Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Функции налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во времена Золотой Орды (1243-1480) появились различного рода подати и сборы, взимавшиеся раскладочным способом с податного населения. В XIV-XV вв. со свободного населения взималась дань, помимо ордынской дани, которая направлялась прямо в княжескую казну в виде натуральных сборов.

К XIV в. появилось предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. В Московском государстве сложилась система кормлений. Полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

В феодальный период (XIII-XIV вв.), появились такие виды налогов как судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. За право иметь склады взималась гостиная пошлина, а торговая - за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» - за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани - прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Из-за бедственного положения казны после Смуты на богатых «именитых» людей - промышленников, купцов, ремесленников, служилых людей - правительство налагало временные запросные и пятинные деньги. В начале XIX в. дворянство вынуждено было уплачивать подоходный налог в 1812-1820 гг. Только лишь с 1875 г. дворяне стали уплачивать умеренный, постоянный поземельный налог. Много лет в России существовали натуральные повинности, которые сочетались и преобладали над денежными налогами.

При Петре I произошло реформирование системы налогообложения, сформировалась концепция и принципы налогообложения:

- взаимозависимость налоговой системы и народного хозяйства;

- соизмерение величины налогов с имущественным состоянием плательщика, распределение и метод сбора налогов.

Петр I радикально изменил сферу налогообложения: увеличил количество налогов и их ставки. При этом расширил государственные регалии и ограничил частную собственность, превратив в оброчные объекты частные суда, постоялые дворы, лавки, мосты, переправы и т.д. На внутреннем и на внешнем рынках устанавливается государственная монополия на торговлю наиболее выгодными товарами. Хоть и финансовая база укрепилась, но рост потребностей происходил еще быстрее, потребовалось реформирование системы налогообложения. Происходит переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с души, кроме привилегированных сословий, в размерах, не зависящих от величины доходов и имущества.


2.3 Налоговая система РФ в постреволюционный период

Значительные изменения в экономики Советской России начались с Доклада В. Ленина от 15 марта 1921 г. "О замене продразверстки продовольственным налогом". После принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году Советскую Россию ждали большие перемены. В действие вернулась прежняя система налогов и сборов, существовавшая в России до Октябрьской революции 1917 года. Кулацкие хозяйства были подвергнуты налогообложению. Акцизная система была полностью упразднена в период с 1930 по 1932 год. Налоги стали уплачиваться с прибыли и оборота предприятий.

Очень тяжелым периодом для СССР стала Великая Отечественная война. С 1941 по 1945 год необходимо было содержать армию и создавать средства обороны, оружие, требовалась большая часть средств. Вводились любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения во время ВОВ и после ее окончания. Эти налоги существовали для повышения рождаемости и увеличения работоспособного в будущем населения. «Холостяцкий» налог просуществовал до 1990 года.

Советская власть в трудные времена вспомнила об этом опыте и использовала его. В период гражданской войны и в первые годы нэпа существовали натуральные повинности.

Принципы вновь построенной налоговой системы были следующими:

- многократность и множественность налогообложения;

- переход к регулярным окладным налогам;

- смешанная форма натуральных и денежных поступлений;

- четкое деление налогов на государственные и местные;

- частое изменение налогового законодательства. Множественность налогов и сборов обусловила необходимость изменения;

- применения наиболее простых форм обложения, которые могли обеспечить быстрое поступление доходов в государственный бюджет и дать достаточный финансовый эффект.

В 1921 г. был введен промысловый налог, который был первым прямым налогом с несельскохозяйственного населения. Налог включал в себя патентные и уравнительные сборы. В зависимости от местонахождения и категории предприятия, определяемого по внешним признакам (число рабочих и служащих, размер помещений, характер и род деятельности) различались ставки патентного сбора. Патентный сбор учитывался при уплате уравнительного сбора и имел авансовый характер.


В ноябре 1922 г. был введен подоходно-поимущественный налог, что сыграло особо важную роль для становления новой налоговой системы. Совокупный доход являлся основой обложения, который определялся по декларациям налогоплательщиков. От размера дохода напрямую зависели ставки налога и составляли от 0, 83 до 15%.

Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства является принятие Налогового кодекса Российской Федерации.

Совокупность всех элементов, образуют структуру налоговой системы России. Налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере относятся к элементам налоговой системы РФ. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровневою систему налогов: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

2.4 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ

В настоящее время нет другого аспекта в экономической сфере, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом многочисленных дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию, как система налогообложения. Для современной налоговой системы России, свойственно множество трудностей, одним из которых не прекращает быть ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении строгого регламента в отношении налоговой базы.

