Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Функции налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значимым является принцип эффективности. Сущностью данного принципа, в первую очередь, является то, что административные расходы по формированию и регулированию национальной системы налоговых взаимоотношений и обеспечению контроля над выполнением условий налогового законодательства должны быть минимальными. Кроме того налоги не должны проявлять негативное воздействие на развитие национальной экономики и возрастание хозяйственной деятельности как юридических, так и физических лиц.

Принцип гласности заключается в том, что государство должно официально публиковать налоговые законы, другие нормативные акты, затрагивающие налоговые обязанности налогоплательщика. Следуя этому принципу, налогоплательщик должен быть, проинформирован о действующих налогах и сборах и о порядке исчислении уплаты налогов.

Принцип определенности исключает произвольное трактование налоговых законов. Вместе с этим налоговая система должна быть понята и одобрена большей частью общества. Исходя из этого принципа налогоплательщику совершенно точно и заранее должны быть известны сумма, способ и время платежа. Это помогает создать устойчивость основных видов налога и налоговых ставок в течение нескольких лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Иными словами, принцип определенности налога означает, что каждый налогоплательщик должен знать, какие налоги, в каком порядке и в какие сроки он должен уплачивать.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Налог считается не установленным, если не определены плательщики данного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Неточность норм в законах о налогах может привести государственные органы и должностных лиц к нарушению прав граждан и организаций в отношении налогоплательщика.

Принцип одновременности обложения означает, что в хорошо функционирующей налоговой системе один и тот же источник либо предмет не может облагаться двумя либо несколькими налогами. Другими словами, один и тот же объект может облагаться только одним видом налога и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Выполнение данного принципа на сегодняшний день усложняется из-за процесса глобализации мировой экономики и связанного с ней широкого перелива капитала. При данных условиях происходит обложение одного и того же дохода налогами в двух и более странах. Выход из этой проблемы был найден за счет подписания межгосударственных договоров об избежание двойного налогообложения.


Юридические принципы налогообложения.

  1. Законодательная форма установления налога
  2. Равенство и справедливость (в частности отношения государства и налогоплательщика)
  3. Приоритетность налогового законодательства

Из принципа законодательной формы установления налога следует, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут быть произвольными. Государство не должно допускать установление налогов и сборов, которые препятствуют гражданам в реализации своих конституционных прав. Так как налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, то устанавливать налоги нужно с учетом положения, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Данный принцип осуществляет жесткую централизацию управления налогами со стороны государства на основе налогового законодательства, а также детальную структурированность и единство налоговой системы.

Принцип равенства и справедливости обеспечивает равенство между государством и налогоплательщиком. Налоговые законы обязаны отчетливо назначать полномочия, прямые обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации ни одной из них.

Важную роль играет принцип приоритетности налогового законодательства, он устанавливает, что при коллизии норм сначала должны применяться условия из налогового права. Нормы, затрагивающие налоговое права можно принимать только лишь тогда, когда они утверждены и отвечают общепризнанным нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской финансовой литературе акцентируется еще один принцип налогообложения, а именно общенаучный подход к развитию налоговой системы. В соответствие с данным принципом при установлении ставок налога необходимо исходить из обдуманных и взвешенных решений, а не из сиюминутных интересов пополнения общегосударственной казны во вред формирования экономики и интересам налогоплательщика. Можно заметить, что сущность данного принципа практически совпадает с положениями принципа соразмерности налогов, поэтому не следует выделять научный подход в установлении налогов в качестве принципа. Важно не забывать, что использование на практике любого принципа налогообложения требует значительного научного подхода и анализа.


Приведенные принципы налогообложения предполагают собою основные утверждения, какими следует придерживаться при создании налоговой системы с учетом определенных финансовых, общественно-политических и социальных обстоятельств формирования общества. Любое государство с целью реализации устойчивого формирования собственной экономики должно принимать во внимание основные приведенные принципы построения налоговой системы, просчитывать все без исключения финансовые и общественные последствия при отступлении от этого либо другого принципа.

Глава 2. Исторические аспекты налоговой системы РФ

2.1 Возникновение и развитие налогообложения

Появление налогов самым тесным образом связанно с возникновением государства. Государство нуждалось в финансовых ресурсах для обеспечения своих функций. Налоги возникали как один из источников формирования государственных доходов. Первое время налоги имели не постоянный, а временный характер и назывались auxilia (помощь). Образование нового налога очень часто было связанно с появлениями дополнительных расходов государства (начало новой войны). По этой причине и сами налоги носили весьма случайный характер. В истории налогообложения известны такие налоги, как налоги на покойников, арбузы, орехи, бороды и т.д.

По мере развития государства, расширения его функций и увеличение необходимости в доходах менялась и роль налогов. Вместо дополнительного источника пополнения доходов они стали постоянно взыскиваемыми платежами, а затем превратились в непрерывный источник государственных доходов. В XIX в. налоги из массовых платежей со случайным характером превратились в систему налоговых платежей. А уже с ХХ в., доходы бюджета в странах с развитой рыночной экономикой стали формироваться за счет налоговых отчислений.

В процессе исторического развития менялась и форма налогов. Первоначально налоги взимались как натуральные платежи, но по мере развития хозяйственной жизни налоги стали взиматься в смешанной натурально-денежной, а затем только в денежной форме. В соответствии с российским налоговым законодательством на сегодняшний день налоги уплачиваются исключительно в денежной форме.


В XIX в. государство начало производить разнообразные материальные и нематериальные блага. В связи с данными преобразованиями появились новые подходы к понятию природы налогов в рамках теории коллективных потребностей. Исходя из данной теории, государство выступает тем субъектом, который способствует реализации общих (коллективных) потребностей граждан. В настоящее время, налоги являются принудительным безэквивалентным платежом, который обеспечивает государству возможность производить публичные блага, удовлетворяющие общественные потребности.

В истории возникновения и развития налогообложения можно выделить три периода:

Первый период развития налогообложения включает в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков. К отличительным особенностям данного периода относятся неразвитость и случайный характер налогов. Именно на этом этапе начинают зарождаться налоги и механизмы их взимания.

Первой налоговой системой мира, которая находит отражение в современном налогообложении, считается налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении.

Второй период развития налогообложения (конец XVII - начало XVIII вв.) характеризуется развитием европейской государственности. В данный период в европейских государствах налоги носили разовый характер изъятия, причем иногда полномочия по взиманию различных видов налогов предоставлялись государственным правителям. Далее налоги становятся главным источником пополнения бюджетного устройства государства. На данном этапе начинается подразделение налогов на прямые и косвенные. На первом месте в системе налогообложения стоят акцизы, которые взимались со всех товаров, ввозимых в государство или вывозимых из него. На втором месте находятся подушный и подоходный налоги. Налоги становятся главным источником пополнения бюджетного устройства государства.

С начала XIX в., начинают проводиться налоговые реформы, закладывается фундамент современной налоговой системы. Природу налогообложения стали рассматривать с научно-теоретической позиции. Это и стало третьим этапом развития системы налогообложения.


2.2 Развитие налоговой системы РФ на первом и втором этапе

Налоговая система России появилась в конце IX в., с периода образования Древнерусского государства. Главным источником доходов княжеской казны была дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (конец 9 века – начало 10 века).

Изначальным источником казны являлась дань, которая была прямым налогом (податью) и изначально ассоциировалась с военной контрибуцией. Дань превращалась в подать, которую уплачивало население, по мере роста и усиления Киевского государства. Единицей обложения государства являлся «дым» (определенное количество печей и труб) или плуг (количество пашни). Влияние натурального хозяйства, которое было господствующим, отражалось на форме дани, которую взимали двумя способами: «повозом» (система привоза дани князю) и «полюдьем» (система сбора дани через экспедицию, в которую входила дружина князя). Церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви, занимала особое место в Древней и средневековой Руси. В виде судебных и торговых пошлин взимались косвенные налоги. При провозе товаров через заставы городов и крупных селений взималась пошлина, которая получила особое распространение. В период феодальной раздробленности большое значение приобрели пошлины за провоз товаров по территории владельцев земли.

В первое время образования Киевской Руси функции государства были ограничены обороной границ и их расширением, но позднее возникла необходимость увеличения налогов, собираемых в различных формах: дань, оброк, подать, урок, поборы, так как появилась необходимость в общественных постройках, поддержании внутреннего порядка, содержании аппарата управления. Подать включала дань, оброк и урок. Дань устанавливалась произвольно, оброк (один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам) взимался с определенного предмета, а урок (любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенному сроку) определялся по размеру и времени поступления.

Все налоги в Киевской Руси выполняли только фискальную функцию. Свободный общинник – смерд являлся субъектом налогообложения. Средства производства, произведенный продукт, жилище выступали объектами налогообложения. Преобладали прямые реальные и личные налоги, зарождались косвенные налоги в виде фискальной монополии на соль и таможенных пошлин.