Файл: «Порядок проведения приватизации» (государственное или муниципальное имущество).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества [2].
Приватизация собственности - процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).
В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:
- обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
- демонополизация производства;
- балансировка доходов различных групп и слоев населения;
- перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
- развитие фондового рынка.
В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [3];
- Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 12.05.2016, с изм. от 06.06.2016) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» [6];
- Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе» [7];
- Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» [8].
В данной работе нами будет рассмотрен порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества.
Под порядком приватизации понимают процедуру принятия и выполнения решений об отчуждении федеральных и муниципальных объектов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что соблюдение установленного порядка проведения приватизации государственного или муниципального имущества обеспечивает законность приватизации.
Объект исследования: общественные отношения в области приватизации как социального, политического и экономического явления, связанного с передачей государственного или муниципального имущества в частную собственность.
Предмет исследования: предусмотренный законодательством и применяемый на практике порядок проведения приватизации государственного или муниципального имущества.
Цель исследования: рассмотреть порядок проведения приватизации государственного или муниципального имущества.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и сущность приватизации государственного и муниципального имущества.
- Рассмотреть принципы приватизации государственного и муниципального имущества.
- Охарактеризовать порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список.
1. Понятие и сущность приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования [15, с. 18].
Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:
- повышение эффективности предприятий;
- сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков;
- увеличение поступлений в бюджет;
- ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности;
- борьба с монополиями на рынке;
- расширение рынка заемных капиталов;
- увеличение платежеспособности и инвестиций населения;
- привлечение сотрудников к управлению капиталом компании;
- сокращение профсоюзного движения;
- создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
Объектом приватизации является то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:
-
- земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
- природные ресурсы;
- государственный и муниципальный жилищный фонд;
- государственный резерв;
- государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
- государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
- культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
- государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
- имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
- акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества») [3].
Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица:
- Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:
- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- государственных и муниципальных учреждений;
- юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
- Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:
а) Правительство РФ, которое:
- ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
- издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:
- подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
- осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
- обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.
в) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое действует на основе Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 и выполняет следующие функции:
- осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
- обеспечивает оценку федерального имущества;
- заключает договоры купли-продажи федерального имущества
- ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления [9].
Таким образом, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.
2. Принципы приватизации государственного и муниципального имущества
Выделяют следующие принципы приватизации государственного и муниципального имущества:
1. Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества.
Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества основан на конституционных нормах о равенстве всех перед законом; признании различных форм собственности; праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 8, ст. ст. 19, 34, 35 ГК РФ). Согласно действующему законодательству, как физические лица, так и их объединения (или объединения их капиталов) — юридические лица могут приобретать и иметь в частной собственности движимые и недвижимые вещи, могут самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Никаких ограничений или преимуществ ни для физических, ни для юридических лиц не может быть установлено, в т.ч. и при приватизации государственного и муниципального имущества, кроме как в случаях, прямо определенных в федеральном законе. В частности, принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества гарантирует, что нормативно-правовые акты подзаконного характера, принятые на федеральном уровне, а также все нормативно-правовые акты регионального или муниципального уровней не могут устанавливать какие-либо ограничения для конкретных физических или юридических лиц в приобретении государственного или муниципального имущества в процессе приватизации. В то же время рассматриваемый принцип не означает, что граждане и юридические лица могут претендовать на приобретение любого государственного или муниципального имущества. Имущество, ограниченное в обороте, или имущество, которое не подлежит приватизации в силу указаний закона, не может передаваться в частную собственность физическим и юридическим лицам. Однако такие запреты также распространяются абсолютно на всех физических и юридических лиц независимо от их правового статуса, финансового положения и других критериев [18, с. 44].