Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Проблемные области иностранных почтовых компаний и меры по их устранению

Deutsch Post

Canadian Post

Australian Post

PostNord

Проблемные области

Падение почтовых отправлений.

Падение спроса на газеты и журналы.

Падение почтовых отправлений.

Высокие затраты на содержание почтового бизнеса.

Падение почтовых отправлений.

Падение почтовых отправлений

Принимаемые меры

Фокус на бизнес- клиентах в письменной корреспонденции.

Повышение тарифов.

Запуск направления по агрегации счетов.

Повышение тарифов.

Покрытие убытка за счет других сегментов.

Оптимизация постоянных затрат и повышение эффективности.

Точки роста

Посылки.

Международные отправления.

Посылки и e – commerce.

Выделенный логистический бизнес SCI Group.

Посылки.

Курьерская доставка.

Посылки и e – commerce.

Отдельное направление PostNord Logistics.

Потенциальные инициативы для АО «КазПочта»

Packstation -автоматические пункты выдачи посылок, более 2500 станций по всей территории Германии.

Packetbox -почтовые ящики для малогабаритных посылок.

Мобильные сервисы слежения за посылками, гибкая система доставки, E-Post - гибридная цифровая почта.

Epost - управление счетами через почту.

Внесение дифференциации тарифов для разных почтовых отправлений.

Франшизная сеть приемных пунктов.

Трекинг посылки.

Bank@Post - предоставление агентских услуг в почтовых отделениях, оплата платежей с сайта.

Продажа страхования, собственная система денежных переводов, партнерство с Western Union в части переводов за рубеж

Сервисы по подаче и получению гос. документов.

EpostBox - клиент выбирает, какая почта приходит онлайн, а какая -в почтовый ящик.

95%приемных пунктов оперируется внешними партнерами со строгим контролем качества услуг.

Сервисы для настройки direct marketing

Ebox -популярный сервис для электронной подписи документов.

Наиболее важные составляющие бизнес-модели Почты Канады:

- успешный бизнес посылок с отдельной аллокацией расходов;

- управление изменчивой частью тарифов;

- управление почтовой сетью в условиях малой плотности населения.

Наиболее применимые практики для Казпочты:

- Epost - управление банковскими счетами через Почту Канады;


- введение дифференциации тарифов для разных почтовых отправлений;

- франшизная сеть приемных пунктов;

- трекинг посылки.

В ауле Акылбай Бурабайского района в 2014 году открылось первое в Акмолинской области отделение почтовой связи, которое будет оказывать услуги населению по классической схеме франшизы. Суть договора франшизы проста. Это передача прав оказания каких-либо услуг третьим лицам - в данном случае почтовых. После заключения соответствующего договора предприниматель оказывает услуги по приему и выдаче почтовых отправлений (корреспонденции, бандеролей и посылок) в течение всего времени работы магазина или, например, аптеки. Таким образом, у жителей сельской местности есть возможность в течение дня, без выходных и перерывов, пользоваться почтовыми услугами[13].

Это пилотный проект, реализованный в рамках плана по организации доступности почтовых услуг на селе, который также способствует развитию малого и среднего бизнеса. На примере аула Акылбай проведен анализ. Почтовое отделение расположилось практически в центре аула Акылбай в магазине местного предпринимателя Александра Собчука. Вместе с арендой помещения между ним и АО «Казпочта» был подписан договор франшизы.

С 9.00 до 14.30 можно оплатить коммунальные квитанции, получить пенсию, денежный перевод или социальное пособие. Во второй половине дня - отправить или получить письмо, бандероли, обратившись к продавцам магазина. Оплатить коммунальные услуги, пополнить баланс сотового телефона тоже возможно, но уже посредством терминала, единственного, во всем ауле.

Услуги почты по-прежнему востребованы у населения. Бумажных писем, телеграмм, конечно, стало меньше. Почту людям заменил интернет. Зато стало больше бандеролей и посылок. К примеру, люди все чаще стали прибегать к услугам интернет-магазинов, вот тут без услуг почты никак не обойтись.

2.2. Предложение модели Франчайзинга приемлемой для АО «Казпочта» на основе анализа зарубежного опыта

Внедрение франчайзинга в АО «Казпочта» возможно по двум сценариям. Первый сценарий менее эффективен и в нем присутствует ограниченное количество услуг. Согласно первому сценарию, АО «Казпочта» – компания, представляющая собой центральный аппарат с широкой сетью собственных отделений а также с сетью отделений, переданных во франчайзинг. На рисунке 1 представлена схема действия первого сценария модели Франчайзинга в АО «Казпочта».


АО «Казпочта» ЦА

Сеть

АО «Казпочта»

3503 отделений

Франчайзинговая сеть

Рисунок 1 – Первый сценарий франчайзинговой сети АО «Казпочта»

Плюсы первого сценария франчайзинговой сети заключаются во внедрении только тех услуг, по которым по законодательству РК допускается передача третьим лицам; возможности внедрения в более короткий срок; дополнительных точках доступности по оказанию услуг населению; сокращению расходов на содержание отделений. Минусы первого сценария выражаются в отсутствии возможности полной передачи всех услуг во франчайзинг приводит к необходимости сохранять собственные отделения; невыгодных условиях для Франчайзи т.к. маленький пакет передаваемых услуг несет низкий доход. Второй сценарий имеет более высокие перспективы для АО «Казпочта» с расширением количества услуг. В соответствии со вторым сценарием, АО «Казпочта» - компания, представляющая собой центральный аппарат, создающий продукты, предоставляющий агентские услуги, осуществляющий мониторинг, управление, сопровождение и поддержку сети отделений, из которых часть переданы во франчайзинг. На рисунке 2 схематически изображена реализация второго сценария.

Казпочта

ЦА

Сеть АО «Казпочта»

Крупные компании с собственной сетью.

Частные компании, ТОО, ИП

Франчайзинговая сеть АО «Казпочта»

Рисунок 2 – Схема реализации второго сценария развития франчайзинговой сети для АО «Казпочта»

Плюсы второго наиболее приемлемого сценария развития франчайзинговой сети для АО «Казпочта» заключаются в увеличении пакета услуг позволит полностью осуществить замещение собственного отделения франчайзингом; сокращении расходов на содержание отделений; выгодных условиях для Франчайзи; дополнительных точках доступности по оказанию услуг населению. Минусами данного сценария можно считать необходимость внесения изменений в законодательство РК; необходимость дополнительной отработки процессов оказания всех услуг на возможность оказания их третьими лицами; более длительный срок внедрения; дополнительные риски контроля работы франчайзинговых точек и качества оказания услуг и имиджевый риск.

Организация франчайзинга требует к себе особого внимания. При этом хорошо работает обратная связь: люди видят франчайзинговую точку в своем городе и хотят открыть такую же. Сеть растет. И судя по тому, с какой скоростью открываются точки франчайзинговых компаний и как эффективно происходит развитие франчайзинга, АО «Казпочта» движется в правильном направлении. Главным условием успешного развития франчайзинговой сети является наличие уникального продукта и уникальной же технологии его продвижения[14].


Несмотря на популярность франчайзинга как инструмента развития бизнеса, такая важная проблема, как разработка инструментария управления франчайзинговой сетью, практически не привлекала внимания. Специалисты в области экономической теории, прежде всего, работают в области выявления природы франчайзинговых отношений, тогда как специалисты в области теории и практики управления занимаются анализом достоинств и недостатков франчайзинга и применением его для повышения эффективности ведения бизнеса. Отсутствие инструментов менеджмента франчайзинговой сети очевидно снижает качество управления ею. Франчайзеры вынуждены либо действовать интуитивно, методом проб и ошибок, справляясь с каждой непредвиденной ситуацией в ручном режиме, либо использовать инструменты, разработанные для традиционных иерархических предприятий, в меру своих сил адаптируя их к специфике франчайзинга (Kotlyarov, 2013).

