Файл: Процессы управления проектами (Анализ процессов управления проектами на примере открытия тайм-кафе «Чердак»).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. Тема курсового проекта актуальна потому что понятие процессы входит в перечень основных понятий управления проектами.
Управление проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются чёткие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и другими), временем, качеством и рисками[1]. Является одной из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин нашего времени.
Управление проектами - интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта - часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы управления проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит и их взаимосвязи.
Проект состоит из процессов. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы: процессы управления проектами - касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее); процессы, ориентированные на продукт - касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения. В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.
Целью работы является приобретение навыков проектирования в процессе разработки авторского учебного проекта на выбранную тему.
Задачами работы являются:
- изучение современной литературы на данную тематику;
- характеристика проектов и сущность управления проектами;
- обоснование и пояснение основных процессов управления проектами;
- изучение критериев и условий реализации проекта;
- разработка проекта;
- формирование мнения и выводов по проделанному исследованию.
Объектом исследования является разрабатываемый проект.
Предметом исследования являются теоретические аспекты и методические основы управления проектами, в том числе и процессов.
Глава 1. Теоретические аспекты процессов управления проектами
Общая характеристика проектов и сущность управления проектами
Любой курсовой проект начинается с исследования предметной области. Необходимо разобраться в основных понятиях, проструктурировать накопленные знания и дополнить пробелы.
Итак, начнем с представления о проектах. В различных источниках можно найти разнообразные определения понятия «проект»; в целом, они не противоречат, а дополняют друг друга. Проект (англ. project)– это:
- что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие;
- некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты[2];
- уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам[3];
- целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги;
- группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей;
- временная структура для создания уникального продукта, услуги[4].
Ключевыми особенностями проекта являются:
- строгие и обоснованные цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;
- наличие внутренних и внешних взаимосвязей операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении проекта, что создает возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ;
- определенные сроки начала и конца проекта;
- ограниченные ресурсы;
- определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления;
- неизбежность различных конфликтов.
Таким образом, многие проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством.
Проект как объект управления описывается совокупностью характеристик: назначение проекта, его стоимость, качество, сроки исполнения, риски и т.д. (табл. 1).
Предметная область проекта – содержательная сущность проекта: цели проекта, задачи, объемы работ и ресурсов, необходимых для их достижения.
Цель проекта – желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.
Стратегия проекта – центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии.
Стратегия проекта – это комплекс целей и принципов, позволяющих распределить необходимые ресурсы на период времени, представляющий собой горизонт планирования проекта.
Таблица 1
Характеристики проекта[5]
Характеристики |
Комментарий |
Назначение (цель) проекта |
- описываются новые продукты или услуги, которые получит потребитель в результате реализации проекта |
Стоимость проекта |
- сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта |
Объемы работ проекта |
- количественные показатели объема работ проекта |
Сроки выполнения проекта |
- время выполнения проекта (даты начала, окончания, продолжительность) |
Качество проекта |
- соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества |
Ресурсы |
- ресурсы, требующиеся для осуществления проекта, например, оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, информационные системы, производственные площади и др. |
Исполнители |
- специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав (назначение) и квалификация |
Риски проекта |
- определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект |
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта - специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.
Команда проекта включает руководителя проекта и группу лиц, которые действуют вместе при исполнении работ проекта для достижения целей проекта. Команда проекта состоит из руководителя проекта, персонала, отвечающего за управление проектом, и остальных членов команды, которые выполняют работу, но не обязательно участвуют в управлении проектом.
Данная команда состоит из представителей различных групп, обладающих знаниями в конкретной предметной области или набором конкретных навыков для выполнения работ по проекту. Структура и характеристики команды проекта могут широко различаться, но одно остается неизменным — это роль руководителя проекта как лидера команды независимо от того, какие полномочия может иметь руководитель проекта по отношению к членам команды.
Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на четыре основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и завершающую[6].
На прединвестиционной фазе осуществляется анализ инвестиционных возможностей, то есть, разрабатывается концепция проекта. Главная задача этапа - определение конечных целей проекта и путей их достижения. Следующий шаг предусматривает проведение предварительного технико-экономического обоснования проекта, в процессе которого проводится оценка жизнеспособности проекта. Для этого рассматривается ряд альтернативных вариантов проекта, сформулированных на предыдущем этапе и осуществляется их сравнительная оценка по определенным критериям и обоснование выбора наилучшей альтернативы.
Инвестиционная фаза начинается с проведения тендеров и заключения контрактов на проектно-изыскательские работы, поставку оборудования и проведение подрядных работ.
В фазе эксплуатации сталкиваются с краткосрочными и долгосрочными проблемами. Краткосрочные проблемы связаны с началом производства. Эти проблемы возникают с вводом в строй оборудования, нехваткой квалифицированного персонала, освоением технологий. Большинство из перечисленных проблем берут начало в инвестиционной фазе.
Фаза завершения проекта включает проведение эксплуатационных испытаний, сдачу проекта и закрытие контракта. Целью проведения эксплуатационных испытаний является получение точных данных, характеризующих уровень результатов, достигнутых в ходе выполнения работ по проекту.
Результатом проекта в зависимости от цели проекта могут быть: научная разработка, новый технологический процесс, новый вид продукции, программный продукт, строительный объект, новые производственные мощности и т.д.
Основные процессы управления проектами
Проект состоит из процессов. Процесс – это совокупность действий, приносящая результат[7]. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:
- Процессы управления проектами — касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее).
- Процессы, ориентированные на продукт — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.
В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.
Группы процессов. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления:
- процессы инициации — принятие решения о начале выполнения проекта;
- процессы планирования — определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
- процессы исполнения — координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
- процессы анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
- процессы управления — определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
- процессы завершения — формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
Рисунок 1. Наложение групп процессов в фазе[8]
Процессы управления проектами накладываются друг на друга, как показано на рисунке 1, и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на рисунке. Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами – результат выполнения одного становится исходной информацией для другого[9].