Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Сущность и классификация теорий конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкурентоспособность любого предприятия основана прежде всего на рациональном управлении движением его финансовых ресурсов и капитала. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно путем оптимального их сочетания, формулирования целей и выбора путей их достижения, распределения ограниченного объема ресурсов, исходя из приоритетов и целей развития. Одной из доминант изменяющегося поведения субъектов современной экономики в условиях экономического соперничества является частота изменения предпочтений и потребностей, вкусов и запросов покупателей, качества и ассортимента продукции основных конкурентов.

Ни одно предприятие не способно достичь конкурентных превосходств по всем коммерческим характеристикам товара, продукции, а также средствам его продвижения на рынке. Необходимым условием здесь является выбор приоритетов и выработка стратегии, которая в наибольшей степени соответствует тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом применяющая сильные стороны собственной деятельности. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия обязана быть направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Актуальность анализа теорий конкуренции и разработки конкурентной стратегии торгового предприятия усиливается вследствие стремительно изменяющихся условий и факторов современного хозяйствования – изменениями в самой деловой среде бизнеса, новациями нормативно-правовой базы, стремительным проникновением информационных технологий, глобализацией бизнеса, усилением экономического соперничества и др.

Для разработки стратегических мероприятий и программ действий на основе SWOT-метода выбрана компания «Маленькая страна», которая специализируется на продаже детских товаров.

Цель работы – проанализировать современное состояние теории конкуренции, выявить влияние внешней и внутренней среды компании на его деятельность и в связи с этим разработать рекомендации по разработке конкурентной стратегии исследуемой компании.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • сравнить существующие теории конкуренции;
  • проанализировать основные методические подходы к оценке конкурентоспособности торговых предприятий;
  • привести алгоритм разработки конкурентной стратегии и теоретически обосновать его эффективность;
  • проанализировать основные финансово-экономические показатели ДТЦ «Маленькая страна»;
  • произвести оценку конкурентной позиции и окружения торгового центра;
  • обосновать выбор предлагаемой конкурентной стратегии;
  • разработать модель конкурентоспособности торгового предприятия.

Объектом исследования является деятельность ООО «Маленькая страна». Предмет исследования – конкурентная стратегия торгового предприятия.

Методами исследования являются: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический, экономико-математический метод и другие.

Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по стратегическому менеджменту, маркетингу, экономической теории, теории управления, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, финансовая отчетность за 2014 – 2016 гг. предприятия ООО «Маленькая страна».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ

1.1. Сущность и классификация теорий конкуренции

Одной из главных задач развития предприятия в современных условиях хозяйствования становится разработка конкурентной стратегии развития. Такая стратегия необходима для обеспечения эффективной деятельности компаний [37, c. 25]. Реализация конкурентной стратегии развития предприятия отражается в изменении ее состояния через такие параметры как: рост, стабильность (или сокращение) основных показателей: доля рынка, выручка, клиентская база, капитализация, ликвидность, эффективность. Множество стратегий, разрабатываемых в организациях, часто не выдерживают проверки практикой, поскольку создаются без учета важных элементов: состояния рыночной среды, кадрового потенциала, финансовых ресурсов и других структурных элементов экономического потенциала предприятия [49, c. 490].

Тенденции, определяющие направления развития современной экономики обуславливают актуальность исследований в области теории конкуренции, концепции которой находят широкое практическое применение в сфере разработки стратегии и тактики деятельности компаний в условиях рыночной экономики.


В течение последних трех столетий теория конкуренция прошла путь от зарождения первых научных представлений о конкуренции в рамках общих подходов к исследованию экономики до становления в качестве самостоятельной теории [42]. Основы теории конкуренции были заложены представителями классической школы политэкономии А. Смитом и Д. Рикардо, чье внимание привлекли макроэкономические вопросы благосостояния, результатом изучения которых стали модель совершенной конкуренции и теории абсолютных и относительных конкурентных преимуществ. Представители неоклассической школы К. Мангер, Ф. Визер, А. Маршалл осуществили переход от анализа конкуренции на макроуровне к микроуровню и рассмотрели сущностные условия конкуренции. В дальнейшем, на рубеже XIX-XX вв., на первый план вышли проблемы соотношения конкуренции и монополизма. Благодаря работам Э. Чемберлина и Дж. Робинсон преобладавшая модель совершенной конкуренции сменилась теорией несовершенной и монополистической конкуренции. Резкое замедление темпов роста и экономический кризис начала XX в. подтвердили несостоятельность господствовавших подходов невмешательства в рыночные процессы [20, c. 124].

Выводом из сложившейся экономической ситуации стала теория Дж.М. Кейнса, который, подвергнув критике идею саморегулирования рынка, обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику и процессы конкуренции. Включение государства в качестве экономического субъекта в процесс конкуренции послужило отправной точкой для расширения круга исследуемых проблем теории конкуренции. Внимание исследователей обратилось к изучению влияния различных аспектов общественной жизни на процесс конкуренции. Существенный вклад в развитие данных идей внесли представители институционального направления в экономике. В дальнейшем их взгляды были дополнены и расширены благодаря включению в предмет рассмотрения инновационной составляющей конкуренции, на что одним из первых обратил внимание Й. Шумпетер, разработав теорию инновационного развития [49, c. 492].

