Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одной причиной возникновения проблем у франчайзеров является несогласованность интересов как внутри компании, так и во взаимоотношениях с партнерами-франчайзи. Несогласованность интересов между сторонами становится причиной особенно больших неудач, т. к. франчайзинг является специфической формой взаимодействия, существенно отличающейся от других способов развития бизнеса. Несогласованность интересов внутри предприятия-франчайзера АО «Казпочта» приведет к возникновению таких негативных факторов, как: отсутствие баланса между полномочиями (правами) и ответственностью менеджеров, участвующих в реализации франчайзингового проекта; получение руководством устаревшей и неадекватной информации; отсутствие целостной картины положения дел на предприятии; непрозрачность материально-финансовых потоков; информационная перегруженность высшего руководства.

Отношения с франчайзи, с одной стороны, строятся как отношения с контрагентом, а с другой – как с собственным структурным подразделением (например, в вопросах соблюдения единой технологии бизнеса). При этом франчайзи не является подчиненным лицом, которым можно командовать, но и не абсолютно свободен от АО «Казпочта».

Зачастую франчайзеры рассматривают расширение своего бизнеса с помощью франчайзи как развитие сети собственных представительств (не в юридическом, а в прямом значении). Тем самым они совершают существенную ошибку: и АО «Казпочта» и франчайзи являются двумя независимыми юридическими лицами. Поэтому появляется необходимость согласования всех вопросов, касающихся делового сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, и закрепления договоренностей в специальном соглашении, в котором должны быть как минимум следующие условия:

  • право и порядок использования торговой марки, фирменной услуги, идеи, имиджа, ноу-хау и т. д.;
  • право и порядок регулирования и контроля;
  • обязательства по обеспечению предварительного обучения и поддержки;
  • обязательство по соблюдению единых стандартов качества;
  • ограничение хозяйственной территории;
  • порядок взаиморасчетов с учетом специфики платежа-роялти;
  • особенности, касающиеся инвестирования.

О согласовании интересов необходимо помнить не только в момент заключения соглашения, но и на протяжении всего пути реализации франчайзингового проекта.

Франчайзинг предполагает осуществление взаимодействия на принципах партнерского равноправия. Компания должна осознавать, что франчайзинг – это не вертикальная иерархия, на вершине которой АО «Казпочта» командует подчиненными ему франчайзи, а взаимодействие равных партнеров, права и обязанности которых закреплены специальным документом – франчайзинговым соглашением.


Система платежей франчайзи АО «Казпочта» должна быть построена таким образом, чтобы каждой из сторон было экономически невыгодно отделяться друг от друга и действовать автономно. Как только вектор распределения перемещается в какую-нибудь одну сторону – справедливость отношений теряется и отрицательный исход неизбежен.

Выручка, образующаяся в результате совместных усилий двух компаний, изначально формируется у франчайзи и только потом распределяется. Залогом устойчивости и соответственно успеха проекта будет справедливое распределение этой выручки, обеспечивающее покрытие затрат франчайзера на осуществление франчайзингового взаимодействия, а также получение некой прибыли. В то же время данное распределение должно обеспечивать франчайзи такую прибыль, которая превышала бы прибыль, получаемую им автономно. Мы разработали модель по преодолению рисков франчайзинга в АО «Казпочта» на рисунке 4.

Обе стороны (франчайзер и франчайзи) должны быть уверены, что франчайзинговый проект для них выгоден, а прибыль, получаемая каждым из предприятий, взаимодействующих в системе франчайзинга, – не меньше той прибыли, которую они получили бы, функционируя независимо.

Существуют специальные методики расчета прибыли, с которыми франчайзер вполне способен справиться самостоятельно. Главное – не стремиться к наживе на франчайзи, т. к. рано или поздно партнер это почувствует и начнет наживаться на франчайзере.

Следует избегать и другой крайности: разрабатывая свою систему поддержки франчайзи, компании излишне увлекаются этим процессом и предлагают своим партнерам неоправданно большой объем услуг. Помощь и поддержка должны укладываться в рамки того, что действительно необходимо.

