Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Функции налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фискальная функция представляет главную функцию налога. Первоначально она присуща каждому налогу, каждой налоговой системы, любой страны. Это естественно, так как основная цель взимания налога - формирование государственного валютного фонда путем изъятия части доходов учреждений и людей с целью формирования материальных условий жизни страны и исполнение им основных функций: защита государства, защита правопорядка, решение социальных проблем.

Распределительная (социальная) функция налога выполняет социальное предназначение и выражается в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан от состоятельных граждан к малообеспеченным, что является гарантией социальной стабильности в обществе.

Регулирующая функция налога осуществляется за счет влияния государства на экономические процессы такие как: снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования, в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.

Существуют и другие подходы к определению функций налогов, при которых, в частности, распределительную функцию наделяют рядом подфункций, таких как стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная.

Стимулирующая подфункция проявляется в возможности влиять на поведение налогоплательщиков с помощью определенных видов налогов и отдельных элементов налогообложения (в частности, налоговых льгот). С помощью этой функции можно побуждать налогоплательщиков к инвестиционной деятельности, благотворительности и поощрять развитие малого предпринимательства.

Дестимулирующая подфункция, наоборот, состоит в создании с помощью налогообложения конкретных барьеров с целью формирования тех или иных нежелательных финансовых процессов. Необходимо отметить, что налоги по своей сущности дестимулируют формирование любого производства, но, увеличивают ставки налогов для отдельных видов деятельности, возможно, преднамеренно уменьшить их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления товары (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Воспроизводственная подфункция реализуется через налоги, взимаемые при пользовании природными ресурсами. Взимание таких налогов способно ограничивать потребление природных ресурсов и дает источник средств для воспроизводства материально сырьевой базы, водных ресурсов, биологических ресурсов.


Контрольная функция налога заключается в обеспечении государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролировать источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивать "прозрачность" финансовых потоков.

Фискальная и регулирующая функции налогов находятся в неразрывной взаимосвязи. Стремясь к достижению максимального фискального эффекта, государство должно активно использовать с этой целью регулирующее влияние налогов на экономику, добиваясь повышения предпринимательской активности, рационального и эффективного использования ресурсов и основанного на этом экономического роста. И. В. Горский выделяет всего лишь одну функцию наогов (фискальную)[5]. В то же время использование регулирующей функции направлено на ускорение темпов экономического роста, повышение благосостояния населения, а это служит основой для усиления фискальной функции. Следовательно, функции налогов взаимосвязаны, взаимообусловлены. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. В фискальной функции отражаются отношения налогоплательщика к государству, в регулирующей – государства к налогоплательщику. Единство и взаимообусловленность функций налогов не исключают того, что в определенные моменты может возникать и усиливаться противоречие между рассматриваемыми функциями. Это, как правило, происходит в тех случаях, когда государство озабочено получением краткосрочного фискального эффекта, не задумываясь о долгосрочных последствиях, принимает решения, приводящие к необоснованному повышению налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население, неоправданной ликвидации льгот инвестиционного и социального типа.

1.3 Принципы налогообложения

Принципы налогообложения позволяют увидеть сходство между налоговыми системами разных стран, ведь все они отличаются друг от друга по структуре, способе взимания налогов, количеству предоставляемых льгот и другим важным признакам.

Зародившиеся еще в конце XVIII в. принципы налогообложения можно разделить на три направления: экономические, организационные, юридические.

Экономические принципы налогообложения:

  • равенства и справедливости
  • всеобщность
  • соразмерности
  • эффективности
  • принцип единства системы налогового права
  • принцип законности

Согласно принципу равенства и справедливости налоги должны взиматься в строгом соответствие с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Всем юридическим и физическим лицам нужно принимать участие в финансировании потребностей государства. Большинство современных налоговых систем строятся на прогрессивном налогообложении доходов, оно более справедливо, так как обеспечивает равенство налогоплательщиков.

В международной практике существует 2 подхода к осуществлению принципа равенства и справедливости.

Первый подход заключается в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно данному подходу уплачиваемые налоги в определенной мере должны соответствовать тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства.

Второй подход в реализации принципа справедливости и равенства состоит в способности налогоплательщика платить налоги. Каждый платить свою часть в зависимости от платежеспособности.

