Файл: Виды юридических лиц ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от юридических лиц частного права юридические лица публичного права в основном обладают не общей, а специальной правоспособностью. Неодинаковы их организационные модели и субъектный состав. Так, имеет свои особенности штатный состав в органах и учреждениях публичной власти; отличается и организация общественных объединений, основанных на равноправии их членов, вне зависимости от внесенного ими капитала.

Таким образом, единый образ юридического лица, который лежит в основе концепции действующего Гражданского кодекса РФ, в современных условиях все больше размывается и остается существовать в абстракции. Вместе с тем сказанное не означает, что обобщенные понятия не нужно создавать, напротив, они необходимы как инструмент познания реальности. В анализируемой сфере она проявляется в наличии юридических лиц, действующих в сфере как частных, так и публичных отношений. Каждому из них присуще свое главное качество, которое остается неизменным. В смешанных формах тоже доминирует определенное качество. Например, когда юридические лица частного права по уполномочию публичной власти выполняют публичные функции или когда органы государства вступают в гражданско-правовые отношения, покупая, в частности, оборудование или канцелярские товары, сама сущность юридического лица не меняется. Оно по-прежнему остается частным или публичным.

Обращаясь к главным характеристикам юридических лиц в цивилистике, существующим классификациям и их применимости к «нетрадиционным» юридическим лицам, возможно выделить следующую триаду исходных положений:

1) юридическое лицо — это организация;

2) существуют государственные и негосударственные юридические лица;

3) юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими.

Не отвергая их значения для классификации юридических лиц, заметим, что они имеют недостатки, не позволяющие рассматривать их как базовые в юридической классификации. Так, понятие «организация» не охватывает все известные формы.

Среди юридических лиц, действующих в публично-правовых отношениях, присутствуют, как указывалось, органы, общественные учреждения, публично-правовые образования и др. К тому же с позиций публичного права организация — это один из видов общественных объединений. Поэтому обобщающим понятием для юридических лиц может выступить понятие «формирование» или «образование».

Различие государственных и негосударственных юридических лиц изначально не очень удачно, поскольку определение через отрицание по канонам логики не является определением. Кроме того, признание и регистрация юридического лица всегда связаны с действием государства. Это государственные функции либо функции по уполномочию государства.


Наконец, указанное деление основывается на представлениях о существовании только центральной публичной государственной власти. Но есть и другие формы публичной власти: субъектов федерации, территориальных автономий, местного самоуправления [11].

Соответственно, основное различие сводится не к противопоставлению государственного и негосударственного, а к дихотомии публичного и частного, имея в виду цели и сущность юридических лиц, хотя это не означает, что частные формирования не могут выполнять общественно полезные функции, а публичные — участвовать в частноправовых отношениях.

Можно, конечно, спорить, насколько верно отнесение весьма широкого перечня органов публичной власти к категории юридических лиц, но это уже отражено в нашем законодательстве в массовом масштабе. Развивая концепцию юридических лиц в российском праве, разрабатывая поправки в Гражданский кодекс РФ, необходимо, как отмечает В. Е. Чиркин, либо учесть такое законодательство в общих понятиях и классификациях юридических лиц, либо признать, что все отмеченные выше положения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ о юридических лицах, выполняющих властные функции, с позиций цивилистической науки неверны и отменить их, либо согласиться с тем, что нужны иные общие понятия и классификации юридических лиц, отражающие современные реалии, а не те, что были разработаны наукой в ХIХ в. [22].

Различие коммерческих и некоммерческих юридических лиц хотя и очевидное, но не правовое, а экономическое. К тому же, как отмечалось выше, некоммерческие организации зачастую тоже в какой-то мере занимаются хозяйственной деятельностью. В настоящее время предлагается выделять до 10 видов коммерческих юридических лиц и до 23 видов некоммерческих [17]. Подобные перечни неполны и крайне усложнены, в том числе потому, что экономический подход недостаточен для классификации юридических лиц.

Следует заметить, что цивилисты уже давно, с конца XIX в., используют понятие «публичное юридическое лицо». Более полутора столетий гражданские кодексы относят к отдельной категории юридических лиц публичного права.

В гражданских и торговых кодексах чаще всего содержится только упоминание юридических лиц публичного права; иногда — отсылочные статьи к другим статьям, регулирующим статус юридических лиц (Германия); в отдельных случаях — только признание этой категории юридических лиц и отказ от их регулирования (Нидерланды).

Последняя модель представляется предпочтительной, но недостаточной, поскольку требует уточнения, что гражданское право не занимается юридическими лицами публичного права до тех пор, пока они не участвуют в отношениях, регулируемых им. Кстати, такую форму размежевания можно было бы применить и в Гражданском кодексе РФ. В отдельных случаях в зарубежном праве имеются определения юридических лиц публичного права, но такие определения не имеют обобщающего характера либо ограничиваются перечислением тех формирований, которые относятся к таким юридическим лицам.


Обобщая накопленный опыт законодательства, цивилистические и публично-правовые научные исследования, допустимо предложить параметры общего понятия юридического лица, которое охватит то главное, что присуще и юридическим лицам частного права, и юридическим лицам публичного права, и на его основе сформулировать понятие юридического лица публичного права. При моделировании определений считаем возможным развить концепцию В. Е. Чиркина, изложенную в ряде его работ [24].

Юридическое лицо — это признанное государством в этом качестве правовое образование, имеющее различные организационно-правовые формы и структуры управления, участвующее в гражданско-правовых и (или) публично-правовых отношениях, обладающее имуществом на праве собственности, пользования или ином основании, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои решения и действия.

На основе такого исходного определения можно сформулировать понятие юридического лица публичного права. Под ним понимается созданное либо признанное государством в этом качестве некоммерческое образование, имеющее различные организационно-правовые формы, участвующее в социально значимых целях в публично-правовых отношениях посредством применения властных полномочий и принимающее в установленных законом случаях участие в гражданско-правовых отношениях, обладающее имуществом на праве собственности, пользования или ином основании, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои акты и действия в особом и (или) дополнительном к гражданской ответственности порядке.

В завершение отметим целесообразность закрепления в Конституции РФ понятия юридических лиц публичного права, как это сделано в конституциях ряда стран, отметить общественно необходимую роль законно действующих юридических лиц частного права. Такие включения в Конституцию могли бы иметь не только ориентирующее значение для гармонизации законодательства и правоприменительной практики, но и позитивное воздействие на социально-экономическую жизнь страны.

2 Классификация юридических лиц в свете реформирования гражданского законодательства

Первые юридические лица были еще в праве Древнего Рима, но тогда они еще только начинали путь своего развития и имели только внешнее сходство с современным понятием организации: общее имущество, имущство организации и т.д. Но уже в то время была классификация юридических лиц. Так, например, было разделение по объему прав на государственные и частные, по форме собственности – на государственные и частные и т.п.


В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо это – организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].

Сущность правовой конструкции «юридическое лицо» исследовалась учеными разных стран на протяжении всего существования данной формы организации предпринимательской деятельности. При этом разрабатывались и обосновывались теории сущности юридического лица, которые, как указывает В.Ф. Чигир, «различаются в зависимости от той исторической эпохи и соответствующей ей системы производственных отношений, в условиях которой предпринимались попытки выяснить сущность юридического лица».

Однако к единому мнению ученые так и не пришли, что свидетельствует о сложности указанной юридической категории как объекта научного познания, а с учетом ее роли в экономическом развитии государства – об актуальности и необходимости ее дальнейших теоретических исследований [23, с. 49].

Так, в российской дореволюционной цивилистике реальность юридического лица отстаивал Н.Л. Дювернуа и И.А. Покровский, назвавший его «живой клеточкой социального организма». Достоинством этого подхода стала возможность объяснения наличия собственной воли и интересов юридического лица, а тем самым самостоятельности его выступления в качестве субъекта гражданского оборота, хотя приравнивание юридического лица к физическому тоже признавалось искусственным. Теория «естественного лица» в начале ХХ века распространилась и в американском праве [19, с. 23].

Господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А.В. Венедиктова и С.Н. Братуся [7]. Согласно этой теории юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим «людской субстрат» в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство (теория директора Ю.К. Толстого.). Другие ученые подчеркивали также роль администрации государственного юридического лица [20, с. 46].

Значение классификации юридических лиц для динамичного развития имущественных отношений достаточно велико, так как она создает условия для формирования стройной системы субъектов гражданского права. В юридических исследованиях в настоящее время стремительно возрастает интерес к изучению правовой сущности и значимости отдельных видов юридических лиц [16, с. 52].


Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода «фирм», «корпораций», «центров» и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.

Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правого статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц [8, с. 232].

В целом же можно отметить следующие концептуальные изменения в системе юридических лиц в российском гражданском праве. Это, во-первых, уменьшение организационно-правовых форм юридических лиц; во-вторых, сохранение только наиболее жизнеспособных с точки зрения экономики юридических лиц (так вполне обоснованно исчезает общество с дополнительной ответственность, которое на практике не получило распространение); в-третьих, общая структурная оптимизация организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Классификацию юридических лиц на унитарные и корпоративные юридические лица следует отнести к основным новеллам Гражданского кодекса РФ. Как отмечается в литературе, в рыночной экономике профессиональными участниками предпринимательской деятельности (коммерческими организациями) являются преимущественно корпорации [15, с. 2444]. Поэтому сохранение унитарных предприятий не собственников не вполне согласуется с концепцией становления современной рыночной экономики. Напротив корпорации должны стать основными участниками современного гражданского оборота. В новой редакции ГК РФ корпоративные юридические лица не сводятся к хозяйственным обществам, но включают, по крайней мере, еще три разновидности таких корпоративных юридических лиц: хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и хозяйственные партнерства.