Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( АНАЛИЗ ФРАНШИЗЫ ЗАО «ЦЕНТРОБУВЬ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, вынуждает предприятиям по-новому подойти к планированию своей деятельности.

Торговля является, безусловно, одной из самых крупных и экономически успешных отраслей российской экономики. Развитие торговой отрасли в России характеризуется неравномерностью для различных групп предприятий. Резко выбиваются из общего тренда развития сектор крупных предприятий, и прежде всего, его ядро —крупнейшие розничные сети, контролирующие значительные финансовые и рыночные ресурсы[1].

Развитию розничной торговли способствовало резкое обращение предпринимательства страны к системе франчайзинга. К концу 2010 года значительно увеличилось число иностранных франчайзинговых компаний, рассматривающих корпоративную экспансию в России как перспективную.

Несмотря на довольно длительный период частичного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого часто затруднено.

Основными препятствиями для прихода франчайзинговых сетей в Россию являются отсутствие законодательной базы в области франчайзинга, а также государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. 

Ряд ученых-социологов наблюдают стремление активной части населения к открытию малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, и в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя.

Исходя из выше изложенного, целью написания данной работы является раскрытие сущности франчайзинга как вида вертикальных ограничений.

Основными задачами являются:

1. Изучить теоретические основы франчайзинга;

2. Изучить возможность реализации франчайзи на примере магазина одежды;

3. Оценть эффективность франчайзинга.

Объект исследования – магазин одежды и обуви.

Предмет исследования – договор франчазинга.

Методы, используемые в работе: математические, статистические, маркетинговые и метод экспертных оценок.

Информационной базой для исследования являются действующие законодательные акты и нормативные документы, научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.

Основными источниками информации для анализа служат методы составления и методика разработки бизнес-планов, прогнозирования результатов деятельности, моделирования на основе разработок отечественных и зарубежных экономистов.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

В первую очередь значительное влияние на деятельность торговых предприятий, осуществляющих деятельность по договору франчайзинга, оказывает отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы взаимодействия сторон данной сделки.

На сегодняшний день в России не существует закона о франчайзинге, но используется закон о коммерческой концессии, равно как вместо франчайзингового договора используется договор коммерческой концессии, к которому может прилагаться Лицензионный договор. Оба договора обязательны для регистрации в Российском агентстве по патентам, а также в МНС (Министерство по Налогам и Сборам).

Поскольку в западных странах франчайзинг давно получил широкое распространение, и для его использования нет никаких препятствий, а в России существует ряд проблем не только политического, но и социально-экономического характера, существует сложность открытия путей взаимодействия этих двух сторон.

Договор франчайзинга предусматривает наличие двух сторон – франчайзи и франшизополучателя. Тем самым, на правах поставщика, франчайзи имеют право диктовать свои условия, усложняющие работу предпринимателей, к которым относится:

- требования в оформлении магазинов, которые требуют определённых финансовых вложений;

- требования по качеству обслуживающего персонала. Это влечёт дополнительные издержки на обучение.

- требования по расположению магазинов. Это требование усложняет поиски нужного для торговли помещения, более доступного для покупателей и более дорогого;

- и прочие требования, обусловленные договором. Особенностями магазина «Levall» является поддержка партнёров, работающих по системе франчайзинга.

Исследования, проведенные в западных странах, показывают, что выживаемость фирм, работающих по системе франчайзинга намного выше, чем фирм с традиционной организацией бизнеса.

Рис. 1.1- Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без него

Статистика свидетельствует, что каждые три из четырех обычных фирм на Западе закрываются в течение 5 лет. Сеть предприятий под единым брендом и единым маркетингом легко проходит все спады и кризисы. В этом сила объединенных сетей. Модницам кризис не помеха, в последнем себе откажут, но одежду купят.


Также партнёрам фирмой «Levall» предлагается выбрать один из форматов ведения бизнеса – это либо фирменный бутик, либо небольшой магазин эконом- класса. Эконом-класс — небольшой магазин площадью от 35м2.

2. АНАЛИЗ ФРАНШИЗЫ ЗАО «ЦЕНТРОБУВЬ»

2.1 Общая характеристика организации и продукции

Свою деятельность компания «ЦентрОбувь» начала в 1992 году и является крупнейшим в России сетевым оператором в сфере обувного ритейла.

ЗАО «ТД «ЦентрОбувь» — абсолютный лидер сегмента fashion, согласно рейтингу российских торговых сетей «INFOLine Retailer Russia TOP-100» за 2013 год.

ЗАО «ТД «ЦентрОбувь» развивает два взаимодополняющих направления: семейные магазины «ЦентрОбувь» и молодежные магазины Centro формата fast-fashion, характеризующиеся самой высокой узнаваемостью брендов в России.

На июнь 2014 розничная сеть Группы включает свыше 900 магазинов и охватывает более 300 городов России.

ЗАО «ЦентрОбувь» - торговое предприятие, функционирующее в городе Череповце с января 2010 года на условиях франчайзинга.

ЗАО «ЦентрОбувь» предлагает своим партнерам:

- известный каждому бренд с огромной маркетинговой поддержкой

- централизованные поставки

- обучение персонала

- успешную технологию организации торговли.

Требования к партнерам:

- помещение площадью от 250 кв. м.

- опыт в организации собственной торговли

- оборотные средства от 5,2 млн. рублей

Магазин в г. Череповце расположен по адресу: пр. Советский, 56.

