Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сущность и принципы управления промышленной политикой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре российского экспорта в страны БРИКС по итогам 2014 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном, продукция ТЭК) – 62,4%, машины, оборудование и транспортные средства – 11,6% и продукция химической промышленности – 10,4%.

Удельный вес древесины и целлюлозно-бумажных изделий составляет 7,2%, продовольственных товаров и сельхозсырья – 3,1%, жемчуга, драгоценных камней, металлов и изделий из них – 1,9%, металлов и изделий из них – 1,8%, других товаров (в основном, поставки по линии ВТС) – 1,4%.

Доля стран БРИКС в общем объеме экспорта России в 2014 г. составляет 8,5% и по сравнению с январем–сентябрем 2012 г. снизилась на 0,3%

Основные экспортные товары (свыше 79% всех поставок): сырая нефть, нефтепродукты (топлива жидкие, не содержащие биодизель), уголь каменный, минеральные удобрения (калийные, азотные и комплексные), руды и концентраты железные, двигатели турбореактивные и турбовинтовые, пиломатериалы, лесоматериалы необработанные, рыба мороженая, алмазы необработанные, древесная целлюлоза.

Структуру российского импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства – 46,2% и трикотажно-текстильные изделия, обувь (15,6%) всех закупок.

Доля стран БРИКС в общем объеме импорта России в 2014 г. составляет 19,1% и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 0,2%.

На сегодняшний день взаимодействие стран – участников в рамках БРИКС направлено, главным образом, на реформирование международной финансовой системы. В свою очередь, экономическому и научно-технологическому сотрудничеству вплоть до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Взаимная торговля между странами БРИКС развита весьма неравномерно: Китай выступает крупнейшим партнером для всех прочих государств-участников с долей в экспорте каждой из них, варьирующейся от 53 до 85%, а также с удельным весом в их импорте в размере от 69 до 88%. При этом в российском импорте из стран БРИКС доля Китая наивысшая – 88%, а в экспорте из России она составляет 79%. Индия является вторым по значению партнером России по экспорту (с долей 15,6%), а Бразилия – по импорту (5,8%). Доля ЮАР в российском внешнеторговом обороте незначительна.

Кроме того, в рамках внутриблоковой торговли БРИКС Россия, Бразилия, Индия и ЮАР в настоящее время, по существу, являются поставщиками ресурсов в Китай и импортерами промышленной продукции из него. Так, если в экспорте Китая в страны БРИКС сырьевые товары занимают всего 14%, то их доля в поставках других государств объединения составляет от 62 до 93%. Весьма развита также торговля средне технологичными товарами (в основном, продукцией автомобильной и химической промышленности), на которые приходится 13% экспорта в страны БРИКС России, 16% – Индии, 15% – ЮАР и 28% – Китая. В поставках Индии и Китая важное место занимают низко технологичные товары (главным образом, текстильные материалы и изделия). В свою очередь, высокотехнологичная продукция является крупным объектом экспорта лишь для Китая: на неё приходится четверть китайских поставок в страны БРИКС и не более 6% экспорта других государств объединения. Подобная отраслевая структура усиливает сырьевую специализацию партнеров Китая по блоку и не способствует развитию устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества между участниками БРИКС.


В качестве позитивного момента следует отметить, что для торговли России внутри блока характерна более высокая доля не сырьевых товаров, чем для отечественного экспорта в развитые страны[19]

Подводя итог вышесказанного, в современных условиях эффективное развитие международной торговли в России без обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности производимой и продаваемой продукции. Также важно обеспечить баланс конкуренции между предприятиями разных отраслей. В качестве главного условия решения этой проблемы стоит выделить эффективную политику государства в отношении внешнеэкономической деятельности, основу которой должны составлять следующие элементы: 

  • укрепление функций государственного в сфере регулирования внешней торговли; 
  • усиление контроля качества и количества импортной и экспортируемой продукции; 
  • активное привлечение иностранных инвестиций.

В ближайшие годы представляется перспективным развитие внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества России и Китая, Индии, Бразилии, Южной Кореи и пр.

Положительный эффект для развития экономики ожидается также и от прекращения действия санкций, введённых Россией на импорт продовольственных продуктов, которое запланировано на август 2015 г. Также учитывается, что с 2015 г. будут постепенно отменяться санкции в отношении российских компаний, однако, восстановление доступа компаний на мировые рынки капитала ожидается лишь в 2016–2017 гг. 

Тем не менее, следует признать серьёзное негативное воздействие на развитие российской экономики как санкций, введённых в отношении России, так и российских ответных мер. 

Положительным эффектом от введения санкций для отечественных производителей является открывшаяся возможность увеличить своё присутствие на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной продовольственной и промышленной продукции. 

С введением запрета на ввоз отдельных товарных групп для ряда стран значительно выросла вероятность возникновения на внутреннем рынке дефицита этих товаров. В первую очередь, дефициту могут подвергнуться следующие группы товаров: мясо и молоко, а также рыба и рыбные продукты. 

Все эти особенности функционирования экономики России в условиях режима «экономических санкций» говорят о существенном сокращении торгово-экономического развития[20].

Таким образом, на основании проведенного исследования автор пришел к выводу, что, несмотря на такое развитие событий санкции для России оказали менее серьезный эффект, чем ожидал запад. Основной задачей санкций являются дестабилизация наиболее развитых направлений экономической деятельности России. Это негативно влияет на развитие национальной экономики и внешнеэкономическую деятельность. Всё это создает значительные барьеры в улучшении внешнеэкономической деятельности, и в том числе ведет к росту издержек импортно-экспортных операций.


Однако санкции США и ЕС, напротив, стали движущим механизмом к реализации Россией программы импортозамещения, целью которой стала политика относительно жесткого протекционизма отечественной промышленности. По прогнозам Минпромторга удачная реализация политики импортозамещения к 2020 году позволит достичь сокращения уровня импортозависимости в различных отраслях промышленности с 70-90% до уровня 50-60%. При этом, в долгосрочной перспективе посредством снижения импортной зависимости можно достичь более высокого стимулирования инноваций. Что, безусловно, станет основой для создания новых производств и роста инвестиций в технические отрасли[21].

Таким образом, на сегодняшний день, нельзя отрицать сильную зависимость российской экономики от поставок импортного оборудования и продукции. Однако сложившуюся ситуацию можно трактовать двояко. С одной стороны, это угроза для российской экономики, а с другой стороны, такая ситуация является хорошим шансом для реализации стратегии быстрого подъема отечественного производства во многих отраслях.

Заключение

Подводя итог проделанной работы необходимо сделать следующие выводы.

С 31 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31декабря 2015 №488-ФЗ. В законе даются основные понятия и определения: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная инфраструктура и т.д.

В представленном Федеральном законе №488 используются следующее основное понятия промышленной политики:

Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Таким образом, под промышленной политикой можно понимать усилия и действия государства по изменению отраслевой структуры промышленности.

Кризисные процессы последних лет пока­зали, что развитие промышленности являет­ся основным фактором, стабилизации эконо­мик как России, так и Беларуси, однако выяви­ли ряд накопившихся проблем, не позволяю­щих существующим моделям экономической политики обеспечить устойчивое развитие от­ечественной экономики в периоды резких ко­лебаний мировой рыночной конъюнктуры. Отчетливо проявилась зависимость результа­тивности промышленной политики Беларуси от состояния и динамики развития экономи­ки Российской Федерации, которая в свою оче­редь, является крайне зависимой от мировых цен на сырьевые товары (нефть, газ, металлы).


В этой связи дальнейшее развитие промыш­ленной политики Беларуси и России должно быть связано с формированием согласованной промышленной политики в масштабах ЕАЭС.

Несмотря на такое развитие событий санкции для России оказали менее серьезный эффект, чем ожидал запад. Основной задачей санкций являются дестабилизация наиболее развитых направлений экономической деятельности России. Это негативно влияет на развитие национальной экономики и внешнеэкономическую деятельность. Всё это создает значительные барьеры в улучшении внешнеэкономической деятельности, и в том числе ведет к росту издержек импортно-экспортных операций.

Однако санкции США и ЕС, напротив, стали движущим механизмом к реализации Россией программы импортозамещения, целью которой стала политика относительно жесткого протекционизма отечественной промышленности. По прогнозам Минпромторга удачная реализация политики импортозамещения к 2020 году позволит достичь сокращения уровня импортозависимости в различных отраслях промышленности с 70-90% до уровня 50-60%. При этом, в долгосрочной перспективе посредством снижения импортной зависимости можно достичь более высокого стимулирования инноваций. Что, безусловно, станет основой для создания новых производств и роста инвестиций в технические отрасли.

Таким образом, на сегодняшний день, нельзя отрицать сильную зависимость российской экономики от поставок импортного оборудования и продукции. Однако сложившуюся ситуацию можно трактовать двояко. С одной стороны, это угроза для российской экономики, а с другой стороны, такая ситуация является хорошим шансом для реализации стратегии быстрого подъема отечественного производства во многих отраслях.

Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. N 488
  2. Большакова Л.В., Литвиненко А.Н. Типологический анализ моделей коррупционного поведения // Вестник СПБ университета МВД России. № 1 (57). 2013. - С. 91-99.
  3. Васильев, К. А. Кластер как основа устойчивого развития АПК региона: монография / К. А. Васильев, А. Е. Шамин. – М.: ООО «Ирбис», 2015. – с. 105
  4. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. - 2013. - N 13. - C.14-20.
  5. Голяшев А.В., Григорьев Л.М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013гг. Аналитический доклад. -М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2015, с. 31
  6. Гурский, В. Л. Концептуально-методологические основы развития механизма формирования согласо­ванной промышленной политики интеграционного объединения /В. Л. Гурский — 2017. — № 2. — С. 152— 171.
  7. Ермолович Г.П., Плескач В.Н. Международное право. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – с. 34
  8. Кевеш А.Л. Промышленность России. 2014: Издательство- Росстат-М.,2014-с.202
  9. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики». N 12. 2014. С. 67-79.
  10. Кузьменко, В.В. Проблемы внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии / В.В. Кузьменко, В.И. Трысячный // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). - 2013. - Т. 11. - № 2-3. С. 53-56.
  11. Малхасян Г.А. Промышленная политика региона: принципы формирования и структура механизма реализации// Российское предпринимательство. -2017. -№7-1(187). - с.111-116.
  12. Методология управления инновационной деятельностью эко­номических систем/Алетдинова А.А., Бабкин А.В., Байков Е.А. и др. Мо­нография. - Санкт-Петербург, 2014, с.89
  13. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2018. – № 1. – С. 96–100.
  14. Поздняков Ю.Н. Взаимозависимость промышленной и инновационной политики. // Экономика и политика, 2015, с.78
  15. Саликова Е.Ю. Понятие и содержание промышленной политики на макро-и микроуровне// «Проблемы региональной экономики» Вестник№ 3, 2014, с.215
  16. Сысоев, Е. В. Зарубежный опыт разработки и реализации про­мышленной политики / Е. В. Сысоев // Научные труды МосГУ. - М.: Изд. АНО ВПО «Московский гуманитарный университет». - 2015. - № 143. - с.77
  17. Татаркин, А. И. Промышленная политика и механизм ее ре­ализации: системный подход / А. И. Татаркин // Экономика региона. - 2017. - № 3. - С. 19-31.
  18. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - М.: ЭКСМО, 2016. – с.89.
  19. Шурдумова Э.Г., Айсанова С.А., Сижажева С.С. Направления реализации эффективной промышленной политики как инструмент регионального развития//Фундаментальные исследования. -2016. - №3, с.67
  20. Гринкруг Д.Л. Управление формированием и развитием промышленной политики региона, автореферат кандидата экономиче­ских наук. Москва, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005531189#?page=1 -23с. (дата обращения: 18.06.2018)

  1. Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. N 488

  2. Поздняков Ю.Н. Взаимозависимость промышленной и инновационной политики. // Экономика и политика, 2015, с.78

  3. Саликова Е.Ю. Понятие и содержание промышленной политики на макро-и микроуровне// «Проблемы региональной экономики» Вестник№ 3, 2014, с.215

  4. Малхасян Г.А. Промышленная политика региона: принципы формирования и структура механизма реализации// Российское предпринимательство. -2017. -№7-1(187). - с.111-116. //

  5. Кевеш А.Л. Промышленность России. 2014: Издательство- Росстат-М.,2014-с.202

  6. Гринкруг Д.Л. Управление формированием и развитием про­мышленной политики региона, автореферат кандидата экономиче­ских наук. Москва, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005531189#?page=1 -23с. (дата обращения: 18.06.2018)

  7. Голяшев А.В., Григорьев Л.М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013гг. Аналитический доклад. -М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2015, с. 31

  8. Шурдумова Э.Г., Айсанова С.А., Сижажева С.С. Направления реализации эффективной промышленной политики как инструмент регионального развития//Фундаментальные исследования. -2016. - №3, с.67

  9. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - М.: ЭКСМО, 2016. – с.89.

  10. Гурский, В. Л. Концептуально-методологические основы развития механизма формирования согласо­ванной промышленной политики интеграционного объединения /В. Л. Гурский — 2017. — № 2. — С. 152— 171.

  11. Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. N 488

  12. Методология управления инновационной деятельностью эко­номических систем/Алетдинова А.А., Бабкин А.В., Байков Е.А. и др. Мо­нография. - Санкт-Петербург, 2014, с.89

  13. Татаркин, А. И. Промышленная политика и механизм ее ре­ализации: системный подход / А. И. Татаркин // Экономика региона. - 2017. - № 3. - С. 19-31.

  14. Сысоев, Е. В. Зарубежный опыт разработки и реализации про­мышленной политики / Е. В. Сысоев // Научные труды МосГУ. - М.: Изд. АНО ВПО «Московский гуманитарный университет». - 2015. - № 143. - с.77

  15. Кузьменко, В.В. Проблемы внедрения системы контроллинга на промышленном предприятии / В.В. Кузьменко, В.И. Трысячный // TERRA ECONOMICUS («Пространство экономики»). - 2013. - Т. 11. - № 2-3. С. 53-56.

  16. Большакова Л.В., Литвиненко А.Н. Типологический анализ моделей коррупционного поведения // Вестник СПБ университета МВД России. № 1 (57). 2013. - С. 91-99.

  17. Ермолович Г.П., Плескач В.Н. Международное право. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – с. 34

  18. Васильев, К. А. Кластер как основа устойчивого развития АПК региона: монография / К. А. Васильев, А. Е. Шамин. – М.: ООО «Ирбис», 2015. – с. 105

  19. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. - 2013. - N 13. - C.14-20.

  20. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики». N 12. 2014. С. 67-79.

  21. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2018. – № 1. – С. 96–100.