Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сущность и принципы управления промышленной политикой).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
Создание управляющих центров экономического развития позволит координировать деятельность региональных органов власти и промышленных корпораций с целью обеспечения эффективного и долговременного регионального развития[8].
Кризисные процессы последних лет показали, что развитие промышленности является основным фактором, стабилизации экономик как России, так и Беларуси, однако выявили ряд накопившихся проблем, не позволяющих существующим моделям экономической политики обеспечить устойчивое развитие отечественной экономики в периоды резких колебаний мировой рыночной конъюнктуры. Отчетливо проявилась зависимость результативности промышленной политики Беларуси от состояния и динамики развития экономики Российской Федерации, которая в свою очередь, является крайне зависимой от мировых цен на сырьевые товары (нефть, газ, металлы).
В этой связи дальнейшее развитие промышленной политики Беларуси и России должно быть связано с формированием согласованной промышленной политики в масштабах ЕАЭС.
Согласованность промышленной политики не означает ее унификацию, и не должна ограничиваться взаимодействием на уровне правительств. С учетом динамично меняющегося множества экономических интересов, количественные и качественные характеристики которых постоянно варьируются и зачастую выходят за рамки экономики и противоречат друг другу, не представляется возможным одномоментное согласование интересов всех субъектов промышленной политики. Соответственно невозможно зафиксировать каким-либо нормативным документом согласование всей промышленной политики ЕАЭС на сколь-нибудь продолжительное время. Следовательно, механизм согласования промышленной политики будет эффективен только в случае, если он сам и отдельные его элементы будут также динамичны, гибко реагируя на изменения макроэкономической и международной конъюнктуры. Согласовывать нужно не промышленную политику, а интересы субъектов промышленной политики. Продуктивная кооперация в данном направлении возможна только при условии баланса интересов всех сторон проекта, как правительств стран участниц, так и национальных бизнес структур. Многие сложности интеграционных процессов в ЕАЭС обусловлены тем, что они совпали по времени с процессом смены технологического уклада на основе новой технологической революции.
Одним из приоритетных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС определено создание условий для цифровой трансформации промышленности в государствах-членах и формирования единого цифрового пространства промышленности. Если технической основой Индустрии 4.0 являются технологии получения, обработки и передачи огромных массивов информации, так называемых «больших данных», в реальном времени, то ее организационной основой являются механизмы глобальной координации деятельности киберфизических систем (начиная от бытовой техники и заканчивая мегакорпорациями), как между собой, так и с социальными системами (включая государство), синхронизация их функционирования во времени и пространстве. В этой связи, концепция государственной промышленной политики неизбежно будет трансформироваться, как в области целевых установок, так и в области инструментарных средств и механизмов их применения. «Четвертая промышленная революция... окажет влияние на смещение власти не только в географическом отношении, но и от государственных структур к негосударственным»[9].
Формирование промышленной политики государства, а тем более согласованной промышленной политики интеграционного объединения, в новых условиях, возможно только на основе субъект-субъектного процессного подхода, определяющего функционирование промышленной политики как непрерывно эволюционирующий процесс управляющего взаимодействия множества ее субъектов по регулированию, соподчинению и согласованию их интересов. В этой связи, нами предложена развернутая IDEF модель согласования национальных промышленных политик стран ЕАЭС, включающая комплекс взаимосвязанных процессов[10].
Согласованная промышленная политика, формируемая на основе процессного подхода предполагает взаимодействие субъектов промышленной политики не как иерархически выстроенных структурных единиц, а как участников объединенного в единый бизнес-процесс комплекса (сети) взаимосвязанных процессов. Основной задачей процессного подхода и внедрения сетевых методов (переходе от планового централизованного управления к децентрализованной координации) в промышленной политике является формирование интерактивной системы координации субъектов промышленной политики с высоким уровнем синергии и эффективной обратной связью. Управление осуществляется не через прямые директивные указания, а через определение общих «правил игры» в сфере сотрудничества. Вертикальная и горизонтальная иерархия субъектно-объектных отношений меняется на сетевые, партнерские субъектно-субъектные отношения.
Иерархия процессов заменяет иерархию субъектов координации (в одном процессе входы определяют государственные структуры, в другом субъекты хозяйствования), что снимает проблему доминирования и борьбы за первенство в системе взаимоотношений.
Таким образом, на основании проведенного исследования в первой главе автор пришел к следующим выводам.
С 31 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31декабря 2015 №488-ФЗ. В законе даются основные понятия и определения: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная инфраструктура и т.д.[11]
В представленном Федеральном законе №488 используются следующее основное понятия промышленной политики:
Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.
Таким образом, под промышленной политикой можно понимать усилия и действия государства по изменению отраслевой структуры промышленности.
