Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Регламент кассовых операций).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Учет кассовых операций
1.1 Регламент кассовых операций
1.2.1 Лимит наличных денежных средств
1.2.2 Инкассация денежных средств
1.3 Документирование кассовых операций
Глава 2. Расчеты с применением контрольно-кассовой техники
2.1 Правила применения и регистрации контрольно-кассовой техники
2.2 Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники
2.3 Контроль за соблюдением правил работы с ККТ
При приеме от клиентов платежных документов в иностранной валюте кассир должен проверить их подлинность и платежеспособность по имеющимся контрольным материалам, а также полноту и правильность заполнения реквизитов документов. В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнений в ее подлинности и платежеспособности. Поврежденные, ветхие, вызывающие сомнение в платежеспособности денежные знаки от клиентов кассиром не принимаются.
Оплату товаров и услуг разрешается принимать в нескольких иностранных валютах. Пересчет других видов иностранных валют в доллары осуществляется по рыночному курсу, информация о котором присылается банком в кассу. Таблица пересчета должна быть доступной для посетителей.
При расчетах за валюту сдача выдается обычно в валюте платежа. С согласия покупателей сдача может быть выдана в другой свободно конвертируемой валюте. Выдача сдачи в рублях запрещается.
Для обособленного учета наличия и движения наличной иностранной валюты к счету 50 "Касса" открывают соответствующие субсчета.
Учет денежных документов. Находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы учитывают на субсчете 50-3 "Денежные документы" счета 50 "Касса" в сумме фактических затрат на их приобретение.
Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один - два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам.
Глава 2. Расчеты с применением контрольно-кассовой техники
2.1 Правила применения и регистрации контрольно-кассовой техники
Правила применения ККТ
В новой ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ сказано о сфере и правилах применения ККТ. Часть норм ранее содержалась в ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Теперь ККТ применяется в обязательном порядке на территории РФ всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов (кроме случаев, установленных Законом N 54-ФЗ). Под расчетами понимается:
- прием или выплата денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
- прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
- прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
При расчете организация или предприниматель (далее - пользователь) обязаны выдать кассовый чек или БСО:
- в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные им абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности). Кассовый чек или БСО, полученные в электронной форме и распечатанные, приравниваются к чеку или БСО, отпечатанным ККТ, если сведения в бумажном документе идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме (п. 4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ);
- на бумажном носителе (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Если пользователь находится в местности, отдаленной от сетей связи, ему можно будет использовать ККТ без передачи информации и документов в налоговые органы в электронной форме и не направлять покупателю (клиенту) чек или БСО в электронной форме. Критерии для местностей, отдаленных от сетей связи, установит Минкомсвязь России, а их перечни будут утверждать субъекты РФ.
Остальные пользователи обязаны будут обеспечить передачу в налоговые органы в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). При этом можно не передавать:
- реквизиты кассового чека или БСО, указанные в абз. 5, 6, 16, 18 п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ;
- сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.
Особенности применения ККТ
Статьей 2 Закона N 54-ФЗ введено применение ККТ при:
- продаже лотерейных билетов;
- торговле непродовольственными товарами, перечень которых утвердит Правительство РФ;
- приеме от населения драгоценных металлов и драгоценных камней;
- продаже по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления).
В то же время введено освобождение от применения ККТ для такой деятельности, как:
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами в пассажирских вагонах поездов;
- сезонная торговля вразвал фруктами;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
- сдача предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
Организации и предприниматели, ведущие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне органа государственной власти субъекта РФ (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), вправе не применять ККТ, если выдают покупателю (клиенту) по его требованию документ (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ):
- подтверждающий факт осуществления расчета;
- содержащий наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4 - 12 п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ;
- подписанный выдавшим его лицом.
Но в любом случае освобождение от применения ККТ не распространяется на организации и предпринимателей, которые (п. 8 ст. 2 Закона N 54-ФЗ):
- используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов;
- торгуют подакцизными товарами.
Отдельно указано, что ККТ не применяется при расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Регистрация ККТ
Новый порядок регистрации ККТ прописан в ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ. Для того, чтобы зарегистрировать онлайн-кассу, нужно:
- подать заявление по установленной форме в любую налоговую инспекцию или через кабинет ККТ (п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Кабинет ККТ - это сервис для представления информации и документов о применении ККТ в налоговые органы в электронной форме (п. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ). О том, что указать в заявлении, сказано в п. 2 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ. Заявление можно будет передать в бумажной форме или в электронной форме (с усиленной квалифицированной электронной подписью) через кабинет ККТ либо через оператора фискальных данных (п. п. 10, 12 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ);
- записать в фискальный накопитель ККТ сведения, указанные в п. 3 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ.
О том, как снять с учета онлайн-кассу по собственной инициативе, сказано в п. п. 5, 6 и 8 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ. Кроме того, налоговые органы уполномочены снимать с учета ККТ в одностороннем порядке, без заявления пользователя, если:
- ККТ не соответствует требованиям законодательства (п. 15 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ);
- истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе (п. 16 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
2.2 Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники
В ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ сказано о текущей работе с ККТ нового образца. Применять зарегистрированную ККТ в момент осуществления расчета должно то лицо, которое рассчитывается с покупателем (клиентом), за исключением расчета электронными средствами платежа в Интернете. Для таких электронных платежей предназначена своя ККТ, которая применяется только при указанных расчетах. При оказании услуг могут применяться автоматизированные системы для БСО (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
ККТ сразу после формирования фискального документа направляет его оператору, а он, в свою очередь, формирует подтверждение. При этом формируются протоколы информационного обмена. Передаваемая информация зашифровывается и расшифровывается с применением симметричного ключа фискального признака и симметричного криптографического алгоритма (п. п. 3, 6, 7, 14 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Договор с оператором
Пользователю необходимо заключить с оператором договор на обработку фискальных данных. Договор является публичным, а значит, оператор не сможет отказать никому из тех, кто к нему обратится, при наличии технических возможностей для обработки фискальных данных и не вправе оказывать предпочтение одному пользователю перед другим (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ, п. п. 1, 2, 6 ст. 4.6 Закона N 54-ФЗ).
Обязательные условия договора: размер, условия и порядок оплаты услуг оператора, срок действия договора, порядок расторжения договора.
Требования к чеку и БСО
Обязательные реквизиты кассового чека и БСО перечислены в п. п. 1 и 6 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Особенности по обязательным реквизитам установлены для:
- пользователей в местностях, удаленных от сетей связи, которым разрешено применять ККТ без передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме (п. 2 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ);
- платежных агентов или субагентов при приеме платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ (п. 3 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ);
- банковских платежных агентов или субагентов при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ (п. 4 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
Чек и БСО могут содержать также необязательные реквизиты. А Правительство РФ вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит - "код товарной номенклатуры" (п. п. 5, 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
Главное, чтобы все реквизиты были четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня выдачи чека или БСО на бумажном носителе (п. 8 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
2.3 Контроль за соблюдением правил работы с ККТ
Налоговые органы уполномочены контролировать и вести надзор за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ). Соответствующие полномочия налоговых органов, в том числе возможность взаимодействия с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности, прописаны в п. п. 2, 4 и 5 ст. 7 Закона N 54-ФЗ.
Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях... влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.