Файл: Механизм признания должника несостоятельным.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики. Здесь не последнюю роль играет применение механизма банкротства.

Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов, остальные требования считаются погашенными.

Таким образом, банкротство может быть обусловлено различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров. Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведь государственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможность повышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.


В то же время процедура банкротства является и положительной мерой для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело.

С развитием рыночной экономики в России меняется и сама процедура банкротства. Первый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят в 1992 г., затем он получил развитие в 1998 г. в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время действует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г.

Новый Закон состоит из 232 статей и по своему объему в три раза превосходит Закон 1998 г., состоящий из 189 статей.

Закон имеет целый ряд принципиально новых положений, регулирующих вопросы банкротства. Он предполагает решение двух основных задач:

во-первых, в тех случаях, когда должник временно не способен исполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплате обязательных платежей, дать должнику возможность восстановить свою платежеспособность при соблюдении установленных законом компромиссных условий;

во-вторых, если будет установлено, что восстановление платежеспособности должника невозможно, то осуществляется процесс ликвидации, в ходе которого должно быть обеспечено наиболее полное и наиболее справедливое (с точки зрения закона) удовлетворение требований всех кредиторов.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства - установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

– установление единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;


– предоставление возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

– введение системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;

– создание системы мер для возрождения бизнеса;

– создание механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

– создание коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формирование приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

– ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

– сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

– создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

В данной работе я рассмотрю этапы проведения процедуры банкротства – наблюдение, внешнее управление и конкурсное производство. Попытаюсь выявить и проанализировать существующие проблемы, возникающие на этапах проведения процедуры банкротства. Целью работы является рассмотрение применения механизма банкротства в деятельности предприятия.

Основная часть

1. Общая характеристика банкротства

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации).

Механизм банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей ранее действовал в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992г., ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами. С 1 марта 1998г. в действие введен закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. № 6-ФЗ, в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.


Таким образом, положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Все вышеназванные хозяйствующие субъекты, признанные должником, могут быть объявлены арбитражным судом банкротом. Должником считается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленном законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и (или) иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.

Отмечу тот факт, что добровольное объявление о банкротстве предприятия и его ликвидации может сделать руководитель предприятия при наличии признаков банкротства предприятия. Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества должника – унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации. Руководитель предприятия-должника не имеет права добровольно объявлять о банкротстве должника и его ликвидации, если ото всех его кредиторов не получено письменное согласие.

При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации должника руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в двухнедельный срок с момента окончания срока для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника.


Если все кредиторы дали письменное согласие на добровольное объявление о банкротстве должника, руководитель должника должен опубликовать в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании Федеральной службы РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации. В этом объявлении должен быть указан срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации указанного объявления.

Руководитель предприятия-должника обязан рассмотреть все требования кредитора, включить их в реестр требований кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами в порядке, указанном в п.2.3. (См. главу VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Организацией всех процедур при добровольном банкротстве и ликвидации должника вместо конкурсного управляющего занимается председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

В соответствии с Федеральным законом любой кредитор должника (добровольно объявивший о банкротстве и ликвидации должника) в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Сразу же остановлюсь на том, что в соответствии со ст.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель предприятия-должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в случаях: когда удовлетворение требований одного кредитора приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; когда органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в связи с вышеизложенными случаями не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Если заявление должником не направлено в арбитражный суд в случаях и в срок, указанных выше, руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока подачи заявления. Руководитель предприятия-должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы).