Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях (Проблемы инвестиций в современной российской экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого, различают начальные инвестиции, или нетто инвестиции, осуществляемые на основании проекта или при покупке предприятия. Вместе с реинвестициями они образуют брутто инвестиции.

Необходимо раскрыть понятие «реинвестиции» – это вновь освободившиеся инвестиционные ресурсы, используемые на приобретение или изготовление новых средств производства и другие цели [11, c. 187]. Такая форма инвестиций может быть направлена на замену имеющихся объектов новыми, рационализацию и модернизацию технологического оборудования или процессов.

10. По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая, легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и питание и пр.

11. По рискам:

  • агрессивные инвестиции: высокая степенью риска, высокая прибыльность и низкая ликвидность;
  • умеренные инвестиции отличаются средней степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений;
  • консервативные инвестиции - вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью.

Помимо приведенного разграничения инвестиции имеют и более разветвленную структуру:

  1. Нефинансовые инвестиции.

Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя элементы: инвестиции в основной капитал; затраты на капитальный ремонт; инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии и т. д.); инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств; инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования.

  1. Инвестиции по отраслям экономики.
  2. По формам воспроизводства в реальном секторе: на создание объекта предпринимательской деятельности; на расширение производства; на реконструкцию, техническое перевооружение.
  3. По источникам финансирования: собственные (амортизация, прибыль); заемные (кредиты); привлеченные (посредством эмиссии акций).

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что инвестиции по объектам вложения средств делятся на капиталообразующие (прямые) и портфельные (финансовые), также существует и более разветвленные структуры, разграничивающие инвестиции, такие как: инвестиции в нефинансовые активы, инвестиции по отраслям экономики, по формам воспроизводства в реальном секторе, по источникам финансирования и др.


1.3 Источники финансирования инвестиций

Источники финансирования инвестиций можно трактовать как денежные средства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. От правильного подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в государстве типа хозяйственных отношений.

Источники финансирования инвестиций имеют свою классификацию. 1.По способу привлечения: внутренние и внешние источники финансирования инвестиций.

К внутренним источникам финансирования относят:

  • государственное бюджетное финансирование;
  • сбережения населения;
  • собственные средства предприятия или фирмы;
  • накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм;
  • банковский кредит [9, c. 140].

К внешним источникам финансирования относят:

  • прямые иностранные инвестиции, представляющие собой капитальные вложения в реальные активы в других странах, в управлении которыми участвует инвестор;
  • портфельные иностранные инвестиции – это капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций; также инвестирование средств возможно в ценные бумаги иностранного государства;
  • иностранные кредиты.

В последнее десятилетие в международной экономике часто используется такая форма долгосрочного финансирования, как проектное финансирование. Его смысл заключается в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий [14, c. 25]. В конечном счете, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

России, как стране, еще неопытной в вопросе инвестиций, необходимо направить все усилия к привлечению всех видов иностранных инвестиций, так как они в итоге способствуют увеличению производственных мощностей экономики в будущем.

Можно говорить о том, что от подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, которое осуществляет инвестиционную деятельность. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе и государстве механизма хозяйствования.


Глава 2. Инвестиционная политика РФ в современных условиях: особенности на современном этапе развития экономики.

2.1. Инвестиционная политика в РФ.

Инвестиционный климат в стране накладывает отпечаток на готовность инвесторов к вложению капитала в экономику.

В свою очередь, инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, предопределяющих степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. В настоящее время инвестиционный климат в Российской Федерации является недостаточно благоприятным для привлечения инвестиций в полном масштабе.

Притоку инвестиций частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Если же данные проблемы взаимосвязаны, то это приводит к усилению их негативного влияния на инвестиционную ситуацию в стране. Слабый приток зарубежных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, проблемой «центр – регион», наличием межнациональных конфликтов в самой России, социальной напряженностью, высокой преступностью, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства [15, c. 10].

В последние годы российская власть проявляла в отношении зарубежных компаний двойственную политику. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на деле зарубежные фирмы испытывают большие трудности, в попытках вложить свой капитал в российскую экономику. Законодательство в России нестабильно, предпринимательская деятельность сталкивается с бюрократическими препятствиями, так же из СМИ и трудов аналитиков складывается впечатление, что многие российские политики будто бы боятся прямых зарубежных инвестиций. В России сложился стереотип, что иностранные инвестиции это обман и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику в своих целях.


В нашей стране основным сдерживающим фактором для притока иностранных инвестиций является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, которая регулировала бы деятельность отечественного и иностранного капитала. Частые изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в большей степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Так же тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в российском обществе, связанного с ухудшением материального положения значительной части населения России.

Достаточно негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат в России, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые оказали влияние на многие звенья внешнеэкономических связей России.

Если оценивать инвестиционный климат России по международным стандартам, с использованием таких критериев, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы, можно сказать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

Необходимыми предпосылками успешной инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, так же как и предсказуемость поведения цен в экономике. Необходимо ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Что же необходимо изменить в экономике России для изменения ситуации?

1. Налоги: простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

2. Банки и финансовая система: в кратчайшие сроки необходимо реализовать программу реструктуризации банковской системы:

- банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

- создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

- повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;


- Центральный Банк РФ должен воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков, до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;

- ускорить процесс принятия закона о гарантиях вкладов граждан.

3. Внешнеэкономическая и таможенная политика.

- необходимо активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим процессом коррекции законодательства.

- нужно упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза; упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;

- ускорить создание зоны свободной торговли со всеми странами СНГ.

4. Защита прав собственности.

- необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», которые бы исключили злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.

-стимулировать процесс создания компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;

-уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности: нужно не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это требует законодательство. Соответственно, требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

5. Свобода входа на рынок.

- необходимо упростить процедуру по организации бизнеса. Надо создать технологию, которая базировалась бы на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени получить разрешение или четко аргументированный отказ.

-одновременно с этим требуется создание независимого института для апелляций.

6. Борьба с коррупцией.

-дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования.

-должны быть разработаны простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.