Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Ведение раздельного учета, так же определяется в учетной политике:

- аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); - с помощью введения дополнительных счетов, на основании банных бухгалтерского учета

В аналогичном порядке ведут раздельный учет сумм налога налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается [4].

Налогоплательщик имеет право не распределять входной НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью и в полном объеме принимать его к вычету в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации, которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.

В учетной политике организации лучше прописать один из вариантов [8]:

- использовать свое право на вычет НДС в полном объеме при выполнении условий, установленных Налоговым кодексом;

- независимо от доли расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав в общей сумме расходов на производство распределять входной НДС в соответствующей доле.

Если выбираем первый вариант в учетной политике необходимо предусмотреть, как будет определяться совокупная величина расходов на производство:

  • к совокупным расходам относятся исключительно прямые расходы на производство, определяемые по данным бухгалтерского учета;
  • к совокупным расходам относятся прямые и косвенные расходы на производство, определяемые по данным бухгалтерского учета
  • иным способом.

Формально, только производственные организации могут позволить не вести раздельный учет НДС, потому что у торговых организаций расходов на производство. Которые являются критерием для расчета права на её применение, нет.

Однако указанные рекомендации отменены, а официальной точки зрения по данному вопросу нет. Представляется, что и в настоящее время налогоплательщики, не осуществляющие производственную деятельность, вправе воспользоваться этой нормой, иначе будет нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.


По мнению Минфина РФ и налоговой службы, норма, предусмотренная абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, применяется только налогоплательщиками НДС. Организации, являющиеся в отношении отдельных видов деятельности налогоплательщиками ЕНВД, не вправе принимать к вычету НДС в полном объеме. Мнения арбитражных судей по рассматриваемому вопросу разделились.

3)Раздельный учет операций, облагаемых по ставке 0%.

Обязательным элементом учетной политики является порядок определения сумм НДС, относящихся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, если организация осуществляет такие операции. Налоговый кодекс РФ не устанавливает вариантов ведения раздельного учета. Налогоплательщикам должен о разработать их самостоятельно.

Главными критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемых к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут быть [5]:

  • стоимость реализуемых товаров;
  • фактические расходы;
  • себестоимости готовой продукции;
  • иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности.

Нужно обеспечить раздельный учет налоговой базы, так как по операциям, облагаемым по ставке 0%, она определяется в особом порядке и исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Ведения раздельного учета делится на аналитический и на основании данных бухгалтерского учета с введением дополнительных субсчетов к счетам 19, 90, 62, 68 и т. д.

4)При длительном цикле производства в учетной политике необходимо определить один из вариантов исчисления НДС при получении оплаты (авансов) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):

  • НДС не исчисляется;
  • НДС исчисляется.

При использовании первого варианта организация должна определить порядок распределения входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства с длительным производственным циклом и другого вида деятельности. Налогоплательщик устанавливает его самостоятельно [9].

- НДС может распределяться пропорционально сумме прямых расходов на производство на основании данных бухгалтерского учета;

- организация выбирает иные показатели с учетом особенностей своей деятельности, например, пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Раздельный учет ведется:

  • аналитически;
  • на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 90, 19, 10, 20, 26 и т.д.

5) В учетной политике можно отразить порядок документооборота в целях исчисления НДС. К примеру, нумеровать счет-фактуры, начиная с 1-го числа каждого календарного года (квартала, месяца).

Если организация имеет обособленные подразделения, то в учетной политике она должна отразить порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (в виде раздело), также определяются сроки предоставления всех документов в головную организацию для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.

Учетная политика является одним из способов создания оптимальной системы налогового учета, способствующая минимизации рисков и защищающая интересы налогоплательщиков в случае разногласия с налоговыми органами.

В следующей главе рассмотрен пример учётной политики в целях налогообложения в ООО «Лента».

2 Анализ основных направлений учётной политики в ООО «Лента»

2.1 Общая характеристика ООО «Лента»

«Лента» – первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Компания была основана в 1993 г. в Санкт-Петербурге. «Лента» управляет 233 гипермаркетами в 84 городах по всей России и 125 супермаркетами в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Уральском и Центральном регионах с общей торговой площадью 1 403 145 кв.м. Средняя торговая площадь одного гипермаркета «Лента» составляет около 5 600 кв.м, средняя площадь супермаркета – 900 кв.м. Компания оперирует семью собственными распределительными центрами.

Компания развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей. По состоянию на 30 июня 2017 г. штат Компании составлял 40 400 человек.

Миссия компании – «Мы работаем для того, чтобы люди в России жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день».

Долгосрочные цели на 2017-2020 гг.

