Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сущность и принципы управления промышленной политикой).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
Введение
Рыночная конкуренция в мире становится с каждым днем все жестче за счет появления более тонких, изощренных методов и форм конкуренции. Главным сегодня для множества предприятий является способность дать потребителю товар (услугу) более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами, но за ту же самую цену и при тех же издержках производства.
В обеспечении качества выпускаемой продукции доминирующую роль играют достижения предприятия, его возможности овладения передовыми технологиями на основе обновления и модернизации технологического оборудования, постоянное проведение, включая патентные исследования и патентование объектов промышленной собственности. Наличие уникальных потребительских свойств изделия, обусловленных.
Новшества в виде инновационных центров, научных и технологических парков, где создаются благоприятные условия для коммерциализации научных разработок, имеют большое значение для внедрения в национальную экономику новых технологических, фармацевтических, и других промышленно применимых продуктов, что способствует росту конкурентоспособности новых технологий, а также росту заявок на охрану объектов промышленной собственности, а в большей степени заявок на изобретения.
В России права на промышленную собственность становятся одним из наиболее конкурентоспособных товаров, который при умелом использовании способен принести высокие прибыли не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Тем более, что Россия располагает огромным запасом перспективных научно-технических разработок, в том числе и новейшими высокими технологиями.
Следовательно, тема настоящего исследования актуальна и требует детального изучения.
Цель исследования состоит в рассмотрении методов стимулирования промышленной собственности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить сущность и принципы управления промышленной политикой;
- Изучить согласованность промышленных политик государств – членов ЕАЭС в условиях новой парадигмы промышленного развития;
- Рассмотреть особенности реализации промышленной политики в развитых зарубежных странах;
- Определить влияние западных санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России.
Объектом исследования является промышленная политика. Предметом выступает опыт промышленной политики в разных странах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретические аспекты осуществления государственной промышленной политики
Понятия и определения промышленной политики на макро – и микроуровне представлены в работах многих зарубежных и отечественных ученых. Вместе с тем, несмотря на широкое применение категории «промышленная политика на макро - и микроуровне», представленные понятия и определения во многом остаются спорными и противоречивыми. В связи с этим возникает желание более детально ознакомиться с содержанием и сутью промышленной политики на макро - и микроуровне.
Согласно экономическому словарю, промышленная политика — это политика, которая строится при непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста .
О.Грэм определяет промышленную политику как заявленные государством официальные действия стратегического характера в целях стимулирования развития отраслей и изменения структуры промышленности.
С 31 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31декабря 2015 №488-ФЗ. В законе даются основные понятия и определения: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная инфраструктура и т.д.[1]
В представленном Федеральном законе №488 используются следующее основное понятия промышленной политики:
Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.
Таким образом, под промышленной политикой можно понимать усилия и действия государства по изменению отраслевой структуры промышленности.
В современной экономике макроуровень - это самый высший уровень, на котором срабатывает национальная, субрегиональная и региональная система построения экономики. Микроуровень - это система отдельно взятых деталей макроэкономики - хозяйственных единиц (фирмы, предприятия государственного и частного сектора, домашние хозяйства).
Исходя из выше сказанного, промышленная политика на макроуровне основывается на общенациональных и государственных интересах, а промышленная политика на микроуровне основывается на интересах хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств и населения.
Итак, авторами работ даются следующие определения[2].
Промышленная политика на макроуровне - это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.
Промышленная политика на микроуровне — это совокупность управленческих, финансово-экономических решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленных предприятий в соответствии с поставленными стратегическими и тактическими целями и концепциями предприятия[3].
В исследованиях нет четкого определения понятия промышленная политика на микроуровне, которая определяется как поведенческая модель организации по формулированию и реализации своих целей и интересов в области промышленного производства с учетом внутренних и внешних условий.
В связи с принятием ФЗ «О промышленной политике» от 31декабря 2015 года №488, 27 марта 2015 года были разработаны методические рекомендации субъектам РФ о внесение изменений в региональные нормативные акты. Важность данного документа заключается в необходимости адаптации новых инструментов промышленной политики в региональном законодательстве. В связи с этим внесен ряд изменений в региональный закон о промышленной политике, в акты налогового законодательства субъекта РФ.
Для борьбы с экономическим кризисом и в дополнение к закону о промышленной политике 27 января 2015 года правительством РФ был принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. В план были включены 60 пунктов по семи основным направлениям борьбы с кризисом.
Ключевыми направлениями деятельности в рамках реализации плана в течение ближайших месяцев являются:
- поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе, при реализации государственного оборонного заказа;
- оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
- повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
Для авиационной промышленности актуальным является утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения. Приказом Минпромторга России: № 663 от 31.03.2015 был утвержден план мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации. По данному приказу к году предприятия авиационной промышленности для строительства самолетов гражданской авиации должны пользоваться комплектующими, доля импорта которых не должна превышать 20% от общего объема комплектующих.
Учитывая изменения в законодательстве и изучив проблемы промышленных предприятий, цели и задачи, поставленные перед ними государством, можно дать следующее авторское определение, раскрывающее современную концепцию данного термина.
Промышленная политика на микроуровне - это система управленческих, финансово-экономических мер, направленных на реализацию и развитие производственного потенциала, стимулирование роста конкурентоспособности и импортозамещение.
Вовремя быстро меняющихся условий экономики, ведения бизнеса и жесткой конкуренции, определенной глобальным экономическим и политическим кризисом, проблема разработки осмысленной государственной политики развития промышленного потенциала страны становится все более актуальной. Промышленная политика является основным источником формирования главных показателей функционирования современной национальной экономики. Ее реализация определяет не только текущее состояние, но и стратегические приоритеты развития национальной экономики, восстановление государства на международной арене, а также осуществление национальной безопасности страны[4].
В период плановой экономики на государственные органы возлагались функции централизованного планирования, контроля и реализации промышленной политики государства, регионов и отдельных предприятий. С началом рыночных преобразований субъекты промышленного сектора получили свободу в выборе тактики своего развития. Роль и полномочия государственных органов были ограничены, а поддержка промышленной политики сведена до минимума. Это привело к упрощению структуры реального сектора экономики в пользу развития сырьевых и инфраструктурных секторов[5].
Улучшения качества управления промышленной политики Российской Федерации были осложнены тем, что в последние десятилетие период экономических реформ в основном был связан с финансовой стабилизацией, решением задач институциональных преобразований форм собственности, либерализацией внешнеэкономической деятельности, жесткой конкуренцией на мировом рынке и сложившимися особенностями формирования региональной специализации, концентрации производственных сил и ресурсов[6].
Учитывая географические масштабы страны, ключевую роль в развитии промышленной политики должны играть регионы. Однако, на практике опыт управления в данной области и уровень нормативной и методической разработки процедур крайне низок. Характерной чертой этих процессов является низкая степень участия промышленных предприятий в процедурах формирования и реализации даже краткосрочных планов развития регионов, что затрудняет применение в них современных форм управления промышленной политикой.
Сохранение должной роли Российской Федерации в мире, обеспечение ее национальной и экономической безопасности возможны только при наличии самостоятельной промышленной политики, осуществление которой должно быть со стороны не только федерального, но и регионального уровня управления.
Такая политика должна отвечать на проблемы и вызовы реального промышленного состояния. Она должна давать решения реально существующих проблем промышленного развития, а также механизмы их реализации. На примерах целого ряда развитых стран можно видеть, что промышленная политика решает двойственную задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения самых острых проблем и стимулирования экономического роста, а с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии развития государства[7]. Основными принципами управления промышленности должны быть:
- Создание управляющих центров региона;
- Выявление критерий устойчивости региона и определение методов управления промышленности;
- Реализация конкурентоспособных механизмов регионального и муниципального бизнеса;
- Составление матрицы промышленности и выявление эффективных промышленных областей региона;
- Осуществление государственной защиты интересов российского товаропроизводителя;
- Создание определенного пакета документов, включающих концепцию промышленной политики, то есть ее ориентиры; программу промышленной политики, то есть набор, мер и порядок решений и действий; проекты нормативно-правовых актов по ее осуществлению, то есть реализация государственно-управленческих решений.