Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты учётной политики для целей налогообложения
1.1 Учётная политика: определение, цели и задачи
1.2 Формирование и применение основных элементов учётной политики в целях налогообложения
2 Анализ основных направлений учётной политики в ООО «Лента»
2.1 Общая характеристика ООО «Лента»
2.2 Учётная политика ООО «Лента» в целях налогообложения
3 Совершенствование учётной политики в целях налогообложения в ООО «Лента»
3.1 Разработка мероприятий совершенствования учётной политики в ООО «Лента»
3) Ведение раздельного учета, так же определяется в учетной политике:
- аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); - с помощью введения дополнительных счетов, на основании банных бухгалтерского учета
В аналогичном порядке ведут раздельный учет сумм налога налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается [4].
Налогоплательщик имеет право не распределять входной НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью и в полном объеме принимать его к вычету в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации, которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.
В учетной политике организации лучше прописать один из вариантов [8]:
- использовать свое право на вычет НДС в полном объеме при выполнении условий, установленных Налоговым кодексом;
- независимо от доли расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав в общей сумме расходов на производство распределять входной НДС в соответствующей доле.
Если выбираем первый вариант в учетной политике необходимо предусмотреть, как будет определяться совокупная величина расходов на производство:
- к совокупным расходам относятся исключительно прямые расходы на производство, определяемые по данным бухгалтерского учета;
- к совокупным расходам относятся прямые и косвенные расходы на производство, определяемые по данным бухгалтерского учета
- иным способом.
Формально, только производственные организации могут позволить не вести раздельный учет НДС, потому что у торговых организаций расходов на производство. Которые являются критерием для расчета права на её применение, нет.
Однако указанные рекомендации отменены, а официальной точки зрения по данному вопросу нет. Представляется, что и в настоящее время налогоплательщики, не осуществляющие производственную деятельность, вправе воспользоваться этой нормой, иначе будет нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.
По мнению Минфина РФ и налоговой службы, норма, предусмотренная абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, применяется только налогоплательщиками НДС. Организации, являющиеся в отношении отдельных видов деятельности налогоплательщиками ЕНВД, не вправе принимать к вычету НДС в полном объеме. Мнения арбитражных судей по рассматриваемому вопросу разделились.
3)Раздельный учет операций, облагаемых по ставке 0%.
Обязательным элементом учетной политики является порядок определения сумм НДС, относящихся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, если организация осуществляет такие операции. Налоговый кодекс РФ не устанавливает вариантов ведения раздельного учета. Налогоплательщикам должен о разработать их самостоятельно.
Главными критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемых к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут быть [5]:
- стоимость реализуемых товаров;
- фактические расходы;
- себестоимости готовой продукции;
- иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности.
Нужно обеспечить раздельный учет налоговой базы, так как по операциям, облагаемым по ставке 0%, она определяется в особом порядке и исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Ведения раздельного учета делится на аналитический и на основании данных бухгалтерского учета с введением дополнительных субсчетов к счетам 19, 90, 62, 68 и т. д.
4)При длительном цикле производства в учетной политике необходимо определить один из вариантов исчисления НДС при получении оплаты (авансов) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):
- НДС не исчисляется;
- НДС исчисляется.
При использовании первого варианта организация должна определить порядок распределения входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства с длительным производственным циклом и другого вида деятельности. Налогоплательщик устанавливает его самостоятельно [9].
- НДС может распределяться пропорционально сумме прямых расходов на производство на основании данных бухгалтерского учета;
- организация выбирает иные показатели с учетом особенностей своей деятельности, например, пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Раздельный учет ведется:
- аналитически;
- на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 90, 19, 10, 20, 26 и т.д.
5) В учетной политике можно отразить порядок документооборота в целях исчисления НДС. К примеру, нумеровать счет-фактуры, начиная с 1-го числа каждого календарного года (квартала, месяца).
Если организация имеет обособленные подразделения, то в учетной политике она должна отразить порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (в виде раздело), также определяются сроки предоставления всех документов в головную организацию для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Учетная политика является одним из способов создания оптимальной системы налогового учета, способствующая минимизации рисков и защищающая интересы налогоплательщиков в случае разногласия с налоговыми органами.
В следующей главе рассмотрен пример учётной политики в целях налогообложения в ООО «Лента».
2 Анализ основных направлений учётной политики в ООО «Лента»
2.1 Общая характеристика ООО «Лента»
«Лента» – первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Компания была основана в 1993 г. в Санкт-Петербурге. «Лента» управляет 233 гипермаркетами в 84 городах по всей России и 125 супермаркетами в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Уральском и Центральном регионах с общей торговой площадью 1 403 145 кв.м. Средняя торговая площадь одного гипермаркета «Лента» составляет около 5 600 кв.м, средняя площадь супермаркета – 900 кв.м. Компания оперирует семью собственными распределительными центрами.
Компания развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей. По состоянию на 30 июня 2017 г. штат Компании составлял 40 400 человек.
Миссия компании – «Мы работаем для того, чтобы люди в России жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день».
Долгосрочные цели на 2017-2020 гг.
- Войти в тройку ведущих мультиформатных продовольственных ритейлеров России и стать крупнейшей сетью гипермаркетов, чтобы получить максимум преимуществ от поставщиков и экономии масштаба в фиксированных расходах;
- Последовательный акцент на прибыльном росте, баланс между капитальными вложениями и возвратом инвестиций (IRR на уровне 20%), чтобы сохранить лучшие на рынке показатели доходности;
- Укреплять устойчивое финансовое положение, придерживаться консервативного подхода к долговой нагрузке;
- Инвестиции в развитие человеческого капитала, нацеленные на поддержание команды «Ленты» на высшем уровне в розничной отрасли;
- Удвоить торговую площадь до конца 2020 г.;
- Создать новые форматы для дальнейшего роста бизнеса.
Развитие Гипермаркетов:
- Открывать органически 150-200 тыс. кв.м торговой площади ежегодно, долгосрочный потенциал рынка в целевых городах – около 400 новых гипермаркетов;
- Приоритет в среднесрочной перспективе – Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города; продолжение развития в городах присутствия, а также выход в менее крупные новые города;
- Новые инвестиции и повышение эффективности сети для увеличения возврата на капитал и создания возможностей для выхода в мелкие населенные пункты.
Развитие Супермаркетов:
- Существенно нарастить число открытий супермаркетов, увеличив их торговую площадь в 8 раз до 2020 г. (до 15-20% от общей торговой площади Компании);
- Расширить сеть супермаркетов вокруг существующих распределительных центров, начиная с 2017 г.;
- Основной акцент на арендной схеме развития, с сохранением в собственности 20-30% торговой площади.
Устойчивый рост рентабельных сопоставимых продаж благодаря:
Использованию информации о поведении покупателей, получаемой с помощью карт лояльности, как для совершенствования традиционного подхода к продажам, так и для разработки новых инструментов:
- анализ покупательской корзины для повышения среднего чека и принятия ценовых решений;
- управление продвижением товаров: изучение степени интереса различных категорий покупателей к различным акциям /выгодным предложения, в том числе реакции в отношении цен на товары, участвующие в соответствующих акциях;
- управление категориями товаров: принятие решений по ассортименту исходя из понимания потребностей покупателей;
- мерчандайзинг и планировка торговых площадей: планировка магазина исходя из поведения наиболее значимых категорий покупателей;
- регулярное проведение маркетинговых кампаний в СМИ;
- разработка инструментов прямого маркетинга на основе использования различных средств: купоны на кассе, рассылка по электронной почте, рассылка SMS, рассылка по обычной почте, киоски самообслуживания на территории магазина.
Укрепление текущих позиций:
Цель – первое или второе место на локальном рынке
- Использование текущего уровня популярности бренда «Лента» для ускорения вывода новых магазинов на плановые показатели;
- Использование знаний специфики местного рынка, а также уже существующей инфраструктуры цепочки поставок;
- Дальнейшее повышение уровня охвата населения в регионах присутствия путем использования различных форматов магазинов в целях повышения степени удобства для покупателей;
- Повышение уровня обслуживания в магазинах с повышенной нагрузкой за счет открытия новых удобно расположенных торговых точек для охвата текущей клиентской базы и новых покупателей.
Политика в области корпоративной социальной ответственности строится на шести принципах, определяющих наши повседневные взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами:
- Создание привлекательных рабочих мест, обучение и развитие персонала
- Низкие цены и удовлетворение запросов покупателей
- Ориентация на работу с местными товаропроизводителями
- Забота об окружающей среде
- Инвестиции в экономику регионов и поддержка местных сообществ
- Охрана труда и техника безопасности
В таблице 1 представлена динамика основных экономических показателей ООО «Лента». Таблица 2 составлена на основе данных Отчёта о финансовых результатах, представленного в Приложении В.
Таблица 2
Основные экономические показатели деятельности ООО «Лена» в период 2015-2017 года, в тыс. руб.
Показатель, тыс. руб. |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2016/2015 |
Отклонение 2017/2016 |
||
Абс. |
В% |
Абс. |
В% |
||||
Выручка |
288201963 |
351342477 |
385130740 |
63140514 |
21,91 |
33788263 |
9,62 |
Себестоимость |
218682698 |
266077174 |
287413892 |
47394476 |
21,67 |
21336718 |
8,02 |
Прибыль до налогообложения |
28730221 |
12436904 |
8255401 |
-16293317 |
-56,71 |
-4181503 |
-33,62 |
Налог на прибыль |
576404 |
1064891 |
642662 |
488487 |
84,75 |
-422229 |
-39,65 |
Прибыль чистая |
26866870 |
9875975 |
6908748 |
-16990895 |
-63,24 |
-2967227 |
-30,04 |
Выручка ООО «Лента» имеет тенденцию к увеличению. К концу 2017 года по сравнению с 2016 годом выручка была увеличена на 9,62%. Но в 2016 году увеличение было значительно больше, оно составляло 21,91%.
Прибыль чистая предприятия к концу 2017 года была уменьшена на 30,04%, а к концу 2016 года снижение прибыли составило 63,24%.
Снижение прибыли в 2017 году обусловлено ростом показателя себестоимости на 8,02%, а в 2016 году рост показателя себестоимости был увеличен на 21,67%.
Таблица 2 отражает изменение величины собственных средств, находящихся в распоряжении ООО «Лента». Таблица 3 построена на основании данных баланса, представленного в Приложении Б.