Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в соответствии с одним из определений, имущество – это совокупность, юридических отношений личности (субъекта прав), могущая быть оцененной в денежном эквиваленте. Сюда входят: 1) вещи и недвижимость, живой и мертвый инвентарь и т.п. 2) обязательства как в смысле требований, так и обязанностей, наличные и долговые имущества, права литературной, художественной и музыкальной собственности, права на изобретения и привилегии, права участия, сервитутные права, концессионные права, векселя, контракты ценные бумаги, и т.п.

Имущество представляет собой объекты окружающего мира, обладающие полезностью и находящиеся в чьей-либо собственности.

Универсальная энциклопедия определяет имущество как материальный объект гражданских прав, прежде всего, права собственности, а также совокупность имущественных прав (актив) или имущественных прав и обязанностей (актив и пассив), принадлежащих определенному лицу.

В экономическом словаре под имуществом также понимается вещь или совокупность вещей, например, предмет купли-продажи, имущественного найма или поставки.

Беря во внимание все эти достаточно сложные и разнообразные трактовки, можно определить, что термин имущества тесно связан с такими понятиями как вещь и объект гражданского права.

Предметом экономических отношений является не вещь сама по себе, а отношения по поводу этой вещи. В первую очередь, отношения собственности, которые в свою очередь определяют отношения распределения обмена и потребления. Экономическая теория объединяет эти отношения в доли прав по использованию ресурса. Полная доля прав состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благом;

2) право пользования, т.е. право применения полезных свойств блага для себя;

3) право управления - право принимать решения кто и как будет обеспечивать использование благ;

4) право на доход - право обладать результатами от использования благ;

5) право суверена - т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6) право на безопасность;

7) право на передачу благ в наследство;

8) право на бессрочное обладание благом;

9) запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде;

10) право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Право собственности воспринимается как санкционированные обществом (законом, традициями, обычаями, распоряжениями) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с осуществлением благ и касаются их использования.


Таким образом, имущество как вещь (ресурс) представляет собой единство материального объекта и совокупности прав на него.

В настоящее время, базисом поведенческих отношений между людьми является закон, который регулирует (или должен регулировать) отношения между членами данного общества, связанные с правами на блага - имущество. Основным юридическим документом, регулирующим экономические отношения в российском государстве, является Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Другой юридический документ, который регулирует непосредственно налоговые взаимоотношения в государстве - Налоговый кодекс РФ. Он включает в состав объектов обложения имущество, поясняя при этом, что под имуществом в налоговом праве следует подразумевать имущество, понимаемое в трактовке ГК РФ, за исключением имущественных прав. Таким образом, НК РФ также не рассматривает термин «имущество».

Материальными объектами признаются вещи, в том числе электрическая, тепловая и иная энергия, газ, вода, деньги (валюта), ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок.

Нематериальными объектами признаются права, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности, иные объекты интеллектуальной собственности и другие личные неимущественные права.

Исходя всех различных трактовок термина «имущество», следует понимать материальные ценности, созданные человеческим трудом для дальнейшего использования или потребления, имеющие стоимостную оценку, и принадлежащие на праве владения, пользования или распоряжения одному или нескольким субъектам (в том числе и государству).

При этом не имеет значения, состоит ли имущество из совокупности материальных ценностей, либо это одна неделимая материальная ценность.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

2.1. Налог на прибыль (налогообложение прибыли)

На сегодняшний день в Российской Федерации существует чрезмерное множество налогов, однако лишь некоторые из них являются основными источниками поступлений в бюджет, играя ключевую роль при перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), активно влияя на процесс воспроизводства, и создавая предпосылки для экономического роста. К таким налогам относится налог на прибыль организаций.


Расширение налогового метода в мобилизации НД для удовлетворения общественных потребностей предполагает постоянное взаимодействие между государством и участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влияния на все стадии воспроизводственного процесса. Процесс налогообложения прибыли организаций, при условии достаточно полного использования его организационного и функционального потенциала, необходимо рассматривать в качестве важного элемента механизма для оздоровления промышленного производства, активизации экономического поведения организаций, перехода от тактики выживания к стратегии экономического роста и развития на базе расширенного воспроизводства. Эффектом обратной связи становится расширение налоговой базы и рост доходов государственного бюджета. Однако в настоящее время эти потенциальные возможности налогообложения прибыли не используются полной мере.

Отечественный исторический и современный зарубежный опыт показывает, что налог на прибыль является важным инструментом для осуществления налогового регулирования, поскольку итоговой целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, в условиях рыночного хозяйства, роль которой как экономического показателя значительно возрастает, в связи с чем она становится важнейшим объектом воздействия со стороны государства. Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что налог на прибыль является «основным» среди налогов, взимаемых с организаций, в том числе и с банков, так как он в наибольшей мере позволяет выполнять не только фискальную функцию и осуществлять распределение и перераспределение доходов, но и стимулировать развитие самих организаций.

Помимо этого, для коммерческих банков налог на прибыль является главным налогом, уплачиваемым ими в бюджет, поскольку налогом на добавленную стоимость (НДС) основная часть совершаемых коммерческими банками операций не облагается, в связи с чем доля налога на добавленную стоимость в налоговых платежах коммерческих банков в бюджет относительно невысока.

