Файл: Процессы управления проектами (Анализ процессов управления проектами на примере открытия тайм-кафе «Чердак»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Тема курсового проекта актуальна потому что понятие процессы входит в перечень основных понятий управления проектами.

Управление проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются чёткие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и другими), временем, качеством и рисками[1]. Является одной из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин нашего времени.

Управление проектами - интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта - часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы управления проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит и их взаимосвязи.

Проект состоит из процессов. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы: процессы управления проектами - касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее); процессы, ориентированные на продукт - касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения. В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Целью работы является приобретение навыков проектирования в процессе разработки авторского учебного проекта на выбранную тему.

Задачами работы являются:

  • изучение современной литературы на данную тематику;
  • характеристика проектов и сущность управления проектами;
  • обоснование и пояснение основных процессов управления проектами;
  • изучение критериев и условий реализации проекта;
  • разработка проекта;
  • формирование мнения и выводов по проделанному исследованию.

Объектом исследования является разрабатываемый проект.

Предметом исследования являются теоретические аспекты и методические основы управления проектами, в том числе и процессов.


Глава 1. Теоретические аспекты процессов управления проектами

Общая характеристика проектов и сущность управления проектами

Любой курсовой проект начинается с исследования предметной области. Необходимо разобраться в основных понятиях, проструктурировать накопленные знания и дополнить пробелы.

Итак, начнем с представления о проектах. В различных источниках можно найти разнообразные определения понятия «проект»; в целом, они не противоречат, а дополняют друг друга.  Проект (англ. project)– это:

  • что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие;
  • некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты[2];
  • уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам[3];
  • целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги;
  • группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей;
  • временная структура для создания уникального продукта, услуги[4].

Ключевыми особенностями проекта являются:

  • строгие и обоснованные цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;
  • наличие внутренних и внешних взаимосвязей операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении проекта, что создает возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ;
  • определенные сроки начала и конца проекта;
  • ограниченные ресурсы;
  • определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления;
  • неизбежность различных конфликтов.

Таким образом, многие проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством.


Проект как объект управления описывается совокупностью характеристик: назначение проекта, его стоимость, качество, сроки исполнения, риски и т.д. (табл. 1).

Предметная область проекта – содержательная сущность проекта: цели проекта, задачи, объемы работ и ресурсов, необходимых для их достижения.

Цель проекта – желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.

Стратегия проекта – центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии.

Стратегия проекта – это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период времени, представляющий собой горизонт планирования проекта.

Таблица 1

Характеристики проекта[5]

Характеристики

Комментарий

Назначение (цель) проекта

- описываются новые продукты или услуги, которые получит потребитель в результате реализации проекта

Стоимость проекта

- сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта

Объемы работ проекта

- количественные показатели объема работ проекта

Сроки выполнения проекта

- время выполнения проекта (даты начала, окончания, продолжительность)

Качество проекта

- соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества

Ресурсы

- ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, например, оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, информационные системы, производственные площади и др.

Исполнители

- специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав (назначение) и квалификация

Риски проекта

- определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта - специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.


Команда проекта включает руководителя проекта и группу лиц, которые действуют вместе при исполнении работ проекта для достижения целей проекта. Команда проекта состоит из руководителя проекта, персонала, отвечающего за управление проектом, и остальных членов команды, которые выполняют работу, но не обязательно участвуют в управлении проектом.

Данная команда состоит из представителей различных групп, обладающих знаниями в конкретной предметной области или набором конкретных навыков для выполнения работ по проекту. Структура и характеристики команды проекта могут широко различаться, но одно остается неизменным — это роль руководителя проекта как лидера команды независимо от того, какие полномочия может иметь руководитель проекта по отношению к членам команды.

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на четыре основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и завершающую[6].

На прединвестиционной фазе осуществляется анализ инвестиционных возможностей, то есть, разрабатывается концепция проекта. Главная задача этапа - определение конечных целей проекта и путей их достижения. Следующий шаг предусматривает проведение предварительного технико-экономического обоснования проекта, в процессе которого проводится оценка жизнеспособности проекта. Для этого рассматривается ряд альтернативных вариантов проекта, сформулированных на предыдущем этапе и осуществляется их сравнительная оценка по определенным критериям и обоснование выбора наилучшей альтернативы.

Инвестиционная фаза начинается с проведения тендеров и заключения контрактов на проектно-изыскательские работы, поставку оборудования и проведение подрядных работ.

В фазе эксплуатации сталкиваются с краткосрочными и долгосрочными проблемами. Краткосрочные проблемы связаны с началом производства. Эти проблемы возникают с вводом в строй оборудования, нехваткой квалифицированного персонала, освоением технологий. Большинство из перечисленных проблем берут начало в инвестиционной фазе.

Фаза завершения проекта включает проведение эксплуатационных испытаний, сдачу проекта и закрытие контракта. Целью проведения эксплуатационных испытаний является получение точных данных, характеризующих уровень результатов, достигнутых в ходе выполнения работ по проекту.


Результатом проекта в зависимости от цели проекта могут быть: научная разработка, новый технологический процесс, новый вид продукции, программный продукт, строительный объект, новые производственные мощности и т.д.

Основные процессы управления проектами

Проект состоит из процессов. Процесс – это совокупность действий, приносящая результат[7]. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:

  • Процессы управления проектами — касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее).
  • Процессы, ориентированные на продукт — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Группы процессов. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:

  • процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;
  • процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
  • процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
  • процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
  • процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
  • процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.

Рисунок 1. Наложение групп процессов в фазе[8]

Процессы управления проектами накладываются друг на друга, как показано на рисунке 1, и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на рисунке. Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами – результат выполнения одного становится исходной информацией для другого[9].