В данном исследовании мы сделаем попытку наметить пути разработки методов стратегического управления франчайзинговой сетью АО «Казпочта», поскольку именно на стратегическом уровне наблюдается острая нехватка управленческих методик. По сути, весь предложенный для франчайзера инструментарий менеджмента затрагивает только тактический уровень — отбор франчайзи, текущее взаимодействие с ними и т. д. Отметим, что в случае с франчайзи разработан достаточно большой набор инструментов принятия стратегических решений (в частности, алгоритм принятия решения об использовании франчайзинга) (Kotliarov, 2013).

По нашему мнению, стратегический уровень управления франчайзингом в АО «Казпочта» должен включать в себя следующие элементы.

1. Принятие принципиального решения об использовании франчайзинга. Очевидно, что ему предшествует принятие решения о целесообразности открытия дополнительных точек, однако оно относится не к стратегическому управлению франчайзинговой сетью, а к стратегическому управлению предфранчайзинговой стадией существования будущего франчайзера. Это связано с тем, что решение о целесообразности открытия новых точек принимается исходя не из стратегии развития франчайзинговой сети (которая пока еще не создана), а из стратегии развития фирмы на ее предфранчайзинговой стадии[15].

2. Формирование франчайзингового пакета (франшизы, т. е. того набора интеллектуальной собственности, который будет предоставляться в пользование франчайзи) и определение размера и механизма взимания платы за него. Данные пакет для АО «Казпочта» будет включать почтовые услуги (прием и выдача регистрируемых почтовых отправлений (письма, посылки); розничная продажа газет и журналов); финансовые услуги (прием платежей (коммунальные платежи, налоги, пенсионные и социальные платежи, платежи в пользу контрагентов и банков; переводы без открытия счета Salem tenge); иные услуги (реализация товара (конверты, открытки, упаковочная тара).


3. Разработка системы ценностей франчайзинговой сети.

Для АО «Казпочта» система ценностей представлена:

- своевременность доставки писем, посылок, денежных переводов, газет, - является приоритетом деятельности;

- доступность услуг;

- высокое качество доставки с соблюдением всех технических регламентов.

4. Разработка критериев отбора перспективных рынков (для определения тех географических зон, где франчайзер планирует открыть свои точки). Для компании АО «Казпочта» необходимо разработать сеть франчайзинга не только в крупных городах, но и небольших поселках, отдаленных от густонаселенных пунктов. Это очень важно, так как повысит престиж компании.

5. Принятие решения о применении нетрадиционных методов франчайзинга (мастер-франчайзинг, конверсионный франчайзинг и т. д.). Иначе говоря, АО «Казпочта» необходимо определиться, будет ли он для повышения эффективности работы своей сети отказываться от прямого взаимодействия с франчайзи на отдельных рынках (и прибегать к посредничеству мастер-франчайзи) и готов ли он видеть в составе своей сети сложившиеся предприятия с наличием определенного опыта и имиджа (при конверсионном франчайзинге).

6. Разработка алгоритма отбора потенциальных франчайзи. Выше мы говорили, что отбор франчайзи относится к тактическому уровню управления, здесь же мы включаем его в элементы стратегического управления. Между двумя этими утверждениями нет противоречия: к тактическому уровню относится непосредственная процедура организации отбора франчайзи (сбор заявок, регламент их оценки, процедура проведения собеседования с потенциальными франчайзи и т. д.) (Narkevich, 2013). На стратегическом же уровне АО «Казпочта» необходимо определить, по каким параметрам будет оцениваться потенциальный франчайзи, и составить портрет идеального кандидата (т. е. задать желаемые значения характеристик франчайзи и определить максимально допустимые отклонения от них). В том случае, если предполагается использовать конверсионный франчайзинг и мастер-франчайзинг, то для отбора таких франчайзи также должны быть разработаны специальные алгоритмы (поскольку методики отбора франчайзи-новичков для таких ситуаций не подходят).

7. Разработка алгоритма оценки эффективности функционирования франчайзи. Речь идет о разработке перечня критериев, которым должен соответствовать франчайзи в разные периоды развития своего бизнеса. Полагаем, что АО «Казпочта» нужно ввести нормативы объема сделанной работы франчайзи и эффективности его деятельности путем расчета экономических показателей.