Файл: "Сроки в гражданском праве".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необоснованном уклонении ответчика от принятия и оплаты работ по инженерно-геологическим изысканиям. Суды отклонили доводы ответчика о пропуске срока исковой давности и расценили оплату по инженерно-геодезическим работам как признание ответчиком долга и по инженерно-геологическим работам, выполнявшимся в рамках того же самого договора.

Суд кассационной инстанции, сославшись на п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 г. № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 г. № 18, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил и подчеркнул, что договор предусматривал поэтапное выполнение работ и их оплату, поэтому оплата работ по инженерно-геодезическим изысканиям не является основанием для перерыва течения срока исковой давности в отношении работ по инженерно-геологическим изысканиям.[18] Перерыв течения срока исковой давности может быть лишь в пределах срока исковой давности.[19] Это означает, что признание контрагентом своего долга после истечения срока исковой давности не влечет правовых последствий.

Таким образом, срок исковой давности и претензионный срок роднит то, что оба они связаны с нарушенным субъективным правом, начинают течь, как правило, одновременно и взаимно поглощают друг друга. Но если претензионный срок устанавливается законом для урегулирования спора непосредственно самими сторонами, то срок исковой давности ограничивает временные рамки принудительного осуществления субъективного права через суд, арбитражный или третейский суд, а также иные компетентные органы.

2.2 Усовершенствование системы закрепления сроков в гражданском праве

Срок исполнения характерен для любого обязательства, иначе оно лишено всякого практического смысла. Даже в тех случаях, когда в законодательстве употребляется такая терминология, как бессрочная обязанность, срок исполнения все равно известен или определим. Исполнение обязательства в надлежащий срок является одним из требований надлежащего исполнения. В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.


Часть вторая данной статьи устанавливает, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срока его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Указанные обязательства должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления требования о исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Обязательства с конкретным указанием времени исполнения в течении дня должны исполняться в определенное время дня. Например, в соответствии с п. 2 ст. 508 ГК РФ наряду с определением периодов поставки в договоре может быть установлен график поставки (декадный, суточный, и т.п.).[20]

Срок исполнения обязательства может быть определен и периодом времени, при этом исполнение производится в любой момент этого времени. Установление границ периода времени как срока исполнения отдается на усмотрение сторон с учетом правил о сроках в гражданском праве.

Срок исполнения может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, определяться моментом востребования. Гражданский кодекс устанавливает, что такое обязательство должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления требования об исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства. Таким образом, в пользу должника законодателем установлен льготный семидневный срок исполнения обязательства по востребованию. Исключением является, например, обязательство банка по выдаче банковского вклада, которое исполняется по первому требованию. Законодатель не устанавливает прямых ограничений продолжительности периода, в котором может состояться востребование исполнения, что может приводить к нарушению интересов должника.

Обязательство вообще может не предусматривать срок его исполнения и не содержать условий, позволяющих определить этот срок. Гражданский кодекс РФ исходит из того, что обязательство с неопределенным сроком исполнения должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. Понятия разумного срока ГК РФ не раскрывает. Определение разумного срока может осуществляться исключительно к каждому конкретному обязательству.

На разумность срока влияет много факторов. Например, на срок исполнения обязательства по договору контрактации влияет и сезонность производства, и характер обязательства. Если же обязательство с неопределенным сроком исполнения не исполняется в разумный срок, то оно должно исполняться в течение 7 дней со дня предъявления требования о его исполнении. Для исполнения таких обязательств закон предоставляет два срока: разумный и льготный. Разумный срок установлен в интересах кредитора и начинает течь с момента возникновения обязательства, льготный – в интересах должника и начинается с момента предъявления требования кредитора. Одни виды гражданско-правовых обязательств предусматривают наличие двух этих сроков, отсылая к ст. 314 ГК РФ (ст. 457), другие без отсылки к ст. 314 предусматривают только разумный срок для их исполнения (ст. 668, 792).


Проблема разумности как оценочной категории вообще и проблема разумного срока в частности являются довольно острыми и вызывают значительные затруднения в правоприменительной практике.

Проблемным является применение критериев разумности срока, предложенного ст. 314 ГК РФ, для целого ряда договоров, в частности, для договоров подряда или поставки. Например, чрезвычайно трудно поддается оценке и определению «разумный срок» при выполнении продавцом обязательств договора поставки на рынках, где товары постоянно совершенствуются и покупателям предлагаются новые модели известных ранее товаров через достаточно короткие промежутки времени. Это прежде всего относится к рынкам компьютеров, средств мобильной связи, оргтехники. Важнейшим критерием определения «разумного срока» поставки товара на этих типах рынков для покупателя является дата появления на прилавках конкурентов новой модели этого товара. Понятного и единообразного критерия в оценочном понятии разумного срока нет и быть не может.

Срок исполнения обязательства является важнейшим условием, и отсутствие условия о сроке должно компенсироваться хотя бы порядком определения этого срока, чему ссылка на разумность совершенно не способствует. В настоящее время законодатель не готов отказаться от конструкции определимых условий договора, однако для такого условия, как срок, нужно и должно сделать исключение. Представляется, что в ст. 314 ГК РФ необходимо указать на обязательность определения сроков для стороны, осуществляющей исполнение, для наиболее востребованных договоров.

