Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, несмотря на большое количество подходов к определению франчайзинга возьмем за основу то, которое дается в Законе Республики Казахстан от 24.06.2002 г. № 330-2 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». А именно, «комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - это предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу»[6].

Помимо этого, определимся также с другими основными определениями (терминами), которыми оперировали в данном исследовании о развитии рынка франчайзинга в Республике Казахстан.

Быстрое распространение франчайзинга объясняется его гибкостью и пластичностью, как любого мелкого бизнеса, способностью быстро приспосабливаться к различной предпринимательской и правовой среде, к меняющимся условиям рынка и конъюнктуры.

На современном этапе можно по-разному классифицировать виды франчайзинга в зависимости от выбранного классификационного признака. В таблице 2 представлены пять разных подходов.

Таблица 2

Классификация видов франчайзинга

Классификационный

признак

Вид франчайзинга

Способы и сфера применения

сбытовой (дистрибутивный) франчайзинг

производственный франчайзинг

франчайзинг бизнес формата (комплексный франчайзинг)

Количество франшиз

франчайзинг отдельно взятого предприятия

корпоративный франчайзинг

Место франчайзи в структуре сбытового канала

система «поставщик услуги - розничный торговец»

система «оптовый торговец - розничный торговец»

система «производитель - оптовый торговец»

система «производитель - розничный торговец»

Структура построения франчайзинговой сети

индивидуальный франчайзинг

районный франчайзинг

Стратегия расширения

франчайзингового

бизнеса

классический франчайзинг

конверсионный франчайзинг

дочерний франчайзинг

франчайзинговый контракт на менеджмент

Наибольшее распространение в деловой литературе и практике получила классификация по способам и сфере применения. В соответствии с последней выделяют следующие виды франчайзинга, также приводится их краткая характеристика:

Сбытовой (торговый, дистрибутивный) франчайзинг предполагает передачу исключительных прав на сбыт (дистрибуцию) продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком на определенной территории.


Производственный франчайзинг предполагает отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают франчайзи право на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов или технологий.

1.2. Лучшие мировые практики модели Франчайзинга

В американской доктрине франчайзинга его понятие определено Постановлением № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга» от 1978 г., принятого Федеральной комиссией по торговле США[7].

Оно раскрывает франшизу как длительные коммерческие отношения, возникающие по любому соглашению в соответствии с которым: франчайзи продает другому лицу (но не франчайзеру) товары или оказывает услуги, которые идентифицированы торговой маркой, знаком обслуживания, фирменным наименованием, рекламой или иным коммерческим символом, определяющим фирму-франчайзера; или отвечают стандартам качества, прямо или косвенно предписанным франчайзером; или поставляются франчайзером; или поставляются третьим лицом (поставщиком), с которым франчайзи ведет дело и который прямо или косвенно рекомендован франчайзером и связан с ним.

Франчайзи при условии приобретения права на франшизную деятельность или на открытие деятельности в рамках франшизной системы обязан произвести оплату франчайзеру или его филиалу.

В Соединенных Штатах, Федеральная комиссия по торговле (FTC) осуществляет надзор за франчайзингом, также как и по ценным бумагам и биржам США. FTC администрирует надзор за франшизами посредством Правил франчайзинга FTC.

В Австралии, франчайзинг регулируется Кодексом Ведения Франчайзинга, который был принят в соответствии с Законом о торговой практике 1974 года.

Этот кодекс требует от франчайзеров документа раскрытия, который должен быть предоставлен потенциальному франчайзи по крайней мере, за 14 дней до заключения франчайзингового соглашения. Кодекс также регулирует содержание договоров франшизы, например, в отношении маркетинговых средств, с периода расторжения, прекращения и разрешения споров путем посредничества[8].

Федеральное правительство рассматривает рекомендуемые изменения в Кодекс. Некоторые эксперты предупреждают, что любое давление, любое усиление регулирования франчайзингового сектора может сделать его менее привлекательным средством ведения бизнеса[9].


Новая Зеландия пользуется около 423 франчайзинговыми системами, работают 450 брендов, это наибольший удельный вес франшиз на душу населения в мире. Несмотря на (или по причине) спад, общее количество франчайзинговых единиц увеличилось на 5,3% с 2009 по 2010 годы. Там нет отдельного закона, охватывающего франшизы, так что они покрываются обычным коммерческим правом. Оно очень хорошо работает в Новой Зеландии и включает в себя закон применяемый к договорам, ограничительной торговой практике, интеллектуальной собственности и закон о недостоверном или вводящем в заблуждение поведением[10].

Франчайзинг в Польше может рассчитывать на поддержку Polish Franchise Association, ассоциацию, действующую с целью создания идеальных условий для развития франчайзинга, и занимающуюся юридическими и финансовыми вопросами.

В Норвегии нет конкретных законов, регулирующих франчайзинг в Норвегии. Вместе с тем, статья 10 Закона о конкуренции запрещает сотрудничество, которое может предотвратить, ограничить или уменьшить конкуренцию. Это может также применяться к вертикальному сотрудничеству, такому как франчайзинг.

Основные выводы первой главы исследования.

Полагаем, что франчайзинг давно и прочно вошел в число наиболее привлекательных способов развития бизнеса и инвестиционных проектов в Казахстане, поскольку позволяет крупному, среднему и малому бизнесу достаточно быстро развить свои технологии с целью продвижения товаров, работ и услуг на рынке. Тиражирование идей и технологий позволяет людям с минимальными рисками стать собственниками успешного бизнеса, добиться финансовой независимости и получения максимальной прибыли.