Кризисные процессы последних лет показали, что развитие промышленности является основным фактором, стабилизации экономик как России, так и Беларуси, однако выявили ряд накопившихся проблем, не позволяющих существующим моделям экономической политики обеспечить устойчивое развитие отечественной экономики в периоды резких колебаний мировой рыночной конъюнктуры. Отчетливо проявилась зависимость результативности промышленной политики Беларуси от состояния и динамики развития экономики Российской Федерации, которая в свою очередь, является крайне зависимой от мировых цен на сырьевые товары (нефть, газ, металлы).
В этой связи дальнейшее развитие промышленной политики Беларуси и России должно быть связано с формированием согласованной промышленной политики в масштабах ЕАЭС.
Анализ опыта ведения промышленной политики в зарубежных странах
Применение в целом позитивного опыта разработки и реализации промышленной политики развитых государств целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом современных глобальных вызов[12]. Множественность теоретических подходов, дающих представление о сущности рассматриваемой категории, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, «промышленная политика - это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики. Система мер поддержки государством развития промышленности является механизмом реализации промышленной политики, содействующим формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения»[13].
Для проведения исследования зарубежных разработок в области промышленной политики рассмотрим две группы стран: первая - развитые европейские государства (Италия, Германия, Норвегия); вторая - развитые азиатские государства (Япония и Южная Корея).
Использование в целом конструктивного европейского опыта необходимо для противодействия негативным воздействиям на российскую экономику со стороны глобальных угроз (ограниченность энергетических ресурсов, старение трудоспособного населения, социальное неравенство и дифференциация доходов, проблемы экологической безопасности). Эти дестабилизирующие воздействия требуют адекватных мер реагирования через реализацию инструментов промышленной политики. В современных условиях роль и место каждого государства в мировом сообществе оценивается и во многом определяется его вкладом в разработку, внедрением инновационных промышленных технологий.
Объективные сложности реализации общегосударственной промышленной политики в европейских странах обусловлены рядом причин: высоким уровнем забюрократизированности при принятии и реализации государственных решений (хотя и при низком уровне коррупции); проблемами с чётким разделением компетенций между различными структурами, ответственными за промышленную политику; объективной сложностью, зачастую невозможностью выбора чётких и обоснованных критериев селективного вмешательства в экономику, которые государство могло бы использовать для точечного и избирательного воздействия на выбранные сектора и отрасли с целью получения желаемого позитивного эффекта мультипликатора, а такой эффект не должен оказывать негативного влияния на другие сферы народного хозяйства; наличием иррационального фактора в поведении хозяйствующих субъектов, что иногда обуславливает неадекватную реакцию на используемый государством инструментарий.
Особенности реализации промышленной политики Японии и Южной Кореи заключаются в оказании поддержки развития малого и среднего предпринимательства с использованием селективных налоговых, кредитных, внешнеэкономических инструментов, субсидирования процесса подготовки высококвалифицированных кадров. Отдельно необходимо отметить проведение комплекса мер по укреплению финансово-кредитной системы для обеспечения интересов развития промышленности.
Е.В. Сысоев и А.В. Бабкин утверждают: «Российские менеджеры, особенно в малом и среднем бизнесе, должны обладать необходимыми знаниями, навыками, компетенциями в области организации эффективного взаимодействиями между всеми подразделениями предприятия, вовлечёнными в инновационный процесс — это НИОКР, производство, маркетинг, сбыт. Другими словами, через управление инновациями они должны уметь соединять в единый процесс идеи, новейшие разработки, создание (или приобретение) инновационного продукта (технологии, услуги) и его последующую коммерциализацию, т. е. успешный вывод на рынок»[14].
По нашему мнению, следует исходить из позиции, согласно которой в структуре любого национального производственного комплекса представлены отрасли с технологиями различной степени высокотехнологичности. Настоящее технологическое лидерство, как и его обратная сторона - неразвитость, носят ограниченный характер, то есть их можно корректно определить только применительно к конкретным видам производств, подотраслей, в исключительных случаях - агрегированных комплексах национальной экономики. Более того, ни одно промышленно развитое государство не является абсолютным лидером по технологическому уровню производства всех основных видов деятельности, представленных в структуре ее экономики[15].
Анализируя некоторые последствия для России в период санкций США и ЕС, можно выделить отрицательные и положительные стороны. Отрицательные стороны от введения санкций: сократился экспорт в Россию высоких технологий; нет доступа у российских банков к дешевым кредитным ресурсам (внешним заимствованиям); снизился приток иностранных инвестиций; увеличился вывоз (отток) капитала из России; произошла девальвация рубля и ускорение инфляции. Положительные стороны от введения санкций: ускорение процесса импортозамещения в некоторых отраслях национального хозяйства, например, в космической отрасли, сельскохозяйственной отрасли; появился стимул у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей к развитию аграрного производства, за счет вытеснения иностранных конкурентов и расширения рынка сбыта; происходит пересмотр концепции развития АПК и формирование новой ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения.