограниченными финансовыми, техническими и трудовыми возможностями малых предприятий[40].
Отказ малого предприятия от ведения аналитического учета затрат по видам изделий с подразделением их на прямые и косвенные упрощает бухгалтерскую работу, но вызывает дополнительные технические проблемы при заполнении деклараций в системе налогового учета.
Рассмотрим основные моменты ведения бухгалтерского учета в исследуемом предприятии[41].
Учет в ОАО «АЗЫК» ведется с помощью программы «Склад. Учет и торговля». В программе ведется работа с первичными документами: приходными и расходными накладными, счет-фактурами, счетами на оплату, внутренними накладными, ведется реестр выписанных и отгруженных накладных. По введенным документам автоматически на любую дату формируется полный набор отчетов (ведомости прихода-расхода; сальдо-оборотные ведомости; прайс-листы; складская справка; инвентаризационные ведомости).
2.3. Внедрение МСФО как альтернатива развития для малого бизнеса
Цель перехода России к МСФО заключается в улучшении качества и информативности бухгалтерского учета, что является важным для всех пользователей, и прежде всего для банков, оценивающих на их основе финансовое положение заемщиков. В настоящее время ряд шагов и действий предприняты с целью организации сближения международной и российской систем бухгалтерского учета и отчетности[42].
Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО) представляют собой признанную систему учета и отчетности во всем мире. Внедрение МСФО позволяет странам и компаниям предоставлять данные системы бухгалтерского учета и финансовую отчетность в более точной и достоверной форме. Совет по Международным Стандартам Бухгалтерского Учета / International Accounting Standard Board (IASB) является органом регулирования международных стандартов, который ставит перед собой задачу по способствованию развитию МСФО. Данный факт предоставляет возможность финансовому рынку становиться более прозрачным, ответственным и эффективным. Следует отменить, что для работы Совета является важным осуществление контроля за регулированием требований и основных правил в части публикаций по глобальным стандартам бухгалтерского учета в более понятной и доступной форме для всех заинтересованных пользователей[43].
В Российской Федерации программа перехода на МСФО была начата в 1998 году, что обусловлено тем фактом, что у российских правовых систем существует множество разногласий с рядом пунктов и правил международной системы учета. Применение МСФО может быть произведено только в случае полного пересмотра всей концепции и системы бухгалтерского учета в России, поскольку резкий переход скажется негативно на качестве финансовой отчетности российских организаций. Регулирующие органы Российской Федерации придерживается процесса поэтапного осуществления введения и внедрения бухгалтерского учета и правовых изменений. В России система бухгалтерского учета на протяжении длительного времени существовала в условиях плановой экономики. Главным пользователем данных, сформированных в бухгалтерском учете и системе отчетности, являлось правительство, которое представлено секторными министерствами, агентствами и органами планирования, статистики и финансами[44].
Государственная система финансового контроля в ходе своей работы, в основном, делала упор на разрешение различных конфликтов и проблем в части идентификации отклонений от предписанных моделей экономического поведения компаний. Изменения в системе общественных отношений, в сочетании с гражданской и правовой средами, обусловлены потребностью в соответствующем преобразовании бухгалтерского учета[45].
Процесс преобразования национальной системы учета подразумевает под собой процесс контроля за полноценным функционированием экономической реформы в Российской Федерации. С целью внесения изменений и разъяснений по сложившейся ситуации, Программа бухгалтерской реформы была подготовлена, издана и принята на основании требований Международных Стандартов Финансовой Отчетности. Цель данного преобразования бухгалтерского учета и системы отчетности заключается в том, чтобы произвести полный пересмотр национальной системы учета в соответствии с требованиями экономического рынка и Международных Стандартов Финансовой Отчетности. Необходимо отметить три основных цели бухгалтерской реформы[46]:
1. Создать систему бухгалтерского учета и отчетности, которая предоставляет полезную информацию пользователям и прежде всего инвесторам.
2. Гарантировать последовательность бухгалтерской реформы в России и главных тенденций в процессе гармонизации МСФО[47].