В построение мировых налоговых систем эти два подхода являются взаимными, что обеспечивает высокий уровень реализации этого важного принципа построения налоговой системы.

Принцип всеобщности означает, что все лица должны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов. Принцип всеобщности не обозначает, что все граждане должны платить налоги, вне зависимости от того владеют они имуществом или располагают определенными доходами. Он распространяется только на тех лиц, кто попадает под понятие "налогоплательщик". «Налоговая платежеспособность, - Замечает Ф. А. Меньков, - обобщая взгляды на налоги Д. Рикардо и С. де Сисмонди, - пропорциональна чистому доходу, а не валовому. т.е из валового дохода следует вычесть издержки производства, которые для рабочего составляют часть его заработной платы, идущую на сохранение жизни, силы и здоровья рабочего»[6]

Принцип соразмерности означает в налоговом праве одновременное выполнение трех требований:

1) пропорциональности - при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.

2) обоснованности - налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое основание.

3) гарантии конституционных прав и свобод при реализации налогообложения - недопустимы налоги и сборы, препятствующие осуществлению гражданами своих конституционных прав.


В принцип эффективности входят два фактически самостоятельных принципа, объединенных общими взглядами.

Первый принцип заключается в том, что налоги никак не должны воздействовать на принятие экономических решений либо уровень этого воздействия должен быть незначительным. Эффективная налоговая система подразумевает присутствие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост и хозяйственную активность людей и учреждений.

Сущность второго принципа эффективности состоит в необходимости предоставления низких издержек государства при сборе налогов и на содержание налогового аппарата. Выполнение данного принципа в настоящее время осложняется в связи с увеличением расходов на содержание налоговых и других осуществляющих контроль организаций, вызванных необходимостью борьбы с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов. Экономические расходы страны увеличиваются также в связи с усложнением налогового законодательства и потребности поддержания материально-технической основы контролирующих организаций.

Согласно принципу единства системы налогов и сборов не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Общефедеральная Конституция устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Также запрещается введение региональных налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также не допускается введение региональных налогов, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Принцип законности подразумевает, что налоги формируются исключительно актами законодательства о налогах и сборах; Ни на кого не может быть возложено обязательство уплачивать налоги и пошлины, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. В тексте подобных актов должны быть четко установлены прямые обязанности и все элементы налоговой обязанности.

В процессе применения налоговых норм законность означает обязательное выполнение конституционного предписания, в соответствии с которым органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы. Нарушение этого требования предполагает привлечение виновного лица к юридической ответственности.


Рассмотрим организационные принципы налогообложения.

Организационные принципы:

  • универсализации
  • удобства и времени взимания налогов
  • разделение налогов по уровню власти
  • единство налоговой системы
  • эффективности (в частности налогового администрирования)
  • гласности
  • определенности
  • одновременности обложения

Суть принципа универсализации заключается в том, что налоги должны устанавливаться и применяться одинаково для всех лиц, вне зависимости от политических, экономических, этнических и других критериев. Также не могут устанавливаться дополнительные налоги, повышенные ставки или налоговые льготы в зависимости от форм собственности, организационно правовой формы предприятия, гражданства физического лица и т.д. Исчисление налогов должно происходить одинаково вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Принцип удобства и времени взимания налогов трактует о том, что взимание налога должно осуществляться в такое время и таким способами, которые наиболее благоприятны налогоплательщику. Акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога должна производиться не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. Исходя из данного принципа, наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога происходит одновременно с покупкой товара или оплатой работ или услуг.

Одним из важнейших принципов в условиях федеративного государства является принцип разделения налогов по уровню власти. Согласно ему, каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется определенными полномочиями в сфере введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. Вместе с этим зачисление налогов в бюджеты разных уровней должно регулироваться соответствующим бюджетным законодательством.

Главным принципом является принцип единства налоговой системы. Данный принцип гласит, что устанавливаемые налоги не должны нарушать единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо введение налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ или услуг) или финансовых средств или создавать препятствия не запрещённой законом экономической деятельности физических и юридических лиц. Также не могут устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ или услуг) между разными территориями или муниципальными образованиями в пределах территории страны. В то же время налоговая система должна исключать возможность «экспорта налогов». Поэтому не могут устанавливаться региональные или местные налоги, если их уплата переносится на налогоплательщиков других внутригосударственных территориальных образований.