Одной из серьезнейших причин, ведущих к провалу франчайзингового проекта, является переоценка франчайзером своих возможностей. Поэтому первое, что должна сделать АО «Казпочта», – оценить готовность своего предприятия к запуску и поддержке франчайзингового проекта. Для этого необходимо: выяснить, стандартизированы ли процедуры ведения бизнеса; оформить и защитить объекты интеллектуальной собственности; оценить структуру управления и способность персонала к осуществлению франчайзингового проекта; определить размер издержек, предшествующих получению прибыли; проанализировать и оценить существующие товаропроводящие сети, рынки, на которых предполагается работать, состояние конкурентов; оценить возможность постоянной поддержки франчайзи; определить политику привлечения франчайзи и критерии их отбора; установить все выплаты, которые будут производить франчайзи; разработать стратегию окончания игры, т. к. в течение действия франчайзингового проекта могут возникнуть ситуации, требующие прекращения отношений с франчайзи и др.


Рисунок 4 – Преодоление рисков работы с франчайзи для АО «Казпочта»

Еще до вступления в сделку с франчайзи АО «Казпочта» должно быть готово к адекватной, последовательной структурной и функциональной перестройке своей системы управления. Неготовность и невозможность осуществить такую перестройку – одна из главных причин неудач. Причем эта перестройка даже при последовательном ее проведении по мере развития проекта потребует дополнительных затрат. Например, даже запуску пилотного проекта должен предшествовать расчет экономической эффективности внедрения франчайзинговой системы.

Как уже отмечалось, обязанностью франчайзера является поддержка франчайзи, а значит, необходим высококвалифицированный многопрофильный персонал, который должен выступать перед франчайзи в качестве консультантов. Такой персонал стоит дорого, следовательно, и здесь необходимы обдуманный подход и экономические расчеты.

После исследования основных причин возникновения проблем у компаний-франчайзеров следует наметить и пути их преодоления. При этом важно понимать, что сфера франчайзинговых отношений – предприниматель­ская и для нее фактор риска характерен всегда. Однако и рисками можно управлять, но это уже тема отдельной статьи.

В качестве дополнительного комментария хотелось бы отметить, что франчайзинг как формат бизнес-отношений претерпевает сейчас некие изменения, заключающиеся в качественно ином подходе при выборе компаниями своих партнеров. Впрочем, это характерно для всего бизнеса в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с изложенным материалом исследования, подведем основные итоги в форме выводов.

Полагаем, что франчайзинг давно и прочно вошел в число наиболее привлекательных способов развития бизнеса и инвестиционных проектов в Казахстане, поскольку позволяет крупному, среднему и малому бизнесу достаточно быстро развить свои технологии с целью продвижения товаров, работ и услуг на рынке. Тиражирование идей и технологий позволяет людям с минимальными рисками стать собственниками успешного бизнеса, добиться финансовой независимости и получения максимальной прибыли.

Проведя анализ сущности франчайзинга, можно сформулировать следующее авторское определение. Франчайзинг – это правоотношение, система тесно взаимосвязанных правовых и экономических связей, форма (способ) организации и осуществления предпринимательской деятельности, представляющая собой урегулированную нормами права целостную систему отношений, реализуемых с помощью комплекса взаимосвязанных правовых средств для достижения конкретного экономического результата, основанных на договоре франчайзинга и иных сопутствующих договорных отношениях между лицом, предоставляющим комплекс исключительных и иных прав (франчайзером), и лицом, приобретающим данные права (франчайзи) в различных сферах предпринимательской деятельности (производственной, торговой, посреднической и др.).


Услуги АО «Казпочта» по-прежнему востребованы у населения. Бумажных писем, телеграмм, конечно, стало меньше. Почту людям заменил интернет. Зато стало больше бандеролей и посылок. К примеру, люди все чаще стали прибегать к услугам интернет-магазинов, вот тут без услуг почты никак не обойтись.

Внедрение франчайзинга в АО «Казпочта» возможно по двум сценариям. Первый сценарий менее эффективен и в нем присутствует ограниченное количество услуг. Согласно первому сценарию, АО «Казпочта» – компания, представляющая собой центральный аппарат с широкой сетью собственных отделений а также с сетью отделений, переданных во франчайзинг.

Второй сценарий имеет более высокие перспективы для АО «Казпочта» с расширением количества услуг. Плюсы второго наиболее приемлемого сценария развития франчайзинговой сети для АО «Казпочта» заключаются в увеличении пакета услуг позволит полностью осуществить замещение собственного отделения франчайзингом; сокращении расходов на содержание отделений; выгодных условиях для Франчайзи; дополнительных точках доступности по оказанию услуг населению. Минусами данного сценария можно считать необходимость внесения изменений в законодательство РК; необходимость дополнительной отработки процессов оказания всех услуг на возможность оказания их третьими лицами; более длительный срок внедрения; дополнительные риски контроля работы франчайзинговых точек и качества оказания услуг и имиджевый риск.

Организация франчайзинга требует к себе особого внимания. При этом хорошо работает обратная связь: люди видят франчайзинговую точку в своем городе и хотят открыть такую же. Сеть растет. И судя по тому, с какой скоростью открываются точки франчайзинговых компаний и как эффективно происходит развитие франчайзинга, АО «Казпочта» движется в правильном направлении. Главным условием успешного развития франчайзинговой сети является наличие уникального продукта и уникальной же технологии его продвижения.

По нашему мнению, стратегический уровень управления франчайзингом в АО «Казпочта» должен включать в себя следующие элементы.

1. Принятие принципиального решения об использовании франчайзинга.

2. Формирование франчайзингового пакета (франшизы, т. е. того набора интеллектуальной собственности, который будет предоставляться в пользование франчайзи) и определение размера и механизма взимания платы за него. Данный пакет для АО «Казпочта» будет включать почтовые услуги (прием и выдача регистрируемых почтовых отправлений (письма, посылки); розничная продажа газет и журналов); финансовые услуги (прием платежей (коммунальные платежи, налоги, пенсионные и социальные платежи, платежи в пользу контрагентов и банков; переводы без открытия счета Salem tenge); иные услуги (реализация товара (конверты, открытки, упаковочная тара).


3. Разработка системы ценностей франчайзинговой сети. Для АО «Казпочта» система ценностей представлена: своевременность доставки писем, посылок, денежных переводов, газет, - является приоритетом деятельности; доступность услуг; высокое качество доставки с соблюдением всех технических регламентов.

4. Разработка критериев отбора перспективных рынков (для определения тех географических зон, где франчайзер планирует открыть свои точки). Для компании АО «Казпочта» необходимо разработать сеть франчайзинга не только в крупных городах, но и небольших поселках, отдаленных от густонаселенных пунктов. Это очень важно, так как повысит престиж компании.

5. Принятие решения о применении нетрадиционных методов франчайзинга (мастер-франчайзинг, конверсионный франчайзинг и т. д.).

6. Разработка алгоритма отбора потенциальных франчайзи. Выше мы говорили, что отбор франчайзи относится к тактическому уровню управления, здесь же мы включаем его в элементы стратегического управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 г. № 330-2 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» // [www.pavlodar.com/zakon/?doc=02103&all=all].
  2. Шахова М.С. Развитие системы франчайзинг в малом бизнесе: Дисс. канд. экон. наук. М., 1994. – 240 с.
  3. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Гарадики, 2016. – 162 с.
  4. Титова М.Н. О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности // Право и экономика. 2014. № 9. – С. 28–29.
  5. Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2013. – 114 с.
  6. Каткова М.Н. Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы // Предпринимательское право. 2014. № 2. – С. 14–15.
  7. Казпочта начинает работать по франшизе и запускает дроны // https://forbes.kz/finances/markets/kazpochta_nachinaet_rabotat_po_franshize_i_zapuskaet_dronyi.
  8. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АО «КАЗПОЧТА» до 2022 года // https://post.kz/uploads/content/files/Strategy.pdf.
  9. Франшиза от АО «Казпочта» // от 18.08.2014   Информбюро №97 19 августа 2014 года.
  10. Наркевич Е.Г. Критерии отбора франчайзи // В мире научных открытий. 2013. № 4. С. 48-65.
  11. Наркевич Е.Г. Алгоритм внедрения франчайзинга франчайзером // Экономика и экологический менеджмент (электронный научный журнал). 2013. № 2.
  12. Плотников В.А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10. С. 23-26.
  13. Тушавин В.А. Аутсорсинг: проблемы и практика применения для целей повышения качества услуг в области информационно-коммуникационных технологий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 1.
  14. International Franchise Association is the world's oldest and largest organization representing franchising worldwide // www.franchise.org.
  15. The History of Franchising // www.thebfa.org/about-franchising/the-history-of-franchising.
  16. European Community Law after 1992 A practical guide for lawyers outside the Common Market Kluwer Deventer, 1993 P 493-550.
  17. Abell, Philip Mark. European Union: How Effective Is The Regulation Of Franchising In The EU?.