Налог на прибыль представляет собой форму распределения прибыли (т.е. чистого дохода), то есть форма изъятия государством части чистого дохода юридических лиц.

На первоначальном этапе функционирования налоговой системы (до 1 января 1994 года) коммерческие банки вместо налога на прибыль уплачивали налог на доходы, который был предписан Законом РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2025-1 «О налогообложении доходов банков» (с изменениями и дополнениями от 16.07.92, 22.12.92 гг.). Помимо этого, действовала Инструкция ГНС РФ от 7 апреля 1992 года № 10 «О порядке налогообложения доходов банков» (с изменениями и дополнениями от 17.08.92, 21.01.93 и 03.12.93 гг.).


Так, в 1992-1993 гг. в качестве объекта налогообложения у коммерческих банков использовался доход, а не прибыль. Хотя в качестве объекта налогообложения и выступали доходы коммерческих банков, исчисление налоговой базы происходило путем уменьшения общей суммы доходов банков на сумму расходов, перечисленных в указанном Законе. Поэтому фактически налогообложению подлежала та прибыль коммерческих банков, увеличенная на суммы расходов, не уменьшавших налоговую базу (т.е. не упомянутых в статье 3 Закона РСФСР от 12 декабря 1991 года№ 2025-1 «О налогообложении доходов банков»).

Осуществление факта перехода от налогообложения доходов к налогообложению прибыли коммерческих банков является положительным моментом. Налогообложение прибыли имеет целый ряд преимуществ:

Во-первых, переход коммерческих банков к налогообложению прибыли является шагом в сторону универсализации налоговых платежей, взимаемых с различных субъектов налогообложения;

Во-вторых, объектом налогообложения является конечный финансовый результат, а не промежуточный;

В-третьих, практически во всех развитых странах коммерческие банки являются плательщиками именно налога на прибыль.

В любом случае, согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимодействиях бюджетов различных уровней» (с изменениями и дополнениями от 24.12.93, 08.05.96, 10.10.96, 02.04.97, 16.05.97 гг.) было предусмотрено, что с 1 января 1994 года налогообложение коммерческих банков производится в порядке и на условиях, определенных Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Вместе с тем, Президент РФ поручил Министерству финансов РФ и ГНС РФ по представлению Центрального Банка РФ в месячный срок внести в Совет Министров -Правительство РФ предложения об особенностях определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и о порядке формирования результатов финансовой деятельности, учитываемых при налогообложении прибыли коммерческих банков. Однако к концу первого квартала 1994 года соответствующий нормативный документ так и не был принят. Закон от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в редакции, которая действовала в тот период времени, не был рассчитан на налогообложение коммерческих банков и не позволял им исчислять налоговую базу для уплаты налога на прибыль. По этой причине было издано совместное письмо Министерства финансов РФ и ГНС РФ от 6.04.1994 года № 04-06-04 и № ВГ-6-01/121 «О налогообложении банков и страховых организаций», которым было установлено, что в связи с переходом в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 с 1 января 1994 года коммерческих банков на налогообложение прибыли и задержкой утверждения особенностей определения доходов, отнесения затрат для формирования налогооблагаемой прибыли по банкам, сумму налога на прибыль по итогу за первый квартал 1994 года коммерческие банки определяют в размере суммы, определенной из фактически причитающегося налога на доходы за первый квартал 1993 года, увеличенной в пять раз.


2.2. Налог на имущество организаций: практика налогообложения и недостатки современного механизма исчисления

Правовой основой для введения налога на имущество в предприятиях, стал принятый 13 декабря 1991г. Закон РФ № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". В соответствии с данным законом была также издана Инструкция Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. № 7 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

В последующем, данные законодательные акты изменялись, а также дорабатывались, стремясь адекватно реагировать на экономические преобразования и развитие всей законодательной базы, в том числе и налоговой. Было внесено более семнадцати (17) изменений и дополнений в закон № 2030-1, также вышла новая переработанная инструкция Госналогслужбы России от 08.06.96 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", в которую были внесены изменения и дополнения. Тем не менее, не смотря на совокупность всех положительных моментов проведенных изменений, остается большое количество нерешенных вопросов и сложностей, основными из которых являются вопросы экономического характера и юридические недоработки.

К примеру, одной из таких юридических недоработок является вопрос о признании налогоплательщиком по налогу на имущество. Установленное название данного закона, во многом противоречит его внутреннему содержанию, поскольку исходя из названия закона плательщиком налога на имущество предприятий должны быть исключительно предприятия (т.е. юридические лица), однако статья 1 расширяет круг налогоплательщиков. В данной статье установлено, что плательщиками налога на имущество предприятий являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с присутствием иностранных инвестиций, филиалы и другие аналогичные подразделения упомянутых предприятий, учреждений и организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, а также компании, фирмы и любые другие организации, образованные в соответствии с существующим законодательством иностранных государств. Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость в изменении названия данного налога либо заменой слова «предприятие» на «организацию», либо добавлением термина «организация» в название.