Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Общее представление о процессе «развитие персонала» и понятии «система развития персонала»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования вопроса развития персонала заключается в следующем. Совершенствование системы развития персонала способствует формированию коллектива, обладающего высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Это ведет к росту производительности и значительному повышению качества выполняемых работ, принимаемых решений, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.

В отечественной литературе отсутствует четкое определение термина «развитие персонала», описание элементов системы развития персонала, не дается конкретного механизма формирования такой системы, отсутствуют методологические подходы к созданию системы развития персонала на корпоративном уровне с позиций концепций стратегического управления, что и определило круг проблем для настоящего исследования.

Объект исследования: процесс развития персонала.

Предмет исследования: система развития персонала на примере ИП Литовар Д.А..

Тема исследования: «Совершенствования системы развития персонала на примере ИП Литовар Д.А.».

Цель исследования: выявить теоретические и практические аспекты совершенствования системы развития персонала на примере ИП Литовар Д.А.

Задачи исследования:

    1. дать общее представление о процессе «развитие персонала» и понятии «система развития персонала в организации»;
    2. представить краткую характеристику предприятия, персонала и состояния системы развития персонала в ИП Литовар Д.А.;
    3. реализовать авторскую программу по совершенствованию системы развития персонала в ИП Литовар Д.А.;
    4. разработать практические рекомендации по совершенствованию системы развития персонала на примере ИП Литовар Д.А. .

Теоретическая значимость работы заключается в усовершенствовании и уточнении методов совершенствования системы развития персонала организации.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях совершенствования системы развития персонала, а также в деятельности ИП Литовар Д.А.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ, обобщение и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования;
  • практические: анкетирование, интервьюирование, опрос.

Структуру курсовой работы : введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия «система развития персонала в организации»

1.1 Общее представление о процессе «развитие персонала» и понятии «система развития персонала»

Положительный результат организации напрямую зависит от развития ее персонала, независимо от сферы деятельности. Совершенствование системы развития персонала должно начинаться с определения сущности данного понятия. Важно иметь представление о процессе и системе развития персонала. Совершенствование системы развития персонала — система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.

Совершенствование системы развития персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.

Совершенствование системы развития персонала включает в себя профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров, ротация, делегирование полномочий, планирование карьеры персонала в организации [4, с.52].

Обучение сотрудников — совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. При этом, данные действия оказывают позитивное влияние на изменение уровня квалификации и производительности работников всех иерархических уровней, удовлетворяя индивидуальную потребность в обучении и потребность организации в обученных сотрудниках [8, с. 59].

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.


Цели совершенствования системы развития персонала: совершенствования трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации, повышение эффективности труда, снижение текучести кадров, подготовка необходимых руководящих кадров, воспитание молодых способных сотрудников, достижение большей независимости рынка труда, адаптация к новым технологиям, рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом. [14, с. 97]

Меры по совершенствованию системы развития персонала: сохранение работоспособности, адаптация персонала к изменяющимся условиям, подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач, организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.

Основные принципы совершенствования системы развития персонала: целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала, опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно- технического развития и условий развития организации, гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития, профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов, выработка системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования. [23, с. 61]

Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях: серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики, бурное развитие новых компьютерных технологий, системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации, необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации, участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации, наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.

Персонал - это лица, которые учувствуют в трудовых отношениях в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками. Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должен быть оформлен трудовой договор. Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта. Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.


Отличительные особенности управления персоналом такие, как интеграция в общую управленческую структуру, соответствие имеющейся корпоративной культуре, наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников, учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников, централизация управленческих процессов. [20, с.387]

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Процессом совершенствования системы развития персонала выступает ряд последовательных мероприятий, которые направлены на получение конкретного результата. Такие мероприятия включают в себя различные действия, направленные на повышение качества человеческих ресурсов организации. [27, с.251]

Такой процесс допустим только при систематическом соблюдении, чтобы вовремя отвечать на появляющиеся усовершенствованные потребности рынка труда и самого предприятия в частности.

Сегодня компании заинтересованы в обучении и профессиональной подготовке своих сотрудников. При обсуждении проблем совершенствования системы развития и обучения персонала используется целый ряд понятий: профессиональное развитие, развитие персонала, личностное развитие, инструменты развития.

Понятие развитие персонала с точки зрения компании разные авторы трактуют по-своему. Данный термин трактуется как «совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества и т.п. [14, с. 97].

Возможность развития должна предоставляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится [2, с. 67].

Эти оба понятия можно объединить в одно: развитие персонала - это совокупность мероприятий, которая включает в себя подготовку, переподготовку, повышение квалификации и профессионального мастерства людей всех возрастов, любого опыта работы. Совершенствование системы развития персонала и развитие человека стимулирует не только с профессиональной точки зрения, но и с творческой.

Развитие подразумевает обучение, которое выходит за рамки нынешней работы, оно ставит более долгосрочные цели. Развитие подготавливает к тому, чтобы не отставать от изменений и роста организации [6, с. 46]. Именно поэтому далее рассмотрим такие понятия, как профессиональное развитие и личностное развитие.

Профессиональное развитие - это подготовка сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленных на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека. Оно требует значительных усилий со стороны людей, именно поэтому невозможно без заинтересованности с их стороны [22, с. 92].


Профессиональное развитие персонала - это мероприятия, проводимые предприятием с целью раскрытия потенциала сотрудников, направленного на реализацию целей предприятия и на обеспечение соответствия возможностей, желаний и целей работников целям предприятия [8, с.60].

Многие работники организации помимо того обучения, которое они получают в компании, самостоятельно посещают курсы, тренинги, семинары, получают второе высшее образование. Данное развитие называется личностным, т.е. процессом, при котором человек самостоятельно улучшает, совершенствует, получает новые навыки, умения. Кроме этого под личностным развитием понимается процесс приобретения совершенно нового опыта, формирования определенного стиля поведения и отношения к окружающим.

Для многих компаний ценно то, что их сотрудники помимо обучения в организации, самостоятельно улучшают, развивают, приобретают навыки и умения в различных сферах деятельности, именно поэтому организации всячески способствуют этому. [16, с.181]

Привлекают в различные непрофильные проекты, приглашают принять участие в конкурсах и корпоративных мероприятиях.

С целью сохранения кадров многие компании мотивируют, развивают своих сотрудников различными способами. Данные способы называют инструментами совершенствования системы развития персонала. В настоящее время выделяют наиболее популярные инструменты развития персонала.

Тренажеры - демоверсии программ, оборудования, приспособлений, с помощью которых сотрудник развивает свои навыки и умения, позволяющие в дальнейшем работать без ошибок.

Вебинары - форма дистанционного обучения, онлайн-мероприятие в сети Интернет, принять участие, в котором могут от одного до нескольких тысяч человек.

Тренинг - это активная форма обучения, основанная на выполнении определенных упражнений, целью которых является выработка и тренировка навыков.

Коучинг - это консультирование одного или нескольких человек по профессиональным или частным проблемам. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Курсы повышения квалификации и иностранного языка.

Обучение на рабочем месте - это неформальный подход к обучению, который позволяет сотруднику обучиться выполнению рабочих заданий, действительно выполняя их.

К данному инструменту можно отнести такие способы обучения, как тренажеры, т.е. демоверсии программ, оборудования, приспособлений, с помощью которых сотрудник развивает свои навыки и умения, позволяющие в дальнейшем работать без ошибок.