Для роста промышленности, аграрного хозяйства нужны ресурсы для того, чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно увеличивать налоги. В результате ни одно физическое или юридическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги, да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, на сегодняшний день участились случаи по сокрытию налогов, неплатежам, разрастанию теневой экономики. Необходимо выделить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания на протяжении существенного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.


На данный момент нехватка финансовых ресурсов является одной из самых острых проблем экономики нашей страны. Финансовые ресурсы рассматривают как важный источник пополнения государственного бюджета и развития рыночных отношений. Кроме того, бюджет позволяет обществу страны развиваться.

В настоящее время нормативные документы по налогообложения имеют нечеткий и противоречивый характер. Ошибки по исчислению налогов неизбежны. Так же необходимо отметить конфликтность налоговых правоотношений. Например, налоговые органы Российской Федерации применяют меры принуждения к налогоплательщикам, которые нуждаются в защите. Так как налоговым органам выгодно устанавливать финансовые санкции, то их деятельность до сих пор остается неэффективной.

Существуют и другие проблемы в налоговой система России, например, необходимость борьбы с подпольной алкогольной продукцией. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) один из важных экономических рычагов государства, образующих его бюджет. К основным проблемам НДФЛ относятся:

1. Достижение оптимума экономической эффективности и социальной справедливости налогов;

2. Низкий прожиточный уровень в стране;

3. Невозможность обеспечения полноценных сборов налогов;

4. Выбор ставки налога.

Государственной власти необходимо поменять налоговое регулирование и внести изменения в систему налогообложения. Правильная реализация при помощи методов регулирования – это удовлетворение государством общественных интересов.

Пути совершенствования налоговой системы РФ.

Во-первых, налоговой политике Российской Федерации необходима реформа в сфере налоговых взаимоотношений. Она необходима для формирования эффективного налогового механизма, увеличения доходов бюджетов хозяйствующих субъектов, стимулирования инвестиционных процессов, налогового контроля.

Анализ системы налогообложения Российской Федерации показал, что:

1. Удельный вес убыточных предприятий составляет 20-40% (уменьшение амортизационных отчислений, изношенные основные фонды);

2. Понижение инвестиционной привлекательности зарубежных инвесторов;

3. Нет четких задач для инвестиционной политики.

Во-вторых, необходимо принять ряд мер для совершенствования налоговой системы России:

− конкретизировать нормативно-правовые документы в области налогов;

− основа налогового администрирования должна основываться не только на историческом опыте, но и на внешней и внутренней средах;


− повысить квалификацию работников налоговых органов;

− проверять работу налогового законодательства;

− ввести прогрессивную ставку налога.

По введению ставки налога обсуждается много вариантов. Законопроект предлагает сохранить действующую ставку 13% только для дохода до 2 млн. рублей в месяц. Если доход превышает данную сумму до 100 млн. рублей, ставка увеличивается до 25%. До 200 млн. рублей ставка 35%, от этой суммы – 50%. Правительство несогласно с данными ставками, ссылаясь на стабильность действующей ставки налога.

Практика 1990-х годов показала, что повышение налогового бремени влечет за собой закрытие многих предприятий. Кризис влечет за собой обострение экономической ситуации в стране, что отрицательно сказывается на бизнесе – увеличивается себестоимость продукции и снижается доходность.

Немаловажной задачей является работа по ужесточению мер, направленных на противодействие использования налогоплательщиками схем уклонения от уплаты законов. Как мы видим, большинство направлений и инструментов налоговой политики связаны с выполнением фискальной функции налоговой системы. Не менее важной является развитие регулирующей функции налогов с использованием налоговых льгот. Исследования Счетной палаты показывают, что рост налоговых льгот приводит к росту налоговых расходов. Целый ряд льгот имеет социальную направленность. Несмотря на рост количества налоговых льгот, не достигается ожидаемого социально-экономического результата. Отсюда возникает слабая реализация регулирующей функции.

Краткий анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о недостаточной реализации регулирующей и социальной функций налогов. Для этого необходимо сократить до минимума налоговые льготы по региональным и местным налогам. Необходимо также установить приоритетные направления налогового стимулирования, развить инновационную деятельность, рынок ценных бумаг, поддерживать многодетные семьи. Совершенствование и развитие налоговой системы Российской Федерации оказывает положительное влияние на социально- экономическую направленность страны и деловую активность.

Качество системы налогообложения проявляется через ее эффективность. Вопросы расходов государства и налогообложения важны в стране с рыночной экономикой. Так как решения, принятые предпринимателями и хозяйственными субъектами, могут привести к спаду и инфляции. Правительство – регулятор социально-экономических отношений, поэтому правительственные решения влияют на увеличение общего благосостояния.