Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сущность и принципы управления промышленной политикой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание управляющих центров экономического развития позво­лит координировать деятельность региональных органов власти и промышленных корпораций с целью обеспечения эффектив­ного и долговременного регионального развития[8].

    1. Согласование промышленных политик государств – членов ЕАЭС в условиях новой парадигмы промышленного развития

Кризисные процессы последних лет пока­зали, что развитие промышленности являет­ся основным фактором, стабилизации эконо­мик как России, так и Беларуси, однако выяви­ли ряд накопившихся проблем, не позволяю­щих существующим моделям экономической политики обеспечить устойчивое развитие от­ечественной экономики в периоды резких ко­лебаний мировой рыночной конъюнктуры. Отчетливо проявилась зависимость результа­тивности промышленной политики Беларуси от состояния и динамики развития экономи­ки Российской Федерации, которая в свою оче­редь, является крайне зависимой от мировых цен на сырьевые товары (нефть, газ, металлы).

В этой связи дальнейшее развитие промыш­ленной политики Беларуси и России должно быть связано с формированием согласованной промышленной политики в масштабах ЕАЭС.

Согласованность промышленной политики не означает ее унификацию, и не должна огра­ничиваться взаимодействием на уровне пра­вительств. С учетом динамично меняющегося множества экономических интересов, количе­ственные и качественные характеристики ко­торых постоянно варьируются и зачастую вы­ходят за рамки экономики и противоречат друг другу, не представляется возможным одномо­ментное согласование интересов всех субъек­тов промышленной политики. Соответственно невозможно зафиксировать каким-либо нор­мативным документом согласование всей про­мышленной политики ЕАЭС на сколь-нибудь продолжительное время. Следовательно, ме­ханизм согласования промышленной поли­тики будет эффективен только в случае, если он сам и отдельные его элементы будут также динамичны, гибко реагируя на изменения ма­кроэкономической и международной конъюн­ктуры. Согласовывать нужно не промышлен­ную политику, а интересы субъектов промыш­ленной политики. Продуктивная кооперация в данном направлении возможна только при условии баланса интересов всех сторон проек­та, как правительств стран участниц, так и на­циональных бизнес структур. Многие слож­ности интеграционных процессов в ЕАЭС об­условлены тем, что они совпали по времени с процессом смены технологического уклада на основе новой технологической революции.


Одним из приоритетных направлений про­мышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС определено создание условий для цифро­вой трансформации промышленности в государствах-членах и формирования едино­го цифрового пространства промышленности. Если технической основой Индустрии 4.0 яв­ляются технологии получения, обработки и пе­редачи огромных массивов информации, так называемых «больших данных», в реальном времени, то ее организационной основой яв­ляются механизмы глобальной координации деятельности киберфизических систем (начи­ная от бытовой техники и заканчивая мегакорпорациями), как между собой, так и с социаль­ными системами (включая государство), синхронизация их функционирования во времени и пространстве. В этой связи, концепция госу­дарственной промышленной политики неиз­бежно будет трансформироваться, как в обла­сти целевых установок, так и в области инструментарных средств и механизмов их примене­ния. «Четвертая промышленная революция... окажет влияние на смещение власти не только в географическом отношении, но и от государ­ственных структур к негосударственным»[9].

Формирование промышленной политики государства, а тем более согласованной про­мышленной политики интеграционного объ­единения, в новых условиях, возможно толь­ко на основе субъект-субъектного процессно­го подхода, определяющего функционирова­ние промышленной политики как непрерыв­но эволюционирующий процесс управляюще­го взаимодействия множества ее субъектов по регулированию, соподчинению и согласова­нию их интересов. В этой связи, нами предло­жена развернутая IDEF модель согласования национальных промышленных политик стран ЕАЭС, включающая комплекс взаимосвязан­ных процессов[10].

Согласованная промышленная политика, формируемая на основе процессного подхо­да предполагает взаимодействие субъектов промышленной политики не как иерархиче­ски выстроенных структурных единиц, а как участников объединенного в единый бизнес-процесс комплекса (сети) взаимосвязанных процессов. Основной задачей процессного подхода и внедрения сетевых методов (пере­ходе от планового централизованного управ­ления к децентрализованной координации) в промышленной политике является формиро­вание интерактивной системы координации субъектов промышленной политики с высо­ким уровнем синергии и эффективной обрат­ной связью. Управление осуществляется не через прямые директивные указания, а через определение общих «правил игры» в сфере со­трудничества. Вертикальная и горизонтальная иерархия субъектно-объектных отношений меняется на сетевые, партнерские субъектно-субъектные отношения.


Иерархия процессов заменяет иерархию субъектов координации (в одном процессе вхо­ды определяют государственные структуры, в другом субъекты хозяйствования), что снима­ет проблему доминирования и борьбы за пер­венство в системе взаимоотношений.

Таким образом, на основании проведенного исследования в первой главе автор пришел к следующим выводам.

С 31 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31декабря 2015 №488-ФЗ. В законе даются основные понятия и определения: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная инфраструктура и т.д.[11]

В представленном Федеральном законе №488 используются следующее основное понятия промышленной политики:

Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Таким образом, под промышленной политикой можно понимать усилия и действия государства по изменению отраслевой структуры промышленности.

Кризисные процессы последних лет пока­зали, что развитие промышленности являет­ся основным фактором, стабилизации эконо­мик как России, так и Беларуси, однако выяви­ли ряд накопившихся проблем, не позволяю­щих существующим моделям экономической политики обеспечить устойчивое развитие от­ечественной экономики в периоды резких ко­лебаний мировой рыночной конъюнктуры. Отчетливо проявилась зависимость результа­тивности промышленной политики Беларуси от состояния и динамики развития экономи­ки Российской Федерации, которая в свою оче­редь, является крайне зависимой от мировых цен на сырьевые товары (нефть, газ, металлы).

В этой связи дальнейшее развитие промыш­ленной политики Беларуси и России должно быть связано с формированием согласованной промышленной политики в масштабах ЕАЭС.

Анализ опыта ведения промышленной политики в зарубежных странах

    1. Особенности реализации промышленной политики в развитых зарубежных странах


Применение в целом позитивного опыта разработки и реализации промышленной политики развитых государств целесообразно и важно для снижения уязвимости отече­ственной экономики перед лицом современных глобальных вызов[12]. Множественность теоретических подходов, дающих представление о сущности рассматриваемой катего­рии, наиболее полно представлена в определении, сформу­лированным А.И. Татаркиным, а именно, «промышленная по­литика - это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйство­вания по поводу формирования конкурентоспособной про­мышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической ди­намики. Система мер поддержки государством развития про­мышленности является механизмом реализации промыш­ленной политики, содействующим формированию конкурен­тоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения»[13].

Для проведения исследования зарубежных разработок в области промышленной политики рассмотрим две группы стран: первая - развитые европейские государства (Италия, Германия, Норвегия); вторая - развитые азиатские государ­ства (Япония и Южная Корея).

Использование в целом конструктивного европейского опыта необходимо для противодействия негативным воздей­ствиям на российскую экономику со стороны глобальных угроз (ограниченность энергетических ресурсов, старение трудоспособного населения, социальное неравенство и диф­ференциация доходов, проблемы экологической безопасно­сти). Эти дестабилизирующие воздействия требуют адекват­ных мер реагирования через реализацию инструментов про­мышленной политики. В современных условиях роль и место каждого государства в мировом сообществе оценивается и во многом определяется его вкладом в разработку, внедрением инновационных промышленных технологий.

Объективные сложности реализации общегосудар­ственной промышленной политики в европейских странах обусловлены рядом причин: высоким уровнем забюрократизированности при принятии и реализации государственных решений (хотя и при низком уровне коррупции); проблемами с чётким разделением компетенций между различными струк­турами, ответственными за промышленную политику; объек­тивной сложностью, зачастую невозможностью выбора чёт­ких и обоснованных критериев селективного вмешательства в экономику, которые государство могло бы использовать для точечного и избирательного воздействия на выбранные сек­тора и отрасли с целью получения желаемого позитивного эффекта мультипликатора, а такой эффект не должен оказы­вать негативного влияния на другие сферы народного хозяй­ства; наличием иррационального фактора в поведении хозяй­ствующих субъектов, что иногда обуславливает неадекват­ную реакцию на используемый государством инструментарий.


Особенности реализации промышленной политики Япо­нии и Южной Кореи заключаются в оказании поддержки раз­вития малого и среднего предпринимательства с использова­нием селективных налоговых, кредитных, внешнеэкономиче­ских инструментов, субсидирования процесса подготовки вы­сококвалифицированных кадров. Отдельно необходимо от­метить проведение комплекса мер по укреплению финан­сово-кредитной системы для обеспечения интересов развития промышленности.

Е.В. Сысоев и А.В. Бабкин утверждают: «Российские ме­неджеры, особенно в малом и среднем бизнесе, должны об­ладать необходимыми знаниями, навыками, компетенциями в области организации эффективного взаимодействиями между всеми подразделениями предприятия, вовлечёнными в инновационный процесс — это НИОКР, производство, мар­кетинг, сбыт. Другими словами, через управление инноваци­ями они должны уметь соединять в единый процесс идеи, но­вейшие разработки, создание (или приобретение) инноваци­онного продукта (технологии, услуги) и его последующую ком­мерциализацию, т. е. успешный вывод на рынок»[14].

По нашему мнению, следует исходить из позиции, со­гласно которой в структуре любого национального производ­ственного комплекса представлены отрасли с технологиями различной степени высокотехнологичности. Настоящее тех­нологическое лидерство, как и его обратная сторона - нераз­витость, носят ограниченный характер, то есть их можно кор­ректно определить только применительно к конкретным ви­дам производств, подотраслей, в исключительных случаях - агрегированных комплексах национальной экономики. Более того, ни одно промышленно развитое государство не явля­ется абсолютным лидером по технологическому уровню про­изводства всех основных видов деятельности, представлен­ных в структуре ее экономики[15].

    1. Влияние западных санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России

Анализируя некоторые последствия для России в период санкций США и ЕС, можно выделить отрицательные и положительные стороны. Отрицательные стороны от введения санкций: сократился экспорт в Россию высоких технологий; нет доступа у российских банков к дешевым кредитным ресурсам (внешним заимствованиям); снизился приток иностранных инвестиций; увеличился вывоз (отток) капитала из России; произошла девальвация рубля и ускорение инфляции. Положительные стороны от введения санкций: ускорение процесса импортозамещения в некоторых отраслях национального хозяйства, например, в космической отрасли, сельскохозяйственной отрасли; появился стимул у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей к развитию аграрного производства, за счет вытеснения иностранных конкурентов и расширения рынка сбыта; происходит пересмотр концепции развития АПК и формирование новой ресурсно-инновационной стратегии импортозамещения.