Проведя анализ сущности франчайзинга, можно сформулировать следующее авторское определение. Франчайзинг – это правоотношение, система тесно взаимосвязанных правовых и экономических связей, форма (способ) организации и осуществления предпринимательской деятельности, представляющая собой урегулированную нормами права целостную систему отношений, реализуемых с помощью комплекса взаимосвязанных правовых средств для достижения конкретного экономического результата, основанных на договоре франчайзинга и иных сопутствующих договорных отношениях между лицом, предоставляющим комплекс исключительных и иных прав (франчайзером), и лицом, приобретающим данные права (франчайзи) в различных сферах предпринимательской деятельности (производственной, торговой, посреднической и др.).


На основе сформулированного определения франчайзинга можно предложить следующую авторскую дефиницию договора франчайзинга – это комплексное соглашение между лицом, предоставляющим комплекс исключительных и (или) консультационных, обучающих и контрольных услуг (франчайзером) и иных прав, и лицом, приобретающим данные права (франчайзи) в обмен на получение платежей (роялти) при условии соблюдения бизнес-технологий и иных факторов производства (оказания услуг), установленных франчайзером в различных сферах предпринимательской деятельности (производственной, торговой, посреднической и др.).

2. Анализ применении модели франчайзинга в АО «Казпочта»

2.1. Потребность внедрения модели Франчайзинга в АО «Казпочта»

В 2016 году АО «Казпочта» заработала около 4 млрд тенге за счет доставки всех международных отправлений, из них за посылки и EMS – 1,2 млрд тенге, остальное за счет мелких пакетов и отправлений. Через супермаркеты посылок выдано 1 028 627 посылок (проект запущен в 2015). Через постаматы выдано 507 277 посылок (проект запущен в 2014). За последние годы была проведена серьезная работа по улучшению имиджа, финансового состояния компании, проведена автоматизация многих процессов. Например, компания генерировала доход в 41 млрд тенге, чистая прибыль составляла 559 млн тенге. Если сравнивать с предыдущими годами, то это очень хороший показатель. Потому что инфраструктура у компании большая - 3400 отделений. Из них сельских отделений 70%, и это очень большая нагрузка на бюджет компании[11].

В компании насчитывается 23 тыс. сотрудников. Благодаря работе этих людей компания зарабатывает хорошую прибыль. За последние несколько лет была проведена очень серьезная работа по улучшению качества услуг.

В городах и районных центрах в четыре раза меньше окон, но при этом обслуживается большое количество клиентов. Конечно, возникают очереди во время выдачи пенсий и при оплате коммунальных платежей в конце и начале месяца.

Чтобы решить проблему, необходимо больше отделений. Но для этого отсутствуют финансовые ресурсы. Согласно международному опыту, нужно развивать франчайзинговые сети. Это очень хорошо работает на Западе и в Юго-Восточной Азии. Для этого, был изучен опыт Великобритании, Германии, Сингапура, Японии и Кореи. В итоге решили, что увеличить количество точек обслуживания Казпочты нужно за счет франчайзинговых сетей. Задача компании - быть в шаговой доступности для клиентов.


Такая система будет выглядеть следующим образом. Например, возьмем магазин канцелярских товаров. Владелец может открыть там точку компании по франшизе и принимать любые виды платежей, принимать и выдавать посылки. Во-первых, бизнесмен дополнительно заработает, во-вторых, получит в магазин дополнительный поток клиентов. При этом компания обучит его сотрудников. А доходы будут поделены. Это очень хорошее дополнение к бизнесу.

Предстоит проделать серьезную работу, чтобы в 2018 массово представлять франшизу. Франшиза будет популярна и в городах, и в сельской местности.

Под франшизу планируется отдать не только отделения, но и инфраструктуру. Например, едет такси или автобус в село. И если в машине есть свободное место, водитель может взять груз компании. Это сократит расходы, ускорит доставку и даст возможность водителю заработать. Тестирование этого проекта по принципу Uber запустят в течение месяца, называться оно будет «Желаяк». В мире аналогичные проекты уже работают.

Также начинается активное сотрудничество с крупными банками, предоставляя им логистические возможности, и, становясь их агентами, компания будет зарабатывать на этом[12].

Определена стратегия перехода компании на сервисную модель. Только в этом году было передано на аутсорс не менее 30% проектов компании – это, как правило, рутинная работа, связанная с техобслуживанием, закупками, хранением данных и т.д. Сейчас тестируется новая система внутреннего документооборота, система оценки обслуживания населения, система финансовой отчетности, аренда ЦОД.

Недавно был продемонстрирован новый цифровой офис Казпочты. Это стандартное отделение почты из 20 человек. Там будет стоять автоматическое оборудование, которое будет принимать все виды платежей, принимать и выдавать посылки, обслуживать клиентов по всем видам финансовых услуг. Посылку можно будет отправить через автомат без участия человека. Из персонала там будет задействовано лишь два консультанта. 8 таких цифровых офисов планируется запустить уже до конца 2017 года. Если население хорошо примет это нововведение, то такая деятельность будет расширяться.

Все почтовые операторы испытывают схожие трудности в виде падения объемов письменной корреспонденции (Таблица 3). Основным направлением решения данной проблемы почтовыми администрациями, взятыми в основу бенчмаркинга, является оптимизация фиксированных затрат через автоматизацию и франчайзинг отделений. Ключевыми точками роста для почтовых операторов являются посылочный бизнес, е- commerce и отдельные логистические направления. Технологически операторы развивают направления дистанционных каналов в области почтовых услуг и коммуникации с государственными органами. Для Казпочты в качестве точек роста наиболее релевантен посылочный бизнес и некредитные финансовые продукты.