Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Анализ монополизации рынка в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника P2E2P0, монопольная прибыль соответствует площади прямоугольника P1CE2P2. На рис. 1 можно отчётливо различить зону так называемого «мертвого убытка» или чистых потерь для общества это треугольник EE1E2.

Согласно проведённым анализам, можно сделать вывод, что монополия излишек производителя делит на части: часть достается самой монополии, а часть вообще теряется обществом, не достается никому. При этом часть «мертвого убытка» значительна: по подсчётам экономистов США она составляет 0,5 – 2% ВВП США[9].

Экономические убытки, которые приносит существование монополий, это только часть потерь от данного явления в экономике. Помимо экономических потерь необходимо уделить внимание рассмотрению влияния монополии на социальную сферу. Деятельность монополий вызывает увеличение неравенства доходов в обществе, которое связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями монополистов. Сверхдоходы монополистов достигаются, как правило, за счёт уменьшения доходов остальной части населения. Снижение доходов большей части общества ве-дёт к росту уровня бедности, снижению уровня жизни, а как следствие росту социальной и криминальной напряжённости в стране. Монополии негативно влияют не только на экономическую и социальную жизнь общества, но также и на политическую систему и демократию. Это влияние, прежде всего, обусловлено наличием больших финансовых ресурсов, с помощью которых монополисты производят финансирование политических партий и предвыборных кампаний[10].

Действуя таким образом, они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются принятия нужных им решений, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и другие привилегии, ущемляя права и интересы других людей. Таким образом, монополисты оказывают активное влияние на политику в своих интересах. Проанализировав всё выше сказанное, можно сделать вывод, что относиться к монополии как к однозначно положительному или однозначно отрицательному явлению в обществе нельзя.

Стоит также подчеркнуть, что влияние монополий на экономику страны в целом, на потребителя, да и на саму фирму-монополиста имеет больше негативных последствий, к тому же многие негативные последствия являются более весомыми для экономики страны и общества в целом чем несколько позитивных моментов в совокупности.

Это подтверждается большинством экономистов, которые сходится во мнении, что наибольшие потери общество несет при монопольной организации рынков.


Подводя итог выше изложенному можно сделать вывод, что монополия является технически менее эффективной формой организации промышленности, чем свободная конкуренция. Обосновано это тем, что монопольное положение подрывает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при заданных ресурсах, то есть монополист может позволить себе неэффективное использование ресурсов отрасти, при этом его затраты на выпуск определённого количества продукции как правило выше затрат фирм на рынке совершенной конкуренции.

2 Анализ монополизации рынка в россии

2.1 Особенности развития монополий в экономике России

Современная рыночная экономика характеризуется развитием малого и среднего бизнеса, являющегося основой конкуренции. Однако, особую значимость представляет развитие монополий, заинтересованных в максимизации прибыли и упрочении своих позиций на рынке. Монополияконтроль за производством и реализацией товаров или услуг, осуществляемый одной фирмой или группой фирм, действующих по взаимной договоренности[11].

У монополии существуют как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным относят возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции; экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг. Но у монополии есть и свои положительные стороны, такие как снижение издержек и экономии ресурсов; возможность «выжить» в период кризиса, что приводит к сдерживанию спада производства и безработицы, повышение эффективности производства.

Существующие виды монополий можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая. Естественная монополия отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.

Появление экономической монополии обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.


Рейтинг крупнейших предприятий-монополистов представлен в таблице 1[12].

Таблица 1

Рейтинг крупнейших предприятий-монополистов в РФ[13]

Место

Название

компании

Прибыль (млрд.руб.)

Темп роста в % к соотв. периоду прошлого года

2015 г

2016 г

2017 г

1

«Газпром»

157

805

997

+ 24 %

2

«ЛУКОЙЛ»

181

293

208

- 29 %

3

«Роснефть»

350

356

201

- 44 %

4

«Сбербанк»

290

223

542

+ 143 %

5

«РЖД»

-44

0,3

7

+ 2 233 %

Изучив данные таблицы[14], можно сделать вывод, что у таких предприятий монополистов, как «Газпром» и «РЖД» и «Сбербанк» имеют наиболее высокие темпы роста, а такой монополист как «Роснефть» имеет наиболее низкий темп роста.

Больше значение имеют такие главные естественные монополии как «Газпром», РАО и «ЕЭС России», которые постоянно привлекают к себе внимание в связи с их влиятельностью на российскую экономику. В том числе, «Транс нефть», министерство атомной энергетики, ПАО «Сбербанк», которые являются национальными монополиями, близкими по типу к вышеперечисленным трем монополиям. «Газпром», РАО «ЕЭС России» являются одной из важнейших частей госсектора, и даже всей экономики в целом.