Таким образом, даже краткий обзор развития теории конкуренции позволяет утверждать, что к середине XX в. был разработан значительный круг ее вопросов. Однако многие практические задачи, среди которых поиск инструментов и методов ведения конкурентной борьбы, создание конкурентных преимуществ, разработка эффективной стратегии, остались нерешенными. Так как практика хозяйственной деятельности требовала разработки действенных решений по данным вопросам, наиболее актуальным стали экономические знания, способные обеспечить хозяйствующих субъектов ориентирами по эффективному ведению бизнеса. Данные особенности определяли дальнейшее развитие подходов к анализу конкуренции во второй половине XX в.


Значительный вклад в развитие теории конкуренции в середине XX в. внес Дж. Стиглер, изучавший функционирование рыночной экономики в рамках теории организации промышленности [5, c. 134]. Проведенный Стиглером анализ поведения фирм в конкурентных и монопольных отраслях промышленности позволил ему выделить в качестве условий успешного функционирования компаний принцип выживаемости и принцип минимального масштаба эффективности. Кроме того, по мнению Дж. Стиглера, успех в конкурентной борьбе зависит от интеграции в той или иной отрасли. Так, на ранней и поздней стадиях развития отрасли необходима активная интеграция, тогда как на промежуточных она может быть незначительной [49, c. 494].

В это же время в рамках новаторского направления в экономике –поведенческой экономической теории, изучающей социальные аспекты в поведении хозяйствующих субъектов и влияние экономических, психологических, политических факторов на процесс принятия решения – было сформировано новое представление о сущности конкуренции. По мнению одного из представителей поведенческого подхода, Г. Саймона, в современных условиях неопределенности внешней среды и изобилия информации меняется модель экономического поведения [20, c. 122]. Хозяйствующие субъекты характеризуются как ограниченно рациональные и принимающие удовлетворительные решения, исходя из собственного уровня притязаний, а не из максимизации выгоды. Саймон пришел к выводу об изменении сущности конкуренции: она приобретает социальный и адаптивный характер. Анализ взглядов представителей поведенческой экономической теории позволяет сделать вывод о том, что сущность процесса конкуренции в рамках поведенческого подхода раскрывается через адаптивное поведение хозяйствующих субъектов.

В 1960-е гг. Д.К. Гэлбрейт в рамках индустриального направления институциональной теории исследовал специфику современного процесса конкуренции, характеризующего деятельностью крупных корпораций. По мнению Гэлбрейта, в современной экономике крупные корпорации, сосредоточившие в себе экономическую власть путем контроля над ценами, издержками и потребителями, формируют особую индустриальную систему, а мелкие собственники, которые не могут влиять на цены или на политику правительства, образуют рыночную систему [15, c. 73]. Для описания особенностей управления корпорациями, которые являются воплощением рыночной власти, Д.К. Гэлбрейт ввел понятие «техноструктура» - группа людей, которая обладает специальными знаниями, способностями или опытом группового принятия решения [15, c. 74].


Существенный вклад в развитие представлений о конкуренции внесла теория человеческого капитала Г. Беккера. Обосновывая экономическую целесообразность вложений капитала в образование и подготовку сотрудников, Беккер пришел к выводу, что специальная подготовка работников формирует значимые особенности продукции компании и ее поведения на рынке, ноу-хау, имиджа и бренда.

В дальнейшем одним из ведущих в теории конкуренции стало неоинституциональное направление экономической мысли, которые сконцентрировали внимание на эффективности рыночной экономики, выделяя в качестве ее критерия трансакционные издержки – затраты на получение информации, проведение переговоров, заключение контрактов [42].

В 1980-е гг. в теории конкуренции обозначилось новое направление –эволюционный институционализм, или теория конкурентной эволюции. Представители данного направления Р. Нельсон и С. Уинтер ввели понятие «организационные рутины» - устойчивые образцы, стереотипы, шаблоны поведения, которые используются в повседневной деятельности членов организации. Комбинация рутин относительно различных условий внешней среды может рассматриваться как стратегия поведения. Во взаимодействии со средой фирмы могут отбирать наиболее подходящие и эффективные стратегии поведения6. Рутины являются своеобразными активами и могут рассматриваться в качестве конкурентных преимуществ организаций [42].

В конце XX в. в связи с усилением мировых интеграционных процессов и глобализации мировой экономики конкурентные преимущества экономических субъектов и завоевание лидирующих позиций на рынке с учетом новых реалий функционирования бизнеса стали доминирующими в теории конкуренции. В теории конкуренции были сформулированы рыночная, ресурсная и институциональная концепции конкурентных преимуществ, существенный вклад в развитие которых внесли не только представители современных экономических школ, но и специалисты в области стратегического менеджмента и маркетинга [47, c. 54].

Одной из первых в теории конкуренции была сформулирована рыночная концепция на базе модели рынков несовершенной конкуренции, подходов теории организации промышленности и теории стратегического планирования. Согласно данной концепции, рыночное положение компании рассматривается с позиции конкурентных преимуществ. Поэтому выбор эффективной стратегии должен осуществляться в зависимости от типа рынка и имеющихся в наличии ресурсов.

Ведущим представителем рыночной концепции в теории конкуренции признается М. Портер [38]. Ему принадлежит одна из первых попыток в систематизации основ теории конкуренции. Суть модели Портера может быть выражена с помощью триединства важнейших аспектов конкуренции – конкурентных сил отрасли, конкурентных стратегий и конкурентных преимуществ. Как утверждает Портер, в любой отрасли интенсивность конкуренции и ожидаемый размер прибыли определяются взаимодействием следующие конкурентные силы, формирующие структуру отрасли: