Файл: Механизм признания должника несостоятельным.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое заявление в соответствии с действующим законодательством может быть подано: кредитором, должником, прокурором, уполномоченным государством органом. Заявление предприятия-должника подается на основании решения его собственника; органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требований, которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие-должник считает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлению предприятия-должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), а также отчетный бухгалтерский баланс за последний период и другие документы.

Отметим, что при несоблюдении установленных Федеральным законом требований арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом, возвратить заявление о признании должника банкротом.

2. Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в будущем.

3. Принятие арбитражным судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Принципиально это решение может иметь следующие формы:

- отклонение заявления при выявлении финансовой состоятельности предприятия-должника. Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер («техническое банкротство»), имеющиеся активы позволяют ему в полной мере удовлетворить все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность.

- приостановление производства по делу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Такие процедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия и его выход из финансового кризиса.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом предприятия-должника и его санацию. Основанием для вынесения решения об осуществлении реорганизационных процедур является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия-должника путем реализации части его имущества, прекращение дальнейшего привлечения кредиторов во всех их формах и других финансовых мероприятий.


- признание предприятия-должника банкротом и его ликвидация. В этом случае осуществляются специальные ликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны с функциями финансового управления. Это управление возлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательством осуществляет управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворение требований кредиторов.

При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении должника-гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом.

2.1. Характеристика наблюдения.

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, как правило, вводится такая процедура банкротства, как наблюдение.

Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение начинается с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. С этой даты правоспособность юридического лица видоизменяется и ограничивается. Прежде всего, устанавливается особый порядок предъявления требований к должнику. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Введение наблюдения не приостанавливает действия по документам, касающимся заработной платы, авторского вознаграждения, возмещения причиненного вреда жизни и здоровью, компенсации морального вреда.


В период наблюдения руководитель и другие органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но эти полномочия ограничиваются.

Например, без согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, не совершаются сделки, связанные с:

  • приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения (балансовая стоимость активов должника определятся на дату введения наблюдения);
  • получением и выдачей займов (кредитов);
  • выдачей поручительств и гарантий;
  • уступкой прав требований;
  • переводом долга;
  • доверительным управлением имуществом должника.

Согласие временного управляющего должно быть получено и в тех случаях, когда речь идет не об одной, а о нескольких взаимосвязанных между собой сделках.

В Законе также перечислены решения, которые не могут приниматься органами управления должника на стадии наблюдения, а именно о:

  • реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • создании (новых) юридических лиц, где должник выступал бы как учредитель (участник);
  • участии должника в иных юридических лицах;
  • создании филиалов и представительств;
  • выплате дивидендов (в акционерных обществах) или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • выходе (каких-либо лиц) из состава учредителей (участников) должника;
  • приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  • участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • заключении договоров простого товарищества.

Запрет на совершение перечисленных сделок существенно ограничивает права юридического лица.

Арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника в случае, если им не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, если им чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или нарушается законодательство РФ. В этом случае исполнение обязанностей руководителя предприятия-должника возлагается на временного управляющего, который должен:

* принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;


* проводить анализ финансового состояния должника;

* определять наличие признаков фиктивного или преднамеренного
банкротства;

* устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований; уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

* созывать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Первое собрание кредиторов предприятия-должника должно быть созвано временным управляющим не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. С момента принятия арбитражным судом любого из вышеуказанных актов наблюдение прекращается, но временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до введения внешнего управления или конкурсного производства.

2.2. Внешнее управление предприятием-должником

Под внешним управлением (судебной санацией) понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия-должника внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен на 6 месяцев. С момента введения внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, который назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления; прекращаются полномочия органов управления должника, которые должны в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего передать ему бухгалтерскую и иную документацию предприятия (организации), печати и штампы, материальные и иные ценности; снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты имущества предприятия-должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут налагаться исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам предприятия-должника, сроки исполнения которых наступили до введения высшего управления.


В течение срока действия вышеуказанного моратория:

-не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

-приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, кроме решений о взыскании задолженностей по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

-не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Вышеперечисленные правила не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.

Не распространяется мораторий в течение срока действия высшего управления на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
  • открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
  • разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
  • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  • заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к предприятию-должнику требованиям кредиторов;
  • принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
  • рассматривать требования кредиторов и вести реестр их требований;
  • представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;
  • осуществлять иные полномочия.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению кредитоспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требований должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • замещение активов должника;
  • продажа предприятия (бизнеса)-должника;
  • принятие иных мер по восстановлению платежеспособности должника.