Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная среда предприятий харак­теризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность организаций приспосабливать­ся к изменениям - основное условие в бизне­се и других сферах жизнедеятельности. Бо­лее того, в возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Для того чтобы определить стратегию поведения ор­ганизации и провести ее в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управ­лением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Необходимо отметить, что многие авторы современных моделей управления делают акцент на анализе, который, опираясь на результаты анализа внешней и внутренней среды предприятия, позволяет осуществить комплексную оценку стратегических проблем, а именно рассмотреть взаимосвязь возможностей и угроз среды, а также сильных и слабых сторон деятельности. Кроме того, данный этап процесса разработки стратегии можно назвать ключевым элементом управления, поскольку именно от того, насколько успешно и квалифицировано будет осуществлен стратегический анализ в значительной мере зависит адекватность будущей стратегии условиям функционирования предприятия, а следовательно, и эффективность всей системы управления.

Таким образом, сегодня единственно правильным вари­антом поведения современного предприятия для достижения эффективного функционирования в стратегическом аспекте и непре­рывного развития является детальное рас­смотрение внешней и внутренней среды фирмы в их взаимосвязи. А для этого необ­ходима разработка и осуществление комплексного многомерного анализа с учетом индивидуальных особенностей компании при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и опера­тивных управленческих решений в отноше­нии повышения социальной и экономической эффективности деятельности предприятия.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы «Анализ внешней и внутренней среды организации».

Цель данной курсовой работы состоит в изучении внешней и внутренней среды на конкретном предприятии.


Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:

- рассмотреть взаимосвязь предпринимательской организации с внешней средой;

- изучить анализ внутренняя среда организации;

- проанализировать внешнюю и внутреннею среды на примере АО «АБДИ Компании»;

- дать рекомендации по совершенствованию работы с поставщиками.

Для решения поставленных задач применялись системный подход, метод сравнения и группировки.

Объектом данной курсовой работы является АО «АБДИ Компании», а предметом выступает процесс оценки внешней и внутренней среды анализируемой компании.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Взаимосвязь предпринимательской организации с внешней средой

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Иными словами внешняя среда представляет собой среду функционирования экономического субъекта, возникающая и существующая независимо от его деятельности и при этом оказывающая существенное воздействие на него.

Если кратко, то внешняя среда - это все факторы, которые находятся за пределами организации и могут влиять на её деятельность.

Внешняя среда характеризуется следующими элементами (4 элемента):

- взаимосвязанность (взаимозависимость) внешних факторов - это означает уровень влияния одних факторов на другие, т.е. насколько изменение какого-либо фактора может повлиять на другой фактор.

- сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также степень их изменчивости.


- подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходит изменение внешних факторов [10].

- неопределённость внешней среды - это отношение количества информации, которой владеет организация, и точности этой самой информации

Также во внешней среде выделяют 2 среды:

- среда прямого воздействия (ближнее окружение) - это факторы, которые непосредственно влияют на организацию (поставщики, акционеры, рабочая сила, законодательство, власть, потребители, конкуренты), организация тесно взаимодействует с элементами этой среды, и может оказывать влияние на них, вплоть до полного контроля.

- среда косвенного воздействия (дальнее окружение) - это факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но могут влиять на общее функционирование организации (состояние экономики, НТР, социальная среда, политическая обстановка, события в других странах), организация опосредованно взаимодействует на элементы этой категории, но игнорировать их она не может, т.к. они оказывают влияние на факторы первой группы, и по ним можно определить тенденции в ближнем окружении, практически не поддаются управлению, но всё же можно способствовать на них (зависит от масштабов и власти организации, а также уровня государства), необходимо вести мониторинг данных факторов для корректировке своих планов [2].

Следовательно, анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация.

Итак, список шагов анализа внешней среды:

1) Выявляем и подробно описываем каждый элемент внешней среды организации.

2) Устанавливаем взаимосвязь с элементами внешней среды (важно добиться связи с каждым элементом).

3) Определяем динамику развития внешней среды и ее элементов.

4) Проводим оценку влияния внешней среды на нашу организацию [8].

5) Формируем механизм управления, призванный обеспечить своевременную и адекватную реакцию на все изменения окружающей среды.

Выполняя самый первый шаг анализа желательно придерживаться следующих рекомендаций по изучению элементов внешней среды:

При анализе политических факторов необходимо следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами. Также важно выявить, носит ли протекционистский характер таможенная политика интересующего государства. Обратите внимание на нормативные акты федерального и регионального уровней, кредитную и инвестиционную политику интересующего региона. Немаловажным фактором является влияние действующего политического курса на работу предприятий и отраслей в целом. И естественно, следует узнать, имеют ли место локальные конфликты или войны [10].


При анализе экономических факторов важно оценить темпы роста отраслей, уровень инфляции (реальный), налоговое бремя, общий уровень занятости населения и платежеспособность предприятий.

Интересующие нас социальные факторы - это изменение общественных ценностей, существующие общественные установки, нормы и отношения.

Часто немаловажным фактором становятся местные ожидания и нравы. То есть следует изучить национальные отношения, традиции, обычаи, уклад жизни, а также национальные и религиозные конфликты.

Анализ технической среды необходим не только при общем анализе среды, но должен осуществляться постоянно, так как очень важно не пропустить момент появления новшеств, технических изменений. Особенно это касается сферы средств связи, обмена информации и автоматизированных систем управления.

Рыночные факторы следует начать анализировать с уровня дохода населения, его изменения, затем нужно определить потенциальных и реальных потребителей. Не стоит обходить изменения демографических условий, изменения в жизненном цикле существующих товаров, работ, услуг.

Анализ факторов конкуренции заключается в изучении уровня конкуренции в отрасли, то есть необходимо узнать текущую стратегию конкурентов, проанализировать их возможные будущие действия, постараться определить их сильные и слабые стороны.

В свою очередь, анализ международных факторов позволит исследовать возможность выхода на мировой рынок, определить потребности этого рынка и сопоставить с потребностями возможности Вашей организации для их удовлетворения.

С этой целью используют методику под названием РЕSТ – анализ. Эта техника выделяет факторы, влияющие на состояние макросреды компании в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и предписывает проводить анализ в соответствии с компонентами, соответствующими этим факторам.

Под аббревиатурой РЕSТ подразумевается анализ политического (Political), экономического (Economic), социального (Social) и технологического (Tehnological) факторов [8].

Иногда в англоязычной литературе встречается и другой порядок упоминания этих четырех сфер, являющихся объектами макросреды (Social – Tehnological – Economic – Political).

Таким образом, внешняя среда – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.


1.2 Анализ внутренняя среда организации

Как отмечалось ранее, любое предприятие находится и функционирует в определенной среде. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала.

В свою очередь, внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [9].

Кадровый срез охватывает: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, она может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Для организаций с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах [6].

Деятельность организации осуществляется под действием множества факторов, которые существуют внутри и снаружи организации.