Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например, экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными[8].

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

В итоге происходит изъятие части дохода одних, и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность[9]. Как было отмечено, перед налоговыми органами во всем мире всегда стоит достаточно сложная задача - соблюдать правильный баланс между фискальной и регулятивной функцией, предоставлением услуг и контролем, обеспечением благоприятного инвестиционного климата и противодействием налоговым злоупотреблениям. В связи с этим необходимо, чтобы работа с налогоплательщиками была основана на уважительном, доверительном, доброжелательном отношении к налогоплательщикам, их информировании и консультировании.

3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.


4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение - в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако вопрос о месте и значении налогов как регулятора тех или иных общественных отношений до сих не имеет единодушной оценки.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

1.3. Фундаментальные принципы налогообложения

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот, и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в то же время в их числе можно выделить наиболее важные.

На первый взгляд кажется, что высокие налоги, способствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при более подробном рассмотрении обнаруживается протитвоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких ставках налога работать оказывается не выгодным. Однако, низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет.


Известный экономист А. Смит считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность[10].

В настоящее время они претерпели некоторые изменения, и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом[11]:

    • принцип справедливости – каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходами возможностям;
    • принцип учета интересов налогоплательщиков - простота исчисления и уплаты налога, он раскрывается через принципы:

- определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);

- удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);

    • принцип экономичности (эффективности) – необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем примерно на порядок) затраты на его обслуживание.

Принцип множественности налогов состоит в том, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам.

Наконец, можно самому исключить себя из действующей системы налогообложения, даже не выезжая за пределы своей страны. Такая возможность связана с тем, что все контрольные механизмы современной системы налогообложения построены на отслеживании движения безналичных денег по банковским счетам и оборота имущества по регистрируемым сделкам (купля-продажа ценных бумаг, объектов недвижимости и т.д.). Исходя из этого любому лицу достаточно не пользоваться услугами банков, зарабатывать и расходовать деньги только наличными и не заключать регистрируемых сделок, чтобы никогда не попасть в поле зрения налоговых органов.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики. Только при соблюдении этого принципа можно в большей мере уловить платёжеспособность налогоплательщиков, выровнять и ослабить общее налоговое бремя. Кроме того, принцип множественности налогов позволяет обеспечить взаимодополняемость налогов, поскольку искусственное 

На практике налоговая система пытается примирить конфликтующие требования разных принципов. Наиболее важными являются принцип справедливости и эффективности. О совершенстве налоговой системы можно судить по тому, насколько полно она соответствует каждому из них. При разработке налоговой системы политики пытаются достичь сразу двух целей: обеспечить ее эффективность и справедливость.


Одна система сбора считается более эффективной, чем другая, если она приводит к сбору такого же объема дохода при меньших суммарных издержках налогоплательщиков.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Элементы налоговой системы в Российской Федерации

В современных рыночных отношениях налоговая система в Российской Федерации является не только финансовым источником для реализации государственных функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики.

Понятие налоговой системы в Российской Федерации многими исследователями трактуется как совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Но по своей сути налоговая система должна быть совокупностью взаимосбалансированных налоговых платежей, которая превратит российскую налоговую систему из обычного набора налоговых платежей в действенную и упорядоченную систему.

Элементами налоговой системы в Российской Федерации являются:[12]

  • налоги и сборы;
  • налогооблагающие субъекты;
  • налоговые (финансовые, таможенные) органы;
  • налогоплательщики;
  • налоговые агенты;
  • принципы организации и функционирования системы;
  • формы и методы налогового контроля;
  • нормы налогового права.

Все организации и индивидуальные предприниматели в нашей стране обязаны платить налоги в бюджет государства, независимо к какому типу бизнеса они относятся: крупному, среднему или малому. При создании организации либо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выбирается система налогообложения.

В Российской Федерации существуют два вида систем налогообложения:

  • общий налоговый режим, как правило, используется крупным и средним бизнесом;
  • специальные налоговые режимы, используемые в основном малым бизнесом.

Общий налоговый режим или общая (традиционная) система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме и уплачивают в бюджет государства следующие налоги: организации – Налог на прибыль, НДС, Налог на имущество организаций; предприниматели – Налог на доходы физических лиц.


Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанных с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Специальные налоговые режимы – это совокупность налогово-правовых норм, которые нацелены на создание благоприятных условий для малого предпринимательства, снижение налоговой нагрузки, и как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

2.2. Виды налогов в российской налоговой системе

В российской налоговой системе существуют следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы – это налоговые платежи, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязательные к уплате на всей территории российской Федерации.

Региональные налоги и сборы – это налоговые платежи, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах, и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Текущий уровень развития современного общества ставит перед налоговыми системами новые вызовы. В условиях постиндустриального общества, которому характерен высокий объем сектора услуг в структуре производства, возникает необходимо правильно произвести настройку налоговой системы.

Которая на современном этапе должна отвечать текущим требованиями поддержания отечественных компаний, как на международном, так и на отечественном рынках, а также развитию всего общества в целом. Кроме того, необходима выработка универсальных правил налогообложения и для рынка услуг, и для рынка производства.

Местные налоги и сборы – это налоговые платежи, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования о налогах и сборах, и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.