Не смотря на тот факт, что «Газпром» официально является АО, государственная доля в котором составляет всего 38 % , фактически неотъемлемая часть государственного сектора экономики. Данные монополии занимают лишь 4 % рабочей силы, в то время как составляют 13,5 % валового внутреннего продукта; 20,6 % инвестиций; 16,2 прибыли; 18, 6 налоговых доходов консолидированного бюджета страны. Особенную роль играет «Газпром» в связи с его экспортным потенциалом: добавленную стоимость он образует больше, чем РАО и «ЕЭС России» в совокупности, при этом используя всего 300 тыс. единиц рабочей силы, а прибыли и налогов – вдвое больше.

Особое внимание привлекают естественные монополии из - за их значительной роли в экономике и государственном секторе, что оправдывает рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в Парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек – в Правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.


В условиях экономики Российской Федерации естественные монополии требуют строго государственного внимание. Это вызвано рядом экономических причин: Прежде всего, это размер компаний. Так, по показателям производства естественные монополии не уступают даже некоторым пирровым гигантам. Компания «Газпром» - это лидер мирового масштаба по показателю полученной прибыли и это единственная компания России, которая представляет серьезную конкуренцию на международной арене.

Во - вторых, отечественные естественные монополии образуют бюджет государства. Налоговые поступления «Газпрома» представляют четвертую часть всех получаемых налогов (к примеру, сфера банковской деятельности составляют лишь 4 % ). Однако, было 200 замечено, что при уменьшении контроля монополий со стороны государства, фирмы - монополии становятся крупными неплательщиками налогов

В нашей стране инфляция имеет «затратный» характер, то есть в большей степени рост связан с повышением издержек производителей. Такой фактор инфляции, как рост денежной массы, вызывает лишь 15 - 20 % инфляционного процесса. Рост же издержек не влияет на инфляцию прямо, а действует через повышение инфляционного потенциала экономики: увеличение затрат приводит к нехватке доходов, необходимых для поддержания воспроизводства. Компенсация требует увеличения цен.

Однако, опережающий рост цент в описываемых отраслях вызывают усиление проблемы неплатежей, так как они, являясь высокомонополизированные структуры могут диктовать цены. Через установление высоких тарифов естественные монополи имеют возможность перекладывать бремя покрытия дополнительных денежных расходов на собственное производство с тех, кто не может их оплачивать, на тех, кто в состоянии это делать. Таким образом, образуются условия для неплатежей.

Но в тоже время, в трудные времена страны естественные монополии (а именно «Газпром») помогают государству в решении очень важных проблем, неся социальные функции в качестве поставок газа, тепло и электроэнергии неэффективным и социально ориентированным потребителям. Продолжительное время был даже обширный список объектов, так называемых «неотключаемых потребителей», который был составлен в соответствии с решениями Президента и Правительства. То есть, определенных потребителей нельзя было лишать вышеперечисленных услуг ни при каких условиях. Это не было экономно относительно топлива и энергии на этих предприятиях, однако платеж за возможность использования ресурсов фактически не производилась. В итоге, потребители должны были этим монополиям в значительных размерах. Сегодня этот список сокращен и образуются способы по обеспечению своевременных платежей с выделением целевых средств из бюджета. Но финансирование данных расходов по – прежнему непостоянно.


Несовершенство способов регулирования приводит к перераспределению доходов в пользу монополий. Исходя из своей власти, монополии стараются установить более высокую цену, чем производитель в условиях чистой конкуренции с теми же расходами. Монополисты могут облагать потребителей так называемым «частным налогом», что в конечном итоге приведет к заметному увеличению экономической прибыли. Иными словами, эти фирмы хотят обогатиться посредством остальной части общества. Такую угрозу можно ожидать от монополий Росси, ведь МПС контролирует 77 % грузооборота, «Газпром» - 94 % потребителей, а «ЕЭС России» и вовсе 98 % .

Неэффективная ценовая политика увеличивает ценовые диспропорции между регионами, ведёт к разрыву межрегиональных экономических связей.

Подводя итог выше изложенному можно сделать вывод,что существует два вида возможного государственного регулирования монополий: во-первых, это установление государственной собственности на предприятия естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию[15].

Во-вторых, это государственное регулирование монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью 40 прямого ограничения уровня цен на продукцию монополий. В развитых странах это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности монополий.

2.2 Анализ монополий в России и их влияние на экономику

Естественная монополия –это вид монополии, имеющий особенное положение в рыночной структуре из за особенностей в технологии производства (в связи с 199 привилегированным правом обладания определенными ресурсами, исключительностью материально технической базы). Как правило, естественные монополии это компании, распоряжающиеся трудоёмкими инфраструктурами, вторичное образование которых иными фирмами экономически неоправданно или невозможно по техническим причинам.

Отличительной чертой является то, что минимальны долгосрочные средние издержки только тогда, когда обслуживает весь рынок этим продуктом единственная компания. Данная монополия может возникнуть в результате установления ограничений к доступу на рынок другим фирмам – конкурентам, особым правом государства или особой информации. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.