Файл: «Порядок проведения приватизации» (государственное или муниципальное имущество).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при процедуре приватизации государственного и муниципального имущества гарантирует прозрачность этой процедуры, в т.ч. и в вопросе обеспечения равенства покупателей государственного и муниципального имущества. Реализация данного принципа предполагает открытый доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» являются:

  • открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
  • свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
  • соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [5].

Как определено в ст. 6 вышеназванного Закона, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается путем:

  • обнародования (опубликования) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
  • размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
  • размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
  • ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
  • присутствия граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;
  • предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • а также другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Конкретные способы обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества определены в ст. 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и предполагают опубликование в официальных печатных изданиях, размещение в информационных системах общего пользования, в т.ч. на официальных сайтах в сети Интернет, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. С момента включения в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и государственных или муниципальных унитарных предприятий они обязаны размещать информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии), а также направлять информацию органу государственной власти (органу местного самоуправления), осуществляющему функции в области приватизации, для размещения им в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения такой информации на официальном сайте (п. 2 Порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 мая 2011 г. № 208 [10]).

Лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество, имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе. В местах подачи заявок и на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями государственного или муниципального имущества, правила проведения торгов.

Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества (характеристика имущества, дата и место проведения торгов, наименование продавца такого имущества, количество поданных заявок, лица, признанные участниками торгов; цена сделки приватизации, имя или наименование покупателя) также подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети Интернет в течение тридцати дней со дня совершения указанных сделок.


3. Отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества зиждутся на принципе возмездности. Принцип возмездности очевиден при приватизации государственного и муниципального имущества в форме продажи, когда сторона, передающая имущество, получает взамен определенную плату. Возмездность при приватизации государственного и муниципального имущества путем реорганизации в форме преобразования предполагает определенную долю участия (до 100%) соответствующего публичного образования в уставном капитале созданного в результате преобразования хозяйственного общества, что является безусловным основанием для участия такого публичного образования в распределении прибыли общества, получении дивидендов и т.д. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ также основывается на принципе возмездности, поскольку соответствующее публично-правовое образование имеет право на получение дивидендов по вкладам.

Провозглашенный законодателем в комментируемой норме принцип возмездности исключает возможность отчуждения государственного или муниципального имущества по безвозмездным сделкам (дарения, пожертвования).

4. Принцип сочетания самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов приватизации муниципального имущества и регламентированности процедуры приватизации. Данный принцип основан на конституционных нормах, провозглашающих признание и гарантированность в Российской Федерации местного самоуправления, его самостоятельности в пределах своих полномочий, независимости от органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). В соответствии со ст. 132 Основного Закона государства органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью [1]. Системное толкование норм Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» [3] и ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] свидетельствует о том, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальные образования при закреплении в муниципальных нормативных актах порядка приватизации муниципального имущества вправе самостоятельно определять орган, уполномоченный на управление и распоряжение имуществом и принятие решений о приватизации муниципального имущества; порядок планирования приватизации муниципального имущества; порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества и т.д.


В то же время Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» призван регламентировать порядок приватизации как государственного, так и муниципального имущества, обеспечить равенство покупателей государственного и муниципального имущества. В связи с этим самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов о приватизации должна сочетаться с нормами комментируемого Закона и быть основанной на них, в частности на положениях гл. III — VII, определяющих состав подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия, цены подлежащего приватизации муниципального имущества, способы приватизации муниципального имущества, порядок принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества, особенности приватизации отдельных видов муниципального имущества и др.

В целом все принципы ориентированы на обеспечение гласности, прозрачности процедуры отчуждения государственного и муниципального имущества, соблюдения равенства прав покупателей и защиты имущественных прав публично-правовых образований Российской Федерации при приватизации государственного и муниципального имущества. Принципы приватизации государственного имущества тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены друг другом.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества. С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединой задачи: выбор имущества, подлежащего продаже, и определение организационной схемы, по которой конкретное имущество переходит в собственность физических и юридических лиц [17, с. 29].

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.


2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

 3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом.  Способы приватизации - это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в ОАО (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ОАО); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены);
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества; право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену; аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителем заключается договор купли-продажи);
  3. продажа акций ОАО на специализированном аукционе (открытые торги; все победители получают акции ОАО по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности — не позднее 30 дней);
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия, срок выполнения которых не более года; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников; предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыскание с покупателя неустойки);
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения Центрального Банка, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);
  6. продажа акций ОАО через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной цены);
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку раньше)
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО (может осуществляться (при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО); доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);
  10. продажа акций ОАО по результатам доверительного управления (лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления; договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления — основание расторжения в судебном порядке обоих договоров; исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.