  • Войти в тройку ведущих мультиформатных продовольственных ритейлеров России и стать крупнейшей сетью гипермаркетов, чтобы получить максимум преимуществ от поставщиков и экономии масштаба в фиксированных расходах;
  • Последовательный акцент на прибыльном росте, баланс между капитальными вложениями и возвратом инвестиций (IRR на уровне 20%), чтобы сохранить лучшие на рынке показатели доходности;
  • Укреплять устойчивое финансовое положение, придерживаться консервативного подхода к долговой нагрузке;
  • Инвестиции в развитие человеческого капитала, нацеленные на поддержание команды «Ленты» на высшем уровне в розничной отрасли;
  • Удвоить торговую площадь до конца 2020 г.;
  • Создать новые форматы для дальнейшего роста бизнеса.

Развитие Гипермаркетов:

  • Открывать органически 150-200 тыс. кв.м торговой площади ежегодно, долгосрочный потенциал рынка в целевых городах – около 400 новых гипермаркетов;
  • Приоритет в среднесрочной перспективе – Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города; продолжение развития в городах присутствия, а также выход в менее крупные новые города;
  • Новые инвестиции и повышение эффективности сети для увеличения возврата на капитал и создания возможностей для выхода в мелкие населенные пункты.

Развитие Супермаркетов:

  • Существенно нарастить число открытий супермаркетов, увеличив их торговую площадь в 8 раз до 2020 г. (до 15-20% от общей торговой площади Компании);
  • Расширить сеть супермаркетов вокруг существующих распределительных центров, начиная с 2017 г.;
  • Основной акцент на арендной схеме развития, с сохранением в собственности 20-30% торговой площади.

Устойчивый рост рентабельных сопоставимых продаж благодаря:

Использованию информации о поведении покупателей, получаемой с помощью карт лояльности, как для совершенствования традиционного подхода к продажам, так и для разработки новых инструментов:

  • анализ покупательской корзины для повышения среднего чека и принятия ценовых решений;
  • управление продвижением товаров: изучение степени интереса различных категорий покупателей к различным акциям /выгодным предложения, в том числе реакции в отношении цен на товары, участвующие в соответствующих акциях;
  • управление категориями товаров: принятие решений по ассортименту исходя из понимания потребностей покупателей;
  • мерчандайзинг и планировка торговых площадей: планировка магазина исходя из поведения наиболее значимых категорий покупателей;
  • регулярное проведение маркетинговых кампаний в СМИ;
  • разработка инструментов прямого маркетинга на основе использования различных средств: купоны на кассе, рассылка по электронной почте, рассылка SMS, рассылка по обычной почте, киоски самообслуживания на территории магазина.

Укрепление текущих позиций:

Цель – первое или второе место на локальном рынке

  • Использование текущего уровня популярности бренда «Лента» для ускорения вывода новых магазинов на плановые показатели;
  • Использование знаний специфики местного рынка, а также уже существующей инфраструктуры цепочки поставок;
  • Дальнейшее повышение уровня охвата населения в регионах присутствия путем использования различных форматов магазинов в целях повышения степени удобства для покупателей;
  • Повышение уровня обслуживания в магазинах с повышенной нагрузкой за счет открытия новых удобно расположенных торговых точек для охвата текущей клиентской базы и новых покупателей.

Политика в области корпоративной социальной ответственности строится на шести принципах, определяющих наши повседневные взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами:

  • Создание привлекательных рабочих мест, обучение и развитие персонала
  • Низкие цены и удовлетворение запросов покупателей
  • Ориентация на работу с местными товаропроизводителями
  • Забота об окружающей среде
  • Инвестиции в экономику регионов и поддержка местных сообществ
  • Охрана труда и техника безопасности

В таблице 1 представлена динамика основных экономических показателей ООО «Лента». Таблица 2 составлена на основе данных Отчёта о финансовых результатах, представленного в Приложении В.

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности ООО «Лена» в период 2015-2017 года, в тыс. руб.

Показатель,

тыс. руб.

2015

2016

2017

Отклонение

2016/2015

Отклонение

2017/2016

Абс.

В%

Абс.

В%

Выручка

288201963

351342477

385130740

63140514

21,91

33788263

9,62

Себестоимость

218682698

266077174

287413892

47394476

21,67

21336718

8,02

Прибыль

до

налогообложения

28730221

12436904

8255401

-16293317

-56,71

-4181503

-33,62

Налог на прибыль

576404

1064891

642662

488487

84,75

-422229

-39,65

Прибыль чистая

26866870

9875975

6908748

-16990895

-63,24

-2967227

-30,04

Выручка ООО «Лента» имеет тенденцию к увеличению. К концу 2017 года по сравнению с 2016 годом выручка была увеличена на 9,62%. Но в 2016 году увеличение было значительно больше, оно составляло 21,91%.

Прибыль чистая предприятия к концу 2017 года была уменьшена на 30,04%, а к концу 2016 года снижение прибыли составило 63,24%.

Снижение прибыли в 2017 году обусловлено ростом показателя себестоимости на 8,02%, а в 2016 году рост показателя себестоимости был увеличен на 21,67%.

Таблица 2 отражает изменение величины собственных средств, находящихся в распоряжении ООО «Лента». Таблица 3 построена на основании данных баланса, представленного в Приложении Б.