Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации..pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Экономическая природа налога
1.3. Фундаментальные принципы налогообложения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛИТИКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Элементы налоговой системы в Российской Федерации
2.2. Виды налогов в российской налоговой системе
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на доходы физических лиц, торговый сбор[13].
Налог на прибыль – это федеральный налог, который взимается в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации и регулируется федеральным законодательством. Он является прямым налогом, в отличие от НДС, акцизов и таможенных пошлин, окончательная величина которого целиком зависит с конечного финансового результата, полученного организацией.
Налогоплательщики налога на прибыль – это все организации, которые по российскому законодательству считаются юридическими лицами и получающие прибыль на территории Российской Федерации (коммерческие банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и другие), также иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность[14].
Ставка налога на прибыль едина для всех организаций и составляет 20% от разницы между доходами и расходами. 3% - уплачивается в федеральный бюджет, а 17% - в региональный.
НДС играет основную роль в формировании федерального бюджета. Этот налог относится к категории косвенных налогов, который в виде своеобразных надбавок взимается путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей товаров, работ, услуг[15].
НДС охватывает все стадии производства продукции и ее реализации, включая розничную торговлю. Каждый продавец собирает НДС на протяжении всего товарооборота: от производства до продажи товара конечному потребителю (сумма НДС включается в продажную цену, но в счете-фактуре выделяется отдельно). Из выручки, полученной от реализации товаров, вычитается сумма НДС, уплаченная за исходные материалы, то есть «входной НДС», а разница между этими налогами уплачивается в бюджет государства.
В Налоговом кодексе Российской Федерации имеют место следующие ставки НДС: 18%, 10%, 0%, а также существуют определенные виды деятельности, которые не облагаются НДС[16].
Налог на имущество устанавливается гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, является региональным налогом и вводится на соответствующей территории законами субъектов Российской Федерации.
Плательщиками налога на имущество считаются российские организации и иностранные организации, имеющие в собственности имущество, находящееся на территории Российской Федерации.
Не являются плательщиками организации, применяющие Единый налог на вмененный доход, и субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Предельная ставка налога на имущество составляет 2,2%. Однако, субъекты Российской Федерации могут устанавливать ставку налога на имущество от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и объектов имущества[17].
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место среди налогов, взимаемых с физических лиц, который регламентируется гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Это федеральный налог с дифференцированными ставками в зависимости от доходов.
Плательщиками НДФЛ являются физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, а также индивидуальные предприниматели, находящиеся на основной (традиционной) системе налогообложения.
На объект налогообложения влияют такие финансовые показатели, как доходы и расходы, соответственно при выборе объекта следует проанализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. Например, если предпринимательская деятельность налогоплательщика связана с производством, то огромную долю могут занимать материальные расходы и наиболее выгодным с точки зрения налоговой оптимизации может быть объект "доходы минус расходы".
Если же налогоплательщик в основном занимается посреднической деятельностью, то ему целесообразно применять объект налогообложения "доходы". Или, допустим, организация предполагает в следующем году получить убыток (планирует в основном расходы в виде инвестиций, например, в основные фонды). В этом случае выгоднее выбрать объект налогообложения "доходы минус расходы", поскольку придется уплатить минимальный налог в размере 1% полученных доходов.
Для сравнения: при объекте налогообложения "доходы" сумма налога составит 6% полученных доходов. При выборе также следует проанализировать условия договоров с покупателями (заказчиками) и поставщиками: наличие в договоре с покупателями (заказчиками) условия предоплаты (аванса), а в договоре с поставщиками -- условия последующей оплаты, отсрочки (рассрочки) платежей или наоборот.
Таким образом, резиденты платят налог независимо от того, где они получили доход - в России или за её пределами. Нерезиденты же должны платить налог только в том случае, если они получили доход от источников, расположенных в России.
Объект НДФЛ – различные виды доходов, полученные как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами. Согласно Налоговому кодексу существует широкий круг доходов, которые не подлежат налогообложению, определенные ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для уменьшения налоговой базы по НДФЛ используются следующие виды вычетов: стандартные, имущественные, социальные и профессиональные[18].
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, использующие основной режим налогообложения, несут большую налоговую нагрузку, ведут бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме, предоставляют множество отчетов о своей деятельности в различные государственные органы.
