Файл: «Порядок проведения приватизации» (государственное или муниципальное имущество).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества [2].

Приватизация собственности - процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [3];
  2. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 12.05.2016, с изм. от 06.06.2016) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» [6];
  3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе» [7];
  4. Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 (ред. от 18.07.2016) «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» [8].

В данной работе нами будет рассмотрен порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества. 


Под порядком приватизации понимают процедуру принятия и выполнения решений об отчуждении федеральных и муниципальных объектов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что соблюдение установленного порядка проведения приватизации государственного или муниципального имущества обеспечивает законность приватизации.

Объект исследования: общественные отношения в области приватизации как социального, политического и экономического явления, связанного с передачей государственного или муниципального имущества в частную собственность.

Предмет исследования: предусмотренный законодательством и применяемый на практике порядок проведения приватизации государственного или муниципального имущества.

Цель исследования: рассмотреть порядок проведения приватизации государственного или муниципального имущества.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и сущность приватизации государственного и муниципального имущества.
  2.  Рассмотреть принципы приватизации государственного и муниципального имущества.
  3. Охарактеризовать порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, библиографический список.

1. Понятие и сущность приватизации государственного и муниципального имущества 

Под приватизацией государственного и муниципального имущества  понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования [15, с. 18].


Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий;
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков;
  • увеличение поступлений в бюджет;
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности;
  • борьба с монополиями на рынке;
  • расширение рынка заемных капиталов;
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения;
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании;
  • сокращение профсоюзного движения;
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Объектом приватизации  является то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

    1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
    2. природные ресурсы;
    3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
    4. государственный резерв;
    5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
    6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
    7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
    8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
    9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
    10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
    11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества») [3].

 Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

К субъектам приватизации  государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица: 

  1. Покупатели государственного и муниципального имущества  – любые физические и юридические лица, за исключением:
    • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
    • государственных и муниципальных учреждений;
    • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
      1. Собственники государственного и муниципального имущества  – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое действует на основе Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 и выполняет следующие функции:


  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

 г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления [9].

Таким образом, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

2. Принципы приватизации государственного и муниципального имущества

Выделяют следующие принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

1. Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества.

Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества основан на конституционных нормах о равенстве всех перед законом; признании различных форм собственности; праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 8, ст. ст. 19, 34, 35 ГК РФ). Согласно действующему законодательству, как физические лица, так и их объединения (или объединения их капиталов) — юридические лица могут приобретать и иметь в частной собственности движимые и недвижимые вещи, могут самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Никаких ограничений или преимуществ ни для физических, ни для юридических лиц не может быть установлено, в т.ч. и при приватизации государственного и муниципального имущества, кроме как в случаях, прямо определенных в федеральном законе. В частности, принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества гарантирует, что нормативно-правовые акты подзаконного характера, принятые на федеральном уровне, а также все нормативно-правовые акты регионального или муниципального уровней не могут устанавливать какие-либо ограничения для конкретных физических или юридических лиц в приобретении государственного или муниципального имущества в процессе приватизации. В то же время рассматриваемый принцип не означает, что граждане и юридические лица могут претендовать на приобретение любого государственного или муниципального имущества. Имущество, ограниченное в обороте, или имущество, которое не подлежит приватизации в силу указаний закона, не может передаваться в частную собственность физическим и юридическим лицам. Однако такие запреты также распространяются абсолютно на всех физических и юридических лиц независимо от их правового статуса, финансового положения и других критериев [18, с. 44].