В соответствии с вышесказанным следует дополнить ст. 314 п. 3 и 4 и изложить их в следующей редакции:

«3. Если обе стороны обязательства являются субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке, срок исполнения такого обязательства должен быть ими определен либо датой или периодом времени, в течение которого оно может быть исполнено, либо моментом востребования (абз. 2 п. 2 ст. 314 ГК РФ). К таким обязательствам положение о разумном сроке исполнения не применяется. В случае отсутствия в договоре, сторонами которого являются субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, условия о сроке его исполнения или порядке определения срока исполнения, договор признается незаключенным.

4. В договоре должно быть указано на срок или порядок определения срока исполнения договора для стороны, осуществляющей исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. В этом случае такая сторона определяется по правилам пункта 3 статьи 1211 ГК РФ. При отсутствии указания на срок исполнения обязательства для стороны, осуществляющей исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, договор признается незаключенным».[21]


Понимание разумного срока в результате реформирования гражданского законодательства может претерпеть существенные изменения. В частности, законодатель может исключить из ГК РФ общее правило о разумном сроке как о сроке исполнения должником обязательств с неопределенным сроком исполнения, основываясь при решении данного вопроса на превалирующей позиции судебных органов. Однако вопрос о том, насколько правильной является тенденция совершенствования законодательства исходя из сложившейся судебно-арбитражной практики, остается открытым.[22]

Одной из актуальных проблем российского гражданского права является то, что в правоприменительной практике и в гражданско-правовой доктрине существует весьма распространенное заблуждение в понимании сущности исковой давности, нередко сводимой лишь к сроку обращения в суд. На самом же деле исковая давность – это не срок, в течение которого заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Обращаться в суд можно и по истечении срока исковой давности , на что прямо указывает ст. 199 ГК РФ. Исковая давность является сроком, в течение которого суд обязан предоставить защиту лицу, право которого было нарушено. Именно такой смысл вкладывает законодатель в понятие исковой давности. Кроме того, законодатель четко разграничивает указанные понятия, согласно п. 1 ст. 152 ГПК РФ[23] в предварительном судебном заседании исследуются факты пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.[24]

Известно, что срок исковой давности не является процессуальным сроком и регулируется нормами материального права. Относительно правовой природы срока обращения в суд все сложнее. Сроки обращения в суд могут быть как процессуальные, так и непроцессуальные. Примерами процессуальных сроков обращения в суд служат сроки для обжалования решений органа власти, сроки для обжалования решения суда, срок для обращения в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, а также ряд иных сроков, установленных процессуальным законодательством.

Важность разграничения сроков исковой давности и сроков обращения в суд обуславливается также различием круга субъектов, обладающих в соответствии с законом правом заявить в суде о применении соответствующего срока. Так, согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. На необходимость свободного волеизъявления стороны спора при применении исковой давности также указывал Верховный Суд РФ, отметив, что судья не вправе предлагать какой-либо из сторон представлять доказательства или давать объяснения, связанные с пропуском исковой давности. Вместе с тем вопрос о применении судом по собственной инициативе пропуска непроцессуального срока обращения в суд прямо не урегулирован нормами действующего законодательства и не разъяснен каким-либо актом официального толкования, в связи с чем у суда в большинстве случаев имеется правовая возможность применить пропуск срока обращения в суд по собственной инициативе.


Существенным аспектом в разграничении анализируемых сроков выступает возможность применения института восстановления срока в случае его пропуска. Институт восстановления срока исковой давности четко регламентирован ст. 205 ГК РФ, которая предусматривает условия, при наличии которых срок исковой давности может быть восстановлен. Восстановление же срока обращения в суд урегулировано иначе, в связи с чем возникают трудности в правоприменении. Как правило, восстановление срока обращения в суд допускается в случае, прямо предусмотренном нормой закона или актом официального толкования. При этом в качестве оснований для восстановления пропущенного срока вопреки общепринятому мнению не всегда рассматривается наличие уважительных причин пропуска срока.

На сегодняшний день сложившаяся правоприменительная практика показывает, что непроцессуальные сроки обращения в суд в большинстве случаев понимаются как специальные сроки исковой давности. Кроме того, срок исковой давности и непроцессуальный срок обращения в суд имеют один и тот же содержательный смысл, одну цель: они предназначены для пресечения злоупотребления правом на судебную защиту, создания правовой определенности юридических действий через некоторый промежуток времени, и в конце концов для исключения возможных ошибок производства по истечении значительного промежутка времени, прошедшего после действия или события, послужившего основанием для обращения за судебной защитой.

Следует отметить, что в судебной практике встречаются случаи, когда суды вышестоящей инстанции реагируют на неправомерное применение нижестоящими судами к срокам обращения в суд норм об исковой давности.

В частности, Девятый арбитражный апелляционный суд в нарушение закона применил к сроку обращения в суд, установленному п. 4 ст. 367 ГК РФ, положения о начале течения срока исковой давности, установленные ст. 203 ГК РФ.[25] Проверяя законность указанного постановления, Высший Арбитражный Суд отметил, что вывод суда апелляционной инстанции, указавшего на то, что срок действия поручительства, установленный п. 4 ст. 367 ГК РФ, является сроком исковой давности, ошибочен.[26]

Анализируемая ситуация, при которой происходит подмена понятий, может привести к применению закона, не подлежащего применению в конкретном деле. Это обуславливается тем, что правоприменитель может применить к правоотношениям, связанным с непроцессуальным сроком обращения в суд, нормы главы 12 ГК РФ, регулирующие исковую давность, что может привести к вынесению незаконного судебного решения.