Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Анализ монополизации рынка в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что хорошо известно, что монополия противоположность конкуренции, однако каждый участник конкурентного рынка стремится к монополизму, ведь именно наличие монопольной власти позволяет увеличивать прибыль, снижать объемы производства, минимизировать издержки и не бояться потери покупателей и снижения спроса на свою продукцию1 . Монополии неотъемлемая часть любой рыночной экономики точно также, как и конкуренция. Не обошел монополизм стороной и российскую экономику. В данной статье будут рассмотрены теория и практика российского монополизма.

В настоящий момент исследование современного российского монополизма особенно актуально по причине становления российского рынка и активной модернизации антимонопольного законодательства РФ с одной стороны, а с другой стороны, образования новых монополий на фоне кризисной ситуации в экономике, продажи предприятий и организаций в более конкурентоспособные руки, оказывающие зачастую пагубное воздействие на уровень цен. Именно монополисты имеют возможность "оставаться на плаву" в период экономического спада.

Объектом исследование является изучение процесса монополизации рынка.

Предметом курсовой работы является исследование функционирования монополий в теории и на прктике.

Целью выполнения курсовой работы является проведение теоретического и практического исследования монополизма.

Задачи, поставленные в ходе написания контрольной работы:

- изучить сущность монополии и ее виды;

- провести исследования Экономических и социальных последствий существования монополий;

- провести анализ монополизации рынка в России;

- провести сравнительный анализ регулирования монополий в Российской Федерации и США.

Методологической основой курсовой работы послужили методы: теоретического анализа,  изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, опроса экспертов, наблюдение, метод системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.

Нормативной базой исследования является Конституция Российской Федерации, федеральные законы в области регулирования монополий.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе, официальных данных Росстата.

Практическая значимость исследования состоит в выводах и предложениях сделанных по результатам оценки современного состояния монополизма в Российской Федерации.


Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.

1 Теоретические аспекты монополизации рынка

1.1 Сущность монополии и ее виды

В настоящее время проблемы конкуренции и монополии являются наиболее актуальными. Как показывает теория и практика самой эффективной на современном этапе развития общества является рыночная экономика.

Конкуренция – категория экономической теории, которая представляет собой соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Началом возникновения конкуренции считается меркантелизм. Но западные ученые отрицают их вклад в экономическую теорию, считая пионерами физиократов, которые рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений. Физиократы являлись сторонниками невмешательства государства в экономическую жизнь страны, противники монополий, защитники предпринимательской деятельности[1].

В некоторых отраслях и сферах конкуренция затруднена вследствие: технологических особенностей отраслей; исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков; наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги)[2].

Особенность монополии – наличие на рынке только одного производителя товара (или услуги). Это означает, что производитель может устанавливать свою цену и не бояться появления у него конкурентов. Барьеры при вступлении в эту отрасль непреодолимы. Продукция, которую производит фирма-монополист, уникальна и не имеет аналогов, что позволяет ей диктовать условия. Если потребители на них не согласны, то будут вынуждены обходиться без товаров или услуг монополиста. Монополии могут возникать по разным причинам и не следует придавать этому определению негативное значение.

Монополия может образовываться в результате защиты продукции компании патентом на изобретение, что позволяет только ей изготавливать эту продукцию. Также она может возникнуть вследствие применения авторских прав. Иногда монополия может образоваться по причине отсутствия аналогов, когда фирма только вышла на рынок со своей новой продукции[3].


Она специально не предпринимала меры, не пыталась «выдавить» конкурентов из отрасли, поскольку их просто нет. Такая монополия получила название открытой монополии. Особо рассматривают естественные монополии, которые связаны с использованием уникальных природных ресурсов. Она обычно полностью принадлежит государству, либо находится под его контролем. Сегодня практически все естественные монополии тем или иным образом контролируются государством. Также для монополии характерен минимальный риск в деятельности, обусловленный единственностью на рынке и возможностью влиять на государственные закупки, на ситуацию в своей отрасли и в других отраслях, что выгодно производителю.

Данные особенности и создают условия для существования монополии. Особый вклад в развитие монополии внес А.Маршалл. Он впервые опровергнул чистую конкуренцию. А.Маршалл считал монополию полной противоположностью конкуренции. Либо одно существует на рынке, либо другое. И если свободная конкуренция – это нормальное состояние экономики, то монополия есть антипод, т.е организация, которая уменьшает общественное состояние всегда и везде.

Монополия это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

В настоящее время понятие «монополия» используется в следующих значениях: чистая монополия – единственный продавец; монополия – это фирма, которая занимает на рынке господствующее положение; монополия есть структура рынка, где присутствует рыночная власть. Выделяют следующие виды монополии: предпринимательские, государственные и естественные .

Предпринимательские монополии возникают вследствие успешной конкуренции. Это компании, которые вырвались вперед и смогли накопить крупный рыночный потенциал. Но их монополизм носит временный характер, так как со временем более удачливые компании вытесняют менее удачливых.

Государственные монополии выражаются в привилегированном осуществлении государством каких-либо хозяйственно-финансовых операций. В советские времена была монополия государства на внешнюю торговлю. Естественная монополия – это такое состояние рынка, которое характеризуется двумя признаками, первый из которых действует на стороне спроса, или потребления.

Производство в условиях монополий обладает важной технологической особенностью, которая определяет его экономическую эффективность: для него характерно существенное понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объёмов.


Монополия имеет свои недостатки и преимущества. К преимуществам монополии можно отнести:

-укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов; в случае экономического кризиса, монополистические компании держатся дольше других[4];

- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства; часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;

- возможность монополий развивать научно-технический прогресс (НТР), поскольку монополии располагают значительными средствами, которые быстро окупятся.

Недостатками являются[5]:

блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;

замена экономического механизма формой административной диктатуры;

экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества продукции;

монополия ведёт к повсеместному завышению уровня цен, снижению объёмов производства и качества товаров; монополия делает всё, что хочет[6].

Теряется нормальная связь между производителем и потребителем, поскольку не учитываются реально существующие потребности потребителя. Заинтересованность малых предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т. е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Конкурентоспособность малого предприятия, прежде всего, объясняется тем потенциалом, который заложен в малом бизнесе и обусловлен такими качественными характеристиками как: гибкостью, мобильностью, оперативностью в принятии и выполнении управленческих решений; повышенной скоростью оборота капитала; ключевой ролью руководителя в деятельности предприятия т. д[7].

Эти качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать факторы конкурентоспособности предприятий.

Именно активное взаимодействие малых с крупными предприятиями можно отнести к одному из практических способов повышения конкурентоспособности и эффективности работы малых предприятий.

Так неоспоримым преимуществом малого предприятия перед крупным является его способность к гибкости и лавированию. Ведь, чтобы крупной корпорации разработать и внедрить новую технологию, необходим продолжительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). В случае целенаправленного стимулирования работы малого бизнеса по разработке новшеств гарантированными контрактами на их внедрение со стороны крупного бизнеса, гарантирован рост эффективности деятельности действующего малого предприятия и всплеск появления множества субъектов мелкого бизнеса.


Подводя итог выше изложенному можно сделать вывод, что В настоящее время понятие «монополия» используется в следующих значениях: чистая монополия – единственный продавец; монополия – это фирма, которая занимает на рынке господствующее положение; монополия есть структура рынка, где присутствует рыночная власть. Выделяют следующие виды монополии: предпринимательские, государственные и естественные .

Монополия может образовываться в результате защиты продукции компании патентом на изобретение, что позволяет только ей изготавливать эту продукцию. Особенность монополии – наличие на рынке только одного производителя товара (или услуги).

1.2 Экономические и социальные последствия существования монополий

В качестве основного последствия в экономической литературе называется монопольная власть над ценой товара. Данное последствие может носить как положительный так и отрицательный эффект. В случае, когда власть сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизованной продукции по доступным ценам, экономика однозначно останется только в выигрыше от установления монопольных цен. Однако,если степень контроля над ценой становится чрезмерной, то это оборачивается для экономики страны разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т.п.

В качестве негативных проявлений монополизации в данном случае можно назвать тайные соглашения о ценах и создание искусственных дефицитов. Найти эту границу власти над ценой, переход которой приведёт к негативным последствиям для экономики призвано антимонопольное законодательство, которое широко используется для контроля монопольной деятельности в с развитой рыночной экономикой.

В современной экономической литературе существуют экономически обоснованные теории наличия экономических потерь от существования и от монополизма выражены графически.

Рис. 1 Потери от монополизма[8]

Если бы цена устанавливалась на уровне точки E1 (точки пересечения кривой MC и кривой спроса D), то есть цена P1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции MC = P, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника P1P0E1. В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки E2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой E – пересечением MC и MR). При такой же цене – на уровне P2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2 меньше Q1.