Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая политика представляет собой часть государственной экономической политики, цель которой заключается в формировании эффективной налоговой системы. Налоговая политика - это комплекс мер, реализуемых государством в сфере налогов и сборов, и контроль за поступлением средств в государственный бюджет.

Низкая эффективность контроля приводит к тому, что налогоплательщиками изыскиваются разнообразные способы уклонения от уплаты налогов, что обусловливает снижение поступления налоговых доходов в бюджет, невыполнение государственных социальных программ, усиление напряженности в обществе. Проблемы изучения взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, порядок проведения налоговых проверок и применение мер ответственности за совершение налоговых правоотношений в настоящее время не утратили своей актуальности.

В российском налоговом праве тема ответственности за совершение налоговых правонарушений является одной из наиболее актуальных. В течение всего периода налоговой реформы ответственность за нарушение налогового законодательства представляет большой интерес как для теоретиков, так и для практиков.

Одним из главных условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономической деятельности, привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций, является осуществление правильной налоговой политики.

Однако, современное состояние российской экономики характеризуется спадом производства, кризисными явлениями, санкциями со стороны Запада, снижением цен на нефть и т.п., что требует поиска кардинально новых подходов к управлению ею. Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Федеральный бюджет страны в основном формируется за счет налоговых платежей, что вызывает необходимость модернизации налоговой системы, способной создавать необходимые условия для успешного и эффективного развития экономики всей страны и отдельных территорий.

Данные аспекты и послужили мотивом для выбора именно этой темы курсовой работы.

Объектом работы выступает налоговая система России.

Предметом являются особенности устройства налоговой системы в РФ.

Цель работы – на основе рассмотрения теоретических основ налогообложения провести анализ особенностей налоговой системы в России.


Указанная цель определила следующие задачи:

  • изучить экономическую природу налога;
  • рассмотреть функции налогов;
  • исследовать фундаментальные принципы налогообложения;
  • систематизировать элементы налоговой системы в Российской Федерации;
  • проанализировать виды налогов в российской налоговой системе;
  • раскрыть суть специальных налоговых режимов как специфики налоговой системы РФ.

Структура работы состоит из введения, основной части (2 главы), заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Экономическая природа налога

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].

Налоги могут быть разделены на три категории: налоги на доходы физических и юридических лиц, в том числе отчисления из заработной платы; налоги на расходы, в том числе налог на добавленную стоимость, акцизы, импортные тарифы (таможенные пошлины); налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, землю, наследство.

Налог - это многоаспектное явление (экономическое, хозяйственное, политическое). Многие из современных определений налога делают акцент на принудительный характер налогообложения; налогом считается безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства

Государство облагает налогами различные товары, сделки, а также источники денег, поэтому налоги также можно рассматривать как прямые и косвенные. Прямые налоги собираются непосредственно с собственников или с работников. Они включают в себя налог на доходы, с помощью которого правительство изымает определенный процент дохода каждого работника, корпоративные налоги, которые изымают часть прибыли всех коммерческих предприятий, и налоги на недвижимость, налоги на наследство, когда люди платят за получение собственности или денег, которые они наследуют, и другие формы прямого налогообложения. Непрямые налоги собираются с продавцов или же с отдельных видов товаров и услуг. Например, они включают в себя налоги на дороги, когда водители платят за право ездить на автомобиле по дорогам, построенным государством; налоги с продаж, с помощью которых государство может взимать определенный процент с каждой операции продажи товара; а также налоги на импортные товары. Некоторые экономисты полагают, что разница между прямыми и непрямыми налогами незначительна.[2] Они утверждают, что прямые налоги на зарплату эквивалентны косвенным налогам на потребление: не имеет значения, в каком месте они собраны, тяжесть налоговых платежей ложится на тех же самых людей, потому что все заработные платы, в конечном счете, идут на поддержание потребления.


Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этим налогом. Чем менее эластичен спрос и чем более эластично предложение, тем большая доля налога на продажи будет ложиться на плечи потребителя (рис. 1а). И, наоборот, чем более эластичен спрос и чем менее эластично предложение, тем большая доля будет ложиться на поставщика, и уплачиваться за счет прибыли (рис. 1б). К косвенным налогам относятся НДС, акцизы[3].

Рис 1. Бремя налога зависит от эластичности спроса и предложения

Налоги также делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и доходом по той простой причине, что все налоги - независимо от того, взимаются они с дохода, или с продукции, или зданий, или участка земли, - в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.

  1. Пропорциональный налог предполагает, что средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.
  2. Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предполагает не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими доходами[4].
  3. Регрессивный налог – такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Такие налоги требуют все меньшей и меньшей части дохода при его увеличении. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающими большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами[5].

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами, возложенных на них функций, государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему[6].

Налоговый метод является основным в формировании государственного бюджета. Более 80% доходов бюджетной системы приходится на платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и другие обязательные платежи активно применяются государством и органами местной власти в ходе управления различными сферами общественной жизни.


Поскольку налоги затрагивают материальные интересы налогоплательщиков, каждый закон о налоге должен содержать исчерпывающий набор сведений об обязанном лице, размере обязательства, порядке и сроках его исполнения, границах требований государства в отношении плательщика и др. Поэтому налог включает в себя ряд взаимодействующих элементов, имеющих самостоятельное юридическое значение.

Происходят изменения в ставках налогов, объектах налогообложения, отмена одних льгот и введение новых, уточнение источников уплаты налогов. Однако проблема нарушений в сфере уплаты налогов и сборов не теряет актуальности. Эту проблему не удалось в полной мере решить даже развитым цивилизованным государствам. Правосознание граждан нашей страны оставляет желать лучшего, поэтому уровень нарушений законодательства о налогах и сборах остается достаточно высоким. Необходимо совершенствование государственного механизма принуждения к нарушителям налогового законодательства. В качестве такого механизма выступает привлечение нарушителей к юридической ответственности за нарушения законодательства в о налогах и сборах. При этом ответственность в налоговой сфере не исчерпывается лишь статьями Налогового Кодекса РФ. Нарушение налогового законодательства при определенных условиях влечет применение мер ответственности, установленных административным или уголовным законодательством. Практика свидетельствует, что понимание природы юридической ответственности, знание ее важнейших принципов позволяет налогоплательщикам успешно избегать сложных конфликтных ситуаций и неоправданных финансовых потерь.

В настоящее время российское законодательство о налогах и сборах все еще находится в стадии формирования, включая нормы, регулирующие ответственность за нарушение налогового законодательства. Это связано с тем, что сфера налоговых правоотношений - одна из наиболее динамичных. Хозяйственная деятельность включает в себя множество разнообразных ситуаций, каждая из которых нуждается в собственном подходе, и в то же время должна рассматриваться в строгом соответствии законам.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Экономические причины оказывают на налогоплательщика наибольшее влияние. К примеру, если налоговая санкция за сокрытие налогов меньше суммы данных налогов, то в таком случае налогоплательщик заинтересован в укрытии этих сумм.


Моральные причины выражаются в несоответствии нормативных правовых актов налогового законодательства общим конституционным принципам, закрепленным, таким как беспристрастность, равенство. Это отражается на авторитете законодателя, и, следовательно, государства в целом.

Система юридической ответственности в сфере налогов и сборов, сложившаяся в отечественном законодательстве, является незавершенной и нуждается в существенной корректировке. Прежде всего, остается дискуссионным вопрос о юридической природе налоговой ответственности, присутствуют дублирующие друг друга системы юридических санкций.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся[7]:

- субъект налога, или налогоплательщик, - лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется специально и носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.п.);

- ставка налога – величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

1.2. Функции налогов

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос  чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.