2.3. Специальные налоговые режимы
В настоящее время в нашей стране действуют следующие специальные налоговые режимы:
- упрощенная система налогообложения;
- система с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система для сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием единого сельскохозяйственного налога;
- патентная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения позволяет организациям не уплачивать в бюджет налог на прибыль (20%), НДС (18%, 10%, 0%), налога на имущество (2,2%), а предпринимателям – НДФЛ (базовая ставка 13%) и налога на имущество (0,1%, 0,3%, 0,5%), а платить Единый налог 6%, если объект налогообложения – «доходы», и 15%, если объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Что касается введения единого налога на вмененный доход, то здесь просматривается другая перспектива, связанная с сокращением контингента плательщиков и переводом ряда отраслей на обычную систему. Весьма разумный подход разработчиков данного раздела НК РФ связан с тем, что из прежнего контингента налогоплательщиков исключили тех, кто занимался ремонтно-строительным бизнесом.
Кроме того, под действие общих налоговых законов попали аудиторские и консультационные фирмы, гостиницы, организации, занимающиеся сбором металлолома, и некоторые другие организации, которые легко поддаются контролю налоговых органов и без специальных систем налогообложения. Это — потенциальные плательщики налога на прибыль.
Но согласно п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, существует ряд организаций, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся банки, страховые организации, ломбарды, организации, имеющие филиалы и представительства, а также предприятия, средняя численность которых более 100 человек и другие[19].
Система с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регламентируется нормативными правовыми актами муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Единый налог на вмененный доход уплачивается организациями и предпринимателями, осуществляющими отдельные виды деятельности: бытовые услуги, розничная торговля, общественное питание, парикмахерские, медицинские, юридические услуги, автотранспортные услуги, перевозка пассажиров и другие виды деятельности, прописанные в гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Единый налог на вмененный доход рассчитывается как произведение ставки налога (15%) на величину базовой доходности (по видам деятельности), число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. Предприятия и предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, могут уменьшить налог на 50% на сумму страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, а предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, могут уменьшить налог в полном размере на сумму страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности.
Система для сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием единого сельскохозяйственного налога применяется организациями и предпринимателями, доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции которых составляет 70% от общего дохода реализации товаров, работ, услуг.
Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается как произведение разницы между доходами и расходами на ставку налога (6%). В соответствии со ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок признания доходов и расходов.
Данная система налогообложения имеет определенную специфику, так как природные и климатические условия оказывают большое влияние не только на урожайность сельскохозяйственных культур, но и на уровень затрат организаций и предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность[20].
Патентная система налогообложения введена в действие региональным законодательством и применяется только индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды деятельности в соответствии с гл. 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательными органами власти установлены размеры потенциально возможного годового дохода предпринимателя для видов предпринимательской деятельности: от минимального (100 тысяч рублей при отсутствии работников) до максимального (1 миллион рублей при численности работников 15 человек). Органы региональной власти могут увеличивать максимальный размер дохода по определенным видам деятельности в 3-10 раз.
Минимальный и максимальный размеры потенциально годового дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается на соответствующий календарный год.
Численность привлекаемого персонала предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, не может превышать 15 человек.
Ставка единого налога при патентной системе налогообложения составляет 6% от потенциально возможного годового дохода, а объем доходов предпринимателя не должен превышать 60 миллионов рублей в год. Стоимость патента не уменьшается на страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности[21].
В этом параграфе были исследованы особенности, применяемых в Российской Федерации систем налогообложения. В результате было выявлено, что в настоящее время у предпринимателей существует выбор применения той или иной системы налогообложения при выполнении определенных условий в зависимости от видов деятельности, которые осуществляются организациями и предпринимателями, размера их годового дохода, численности сотрудников и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что специальные налоговые режимы позволяют малым организациям и предпринимателям уверенно себя чувствовать, улучшить отношения налоговых органов и налогоплательщиков, увеличить качество прогнозируемых финансовых поступлений и налоговых платежей в бюджет, однако, нуждаются в пересмотре и уточнении некоторых практических вопросов на законодательном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было проведено исследование теоретических аспектов налогообложения и специфики налоговой системы в России.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов.