Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Анализ монополизации рынка в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства. Больше значение имеют такие главные естественные монополии как «Газпром», РАО и «ЕЭС России», которые постоянно привлекают к себе внимание в связи с их влиятельностью на российскую экономику.

В том числе, «Транс нефть», министерство атомной энергетики, ПАО «Сбербанк», которые являются национальными монополиями, близкими по типу к вышеперечисленным трем монополиям. «Газпром», РАО «ЕЭС России» являются одной из важнейших частей госсектора, и даже всей экономики в целом. Не смотря на тот факт, что «Газпром» официально является АО, государственная доля в котором составляет всего 38 % , фактически неотъемлемая часть государственного сектора экономики[16].

Данные монополии занимают лишь 4 % рабочей силы, в то время как составляют 13,5 % валового внутреннего продукта; 20,6 % инвестиций; 16,2 прибыли; 18, 6 налоговых доходов консолидированного бюджета страны. Особенную роль играет «Газпром» в связи с его экспортным потенциалом: добавленную стоимость он образует больше, чем РАО и «ЕЭС России» в совокупности, при этом используя всего 300 тыс. единиц рабочей силы, а прибыли и налогов – вдвое больше.

Особое внимание привлекают естественные монополии из за их значительной роли в экономике и государственном секторе, что оправдывает рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в Парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в Правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

В условиях экономики Российской Федерации естественные монополии требуют строго государственного внимание. Это вызвано рядом экономических причин: Прежде всего, это размер компаний. Так, по показателям производства естественные монополии не уступают даже некоторым пирровым гигантам. Компания «Газпром» это лидер мирового масштаба по показателю полученной прибыли и это единственная компания России, которая представляет серьезную конкуренцию на международной арене. Во вторых, отечественные естественные монополии образуют бюджет государства.

Налоговые поступления «Газпрома» представляют четвертую часть всех получаемых налогов (к примеру, сфера банковской деятельности составляют лишь 4 % ). Однако, было 200 замечено, что при уменьшении контроля монополий со стороны государства, фирмы монополии становятся крупными неплательщиками налогов. В нашей стране инфляция имеет «затратный» характер, то есть в большей степени рост связан с повышением издержек производителей. Такой фактор инфляции, как рост денежной массы, вызывает лишь 15 20 % инфляционного процесса. Рост же издержек не влияет на инфляцию прямо, а действует через повышение инфляционного потенциала экономики: увеличение затрат приводит к нехватке доходов, необходимых для поддержания воспроизводства. Компенсация требует увеличения цен.


Однако, опережающий рост цент в описываемых отраслях вызывают усиление проблемы неплатежей, так как они, являясь высокомонополизированные структуры могут диктовать цены. Через установление высоких тарифов естественные монополи имеют возможность перекладывать бремя покрытия дополнительных денежных расходов на собственное производство с тех, кто не может их оплачивать, на тех, кто в состоянии это делать[17].

Таким образом, образуются условия для неплатежей. Но в тоже время, в трудные времена страны естественные монополии (а именно «Газпром» и РАО «ЕЭС России») помогают государству в решении очень важных проблем, неся социальные функции в качестве поставок газа, тепло и электроэнергии неэффективным и социально ориентированным потребителям. Продолжительное время был даже обширный список объектов, так называемых «неотключаемых потребителей», который был составлен в соответствии с решениями Президента и Правительства. То есть, определенных потребителей нельзя было лишать вышеперечисленных услуг ни при каких условиях. Это не было экономно относительно топлива и энергии на этих предприятиях, однако платеж за возможность использования ресурсов фактически не производилась.

В итоге, потребители должны были этим монополиям в значительных размерах.

