Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов и методов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах Налогового Кодекса РФ, что однозначно определяет актуальность выбранной темы курсовой.

Цель работы состоит в выявлении основных целей, задач, направлений в формировании и применении учетной политики для целей налогообложения, разработать пути её совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить задачи:

  • изучить теоретические аспекты налогового учёта в целях налогообложения;
  • изучить элементы учётной политики в целях налогообложения;
  • на примере конкретного предприятия провести анализ основных направлений учётной политики в целях налогообложения.

Согласно цели и поставленных задач, в качестве объекта исследования было выбрано ООО «Лента»

Предмет исследования учётная политика в целях налогообложения в ООО «Лента»

«Лента» – первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Компания была основана в 1993 г. в Санкт-Петербурге. «Лента» управляет 233 гипермаркетами в 84 городах по всей России и 125 супермаркетами в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Уральском и Центральном регионах с общей торговой площадью 1 403 145 кв.м.

Курсовая работа состоит из структурных частей: введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава основной части содержит подробное описание теоретических аспектов вопросов, связанных с учётной политикой в целях налогообложения.

Вторая глава раскрывает особенности практической реализации темы курсовой, представляет результаты анализа основных направлений учётной политики в целях налогообложения в ООО «Лента».

Третья глава представляет описание направлений совершенствования учётной политики в целях налогообложения.

Основные вывод по курсовой работе вынесены в заключение.

Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию учётной политики в целях налогообложения в ООО «Лента».


1 Теоретические аспекты учётной политики для целей налогообложения

1.1 Учётная политика: определение, цели и задачи

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ: 21 «Налог на добавленную стоимость» - п. 12 ст. 167; 25 «Налог на прибыль организаций» - ст. 313; 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» - п. 2 ст. 339; 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» - п. 16 ст. 346.38. Понятно, что для подавляющего большинства организаций основной интерес представляют два первых налога [1].

Учетная политика должна утверждаться приказом руководителя. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому он составляется в произвольной форме. Конкретные положения учетной политики можно или вписать в текст этого приказа, или утвердить в форме приложений. Составлять новую учетную политику каждый год не нужно. В налоговом учете работает принцип последовательности. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения. Для изменения учетной политики необходимо наличие одного из следующих обстоятельств (ст. 313 НК РФ): изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности компании; изменение законодательства о налогах и сборах. В первом и втором случаях изменения в учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В последнем - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. Вновь созданные компании обязаны применять учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы компании. Для налога на прибыль никаких конкретных сроков не установлено. Обратите внимание! Учетная политика едина для всей компании и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, в этом случае учетную политику придется предъявить в течение десяти рабочих дней после получения требования о представлении документа (ст. 93 НК РФ).
Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами [1].


Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств.

Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения

Характеристика

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.


Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.

В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств [].

Согласно7 ст. 167 НК РФ принятая учетная политика в целях налогообложения [1]:

  • утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
  • применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения приказом, распоряжением руководителя;
  • является обязательной для всех обособленных подразделений данной организации;
  • для вновь созданных организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.
  • Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается в случае изменения:
  • положений законодательства о налогах и сборах - не ранее момента вступления в силу изменений в законодательстве;
  • применяемых методов учета - с начала нового налогового периода.

При разработке учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета организации зачастую стоят перед выбором между двумя целями: минимизировать доходы и прибыли и, следовательно, налоги, либо максимизировать финансовые результаты для повышения инвестиционной привлекательности. Лишь в случае разработки самостоятельной налоговой и бухгалтерской учетной политики возможно достижение этих двух целей.


1.2 Формирование и применение основных элементов учётной политики в целях налогообложения

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается приказами (распоряжениями) ее руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения. Соответственно такой приказ (распоряжение) должен быть оформлен последними числами предыдущего года. Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода и применяет со дня своего создания.

Основные элементы учётной политики в целях налогообложения представлены в таблице А.1 Приложения А [10].

В учетной политике необходимо отражать:

1) Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций.

НДС, предъявленный поставщиком, включается в стоимость приобретенных имущественных прав, которые будут использоваться в необлагаемой деятельности. НДС предъявляется к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным только для облагаемых НДС операций. Учетная устанавливает порядок учета сумм входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, относящимся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности, принимающихся к вычету, либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Определение пропорции исходит из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

2)В учетной политике устанавливается порядок расчета НДС, не противоречащий нормам Налогового кодекса. Например, если у организации налоговым периодом является квартал, то нельзя определить в учетной политике, что НДС будет распределяться по итогам календарного месяца. Налогоплательщик сам определяет какую стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав нужно брать для расчета пропорции, т.к. Налоговый кодекс это не определяет.