Основные виды деятельности предприятия: - сезонная и внесезонная обувь (мужская, детская, женская) - туфли, балетки, тапки комнатные, кеды, кроссовки;

- очки солнцезащитные;

- бижутерия;

- колготки (капроновые, текстильные);

- легенсы, носки (капроновые, текстильные);

- ремни;

- косметички, зеркальца;

- игрушки;

- обувная косметика (губки для замши, для кожи (бесцветные, черные, маленькие, большие);

- краски (для замши- черные, бесцветные, для кожи-черные);

- пропитки; растяжители; щетки для замши; крема для гладкой обуви (бесцветные, черные, коричневые, бежевые);

- дезодоранты для ног, дезодоранты для обуви; сушки для обуви;

- шнурки на 60, 80, 100 и 120 см; стельки (демисезонные, зимние));


- сумки; зонты.

Потребителям предлагаются в ассортименте обувь и аксессуары для женщин, мужчин, детей в нескольких коллекционных вариантах.

Это соответственно: «centro», «ronzo», «mariska love», «Valentin Yudashkin Limited Collection for CentrObuv». Компания стремится обеспечить своих потребителей такой обувью, которая бы соответствовала полностью современному образу жизни, была универсально, простой и комфортной.

Продукция ЗАО «ЦентрОбувь» предназначена в первую очередь для людей активных и подвижных, стремящихся не отставать от модных веяний.

2.2 Анализ макросреды предприятия в условиях франшизы

Анализ макроокружения осуществляется методом PEST анализа.

PEST анализ включает в себя анализ факторов внешней среды, к которым относятся: экономические, политические, социальные и технологические.

Работа магазинов стильной обуви, как и всех предприятий, зависят от перечисленных выше факторов. Исследовать влияние факторов внешней среды помогает PEST-анализ, представленный в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Влияние факторов внешней среды на деятельность магазинов обуви

Факторы

Угрозы

Возможности

Итого

-50

-40

-30

-20

-10

0

10

20

30

40

50

Политические факторы:

  1. Отсутствие законов, регулирующих франчайзинговую деятельность

*

-50

  1. Развитие международного франчайзинга 

*

+30

  1. Давление со стороны франчайзера

*

-20

  1. Увеличение контроля над ценами и заработной платой

*

+30

Итого

-10

Экономические факторы:

  1. Увеличение процентных ставок по страховым отчислениям

*

-50

  1. Стабилизация экономики

*

+10

  1. Регулирование занятости населения

*

+20

  1. Снижение уровня безработицы

*

+20

  1. Снижение платежеспособности населения

*

+30

  1. Повышение уровня инфляции

*

-40

Итого

-20

Социальные факторы: 

  1. Увеличение женского населения

*

+50

  1. Базовые ценности потребителей

*

0

  1. Психологические особенности женщин

*

+40

  1. Увеличение скорости адаптации населения к изменениям в экономике

*

+30

  1. Снижение активности потребителей

*

-20

  1. Направление модных тенденций в сторону делового классического стиля в одежде и обуви

*

+50

Итого

+150

Технологические факторы: 

  1. Повышение интереса к психологическим особенностям покупателей в различных методах ведения торговли

*

+40

  1. Повышение интенсивности использования сети Internet   среди потребителей и продавцов

*

+30

Итого

+70


Экономическая ситуация в начале 2014 года является стабильной, благодаря принимаемым мерам по осуществлению контроля со стороны государственной власти.

Влияние факторов внешней среды на деятельность торговых предприятий различно.

1. Политические факторы по данным 2012-2013 годов оказывают отрицательное влияние на коммерческую деятельность предпринимателей. Это обусловлено различными причинами [15].

В первую очередь значительное влияние на деятельность торговых предприятий, осуществляющих деятельность по договору франчайзинга, оказывает отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы взаимодействия сторон данной сделки.

На сегодняшний день в России не существует закона о франчайзинге, но используется закон о коммерческой концессии, равно как вместо франчайзингового договора используется договор коммерческой концессии, к которому может прилагаться Лицензионный договор. Оба договора обязательны для регистрации в Российском агентстве по патентам, а также в МНС.

Поскольку в западных странах франчайзинг давно получил широкое распространение, и для его использования нет никаких препятствий, а в России существует ряд проблем не только политического, но и социально-экономического характера, существует сложность открытия путей взаимодействия этих двух сторон.

Положительным моментом в формате политических факторов является контроль над заработной платой населения и потребительскими ценами со стороны правительства.

В январе-апреле 2014 года по предварительным данным среднемесячная заработная плата в РФ составила 25386 рублей, к январю-марту 2013 года:

- в номинальном выражении – увеличение на 9,1%;

- в реальном выражении – снижение на 1,5%.

2. Влияние экономических факторов на деятельность торговых фирм также отрицательное. Это связано с негативным влиянием изменений налоговой политики. Повышение налоговых отчислений предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения с 1 января 2014 года повлекло за собой снижение заработных плат во многих фирмах, и отказ от УСНО. Предприниматели пошли на такой шаг для того, чтобы снизить расходы и продолжить прибыльную работу предприятий.

В начале марта была проведена конференция среди предпринимателей города, в которой рассматривался вопрос, связанный с изменением налоговых отчислений.

Поскольку, повышение отчислений привело многих предпринимателей в состояние нестабильности или даже банкротства, было подано прошение о рассмотрении вопроса по снижению процентных ставок или изменению процедуры отчислений. В связи с этим, возможны положительные сдвиги в этом направлении и выравнивание ситуации.