Сегодня этот список сокращен и образуются способы по обеспечению своевременных платежей с выделением целевых средств из бюджета. Но финансирование данных расходов по – прежнему непостоянно. Несовершенство способов регулирования приводит к перераспределению доходов в пользу монополий. Исходя из своей власти, монополии стараются установить более высокую цену, чем производитель в условиях чистой конкуренции с теми же расходами. Монополисты могут облагать потребителей так называемым «частным налогом», что в конечном итоге приведет к заметному увеличению экономической прибыли. Иными словами, эти фирмы хотят обогатиться посредством остальной части общества.

Такую угрозу можно ожидать от монополий Росси, ведь МПС контролирует 77 % грузооборота, «Газпром» 94 % потребителей, а «ЕЭС России» и вовсе 98 % .

Неэффективная ценовая политика увеличивает ценовые диспропорции между регионами, ведёт к разрыву межрегиональных экономических связей. Высокие тарифы на различные виды транспорта, на газ, электроэнергию и связь, в качестве основополагающего фактора, парализуют межрегиональные связи.

В отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов имеет место высокая дифференциация цен и тарифов между отдельными потребителями, причём в отдельных регионах не только между населением и организациями бюджетной сферы, но и между отдельными коммерческими предприятиями[18].


Для установления равноправных отношений российский регионов друг с другом и таких отношений с государственными органами, обращая внимания на особенности каждого из 201 них; для снижения сильной разницы в социально экономическом развитии регионов; для поддержки и усиления территориальной целостности страны надо:

1. Разработать механизмы, для предотвращения влияния производителей одного региона на производителей другого региона.

2. Искоренить или снизить содержание несоответствий в цене и способы субсидирования покупателей, которые имеют место в разных сотрудничающих регионах.

3. Повлиять на эффективность межрегиональной кооперации. Проанализировав данные о естественных монополиях в России, хотелось бы подытожить все вышесказанное тем, что в связи с установленными условиями российской экономики, значение монополий огромна и в то же время противоречива.

Роль данных монополий стремительно увеличивает в условиях современного кризиса. Что касается непосредственно самих монополий, то здесь имеют место быть интересы трех сторон: интересы предприятий – естественных монополистов, интересы потребителей и интересы государства; которые в свою очередь пересекаются между собой.

Подводя итог выше изложенному можно сделать вывод, что на сегодняшний день естественные монополии стоят в центре почти всех экономических проблем России.

И очевидно, что оптимизация механизма государственного регулирования цен и тарифов способна оказать не меньшее влияние на улучшение показателей экономического развития страны.

3 Сравнительный анализ регулирования монополий в Российской Федерации и США

Рыночная экономика развивается в обществе на протяжении довольно длительного времени. Она создаёт благоприятную почву для конкуренции. Конкуренция же, в свою очередь, побуждает производителей следовать в ногу со временем, применять новые технологии, повышать производительность труда и так далее. Но, так или иначе, любая компания стремится к увеличению своей доли на мировом рынке, устранению конкурентов и повышению своей конкурентоспособности. Таким образом возникают монополии[19].

К монополизации учёные-экономисты относятся не однозначно и проявляют особый интерес. С одной стороны, та или иная компания-монополист способна контролировать производство и сбыт своей продукции, устанавливать высокие цены на товар. Помимо этого, преобладание монополий на рынке ведёт к уничтожению конкуренции как таковой и поглощению мелких фирм 99 более крупными. Но не стоит забывать, что монополия несёт в себе множество положительных аспектов, одними из которых являются высокое качество выпускаемой продукции, возможность развития научно-технического прогресса и многие другие.


На данный момент существует большое количество компаний по всему миру, которые хотят и стремятся стать монополией в своей отрасли, даже нередко прибегая к незаконным методам. В этом случае очень важное и большое значение имеет регулирование деятельности монополий, поддержание конкуренции в стране, совершенствование законодательной базы для осуществления пристального контроля за их деятельностью. Итак, можно рассматривать понятие “монополия” как в узком, так и в широком смысле. Само слово “монополия” пришло к нам из греческого языка, что означает “один продаю”.

В широком смысле, монополия – это господствующее положение хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности. В экономической теории, монополия – это тип рыночных структур, который предполагает существование одного товаропроизводителя на рынке, не имеющего аналогов.

Особенности монополии, как рыночной структуры, состоят в нижеперечисленных пунктах[20]:

• монополист полностью контролирует выпуск товара и является единственным производителем данного блага в какойлибо определённой отрасли;

• товар, который производится фирмой – монополистом, не имеет аналогов и близких субститутов (то есть товаров – заменителей).

Это приводит к тому, что при изменении цены на данный товар, спрос на него практически не изменяется.

Следовательно, эластичность спроса так же является низкой; существуют практически непреодолимые барьеры для входа в отрасль новых фирм. Они могут быть различные, например, экономические, финансовые, юридические и многие другие.

В связи с этим отсутствует конкурентная борьба. Начиная с девяностых годов двадцатого века в нашей стране 100 начали образовываться различные комитеты, ведомства и министерства по антимонопольной политике, а также издаваться указы и постановления.

На сегодняшний день самым основным нормативно – правовым актом, определяющим правовые основы конкуренции и регулирующим деятельность монополий, является Федеральный закон № 135 – ФЗ «о защите конкуренции», который был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года.

Данный закон основан на Конституции Российской Федерации, на Гражданском кодексе и иных нормативно правовых актах. В нём прописаны основные положения о регулировании монополистической деятельности, положения о запрете недобросовестной конкуренции, полномочия антимонопольного органа, различные преференции и многое другое. Согласно закону, регулирование монополистической деятельности несёт в себе целый комплекс мероприятий, экономических, юридических и других мер, направленных на поддержание конкуренции и законное ограничение деятельности монополий. Данный нормативно – правовой акт определяет основы защиты конкуренции и замечания, касающиеся недобросовестной конкуренции, защиты конкуренции органами государственной власти Российской Федерации, различными организациями и так далее[21].


ФЗ «О защите конкуренции» также определяет цели, которые заключаются в том, чтобы обеспечить единое экономическое пространство, свободно осуществлять экономическую деятельность, перемещение товаров и услуг и создание комфортных условий для функционирования рынка. В Российской Федерации уполномоченным органом, осуществляющим контроль за деятельностью монополий, их непосредственное регулирование и играющим важную роль в экономике страны, является Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Федеральная Антимонопольная Служба – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет принятие нормативно – правовых актов, защиту 101 конкуренции в финансовой отрасли, контроль за деятельностью монополий, соблюдением законодательства и осуществлением надзора над иностранными инвестициями. В Соединённых Штатах Америки также большое внимание уделяется поддержанию конкуренции.

Основным источником, ссылаясь на который власти ведут борьбу с монополиями, является антитрестовское законодательство. Основными федеральными антитрестовскими законами являются: Закон об антимонопольном законодательстве Шермана, Закон Клейтона и Закон о Федеральной торговой комиссии. Становление антимонопольной политики в Америке заняло достаточно длительный период и до сих пор продолжает совершенствоваться.

В настоящее время в Соединённых Штатах Америки существует три основные организации, осуществляющие контроль за монополиями: Федеральная торговая комиссия Верховный суд США Антитрестовский отдел Министерства юстиции США Очень большое значение в США имеет регулирования слияний и поглощений компаний. В рамках антитрестовского законодательства основным показателем монополизации отрасли стал индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). В настоящее время в большом количестве стран в мире преобладает рыночная экономика, которая предполагает конкуренцию в отрасли среди многочисленных фирм.

Государства всячески пытаются не допускать ограничение конкуренции компаниями, путём принятия различных нормативно – правовых актов, поддержанием малого и среднего бизнеса и т.д. Но, несмотря на общие методы, присущие государственному регулированию в целом, антимонопольная политика стран может различаться. Следует сказать о том, что антимонопольное законодательство Российской Федерации предполагает существование фирм – монополистов и создаёт условия для 102 ограничения деятельности существующих монополий или создающихся монополий.