Файл: Механизм признания должника несостоятельным.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. В соответствии с Уголовным кодексом РФ заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности (фиктивное банкротство) в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или в интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия. Такое деяние наказывается штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового.

Если при осуществлении процедур добровольного объявления о банкротстве должника и его ликвидации произошло нарушение требований ст.181-183 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», сокрытие должником имущества, незаконная передача им своего имущества третьим лицам, собственник имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение 10 лет с момента ликвидации должника.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей, что повлекло возникновение убытков для должника и кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего и отстранения его арбитражным судом от исполнения своих обязанностей. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство РФ.


1.1. Признаки банкротства

Признаком банкротства предприятия считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника-предприятия (организации), вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

При определении наличия признаков банкротства предприятия должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом заявление о признании предприятия (организации) банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать предприятие-должник, кредиторы и прокурор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей – предприятие –должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда занятости населения, Фонда обязательного медицинского страховании).

Так, предприятие-должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Федеральным законом (ст.8) установлены случаи, при наступлении которых предприятие-должник обязано подать заявление в арбитражный суд.


Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведено некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

1.2. Кредиторы предприятия-должника

Кредиторами по денежным обязательствам являются российские, иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании предприятия-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-предприятия (организации) по обязательствам, вытекающим из такого участия. При проведении процедур банкротства интересы кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, поэтому все действия в отношении предприятия-должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов, которые свои функции осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует подчеркнуть, что участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются только конкурсные кредиторы, а в части требования по обязательным платежам – налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов может принимать участие представитель работников предприятия-должника.


Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным платежам составляют не менее 1/3 конкурсных кредиторов.

Реестр требований кредиторов к должнику ведет арбитражный управляющий. В реестре требований кредиторов должны указываться сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.

1.3. Арбитражные управляющие

В соответствии с Федеральным законом арбитражным управляющим является лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством. Арбитражные управляющие в зависимости от проведения процедур банкротства подразделяются на: временных управляющих (процедура наблюдения), внешних управляющих (внешнее управление должником), конкурсных управляющих (конкурсное производство). Арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника (предприятия, организации, гражданина) и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, осуществлявшие ранее управление делами должника-предприятия (организации); лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); лица, имеющие судимость. Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих установлены ст.20 и 21 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника-предприятия (организации) применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом. Порядок проведения вышеназванных процедур банкротства должника изложен ниже, однако очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению должника. Федеральная служба по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению должна вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и представлять предложения по финансовому оздоровлению в Правительство РФ.


В соответствии с Федеральным законом в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника – юридического лица, собственник имущества должника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

1.4. Досудебная санация

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (предприятия, организации), применяемые собственником имущества должника – юридического лица, кредиторами должника – унитарного предприятия, учредителями (участника) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия (организации). При этом должник-предприятие (организация) или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помощь. Как показывает практика, основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем как предоставления финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.

Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законом.

2. Порядок рассмотрения дел о банкротстве предприятий

Условия и порядок признания предприятия банкротом основываются на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия производится арбитражным судом.

В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают :

1. Подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.