Файл: Оборотные активы предприятия (Анализ оборотных активов на предприятии ООО «Весна»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторинг – это операция, при которой переуступается дебиторская задолженность с целью: увеличения скорости оборота денежных средств; снижения расходов по ведению счета; получения гарантий погашения задолженности.

Факторинг используется, когда: клиентам нужен товарный кредит, при появлении новых товаров и услуг, выхода на новый рынок, повышения конкурентоспособности, при росте объема реализации продукции, товаров и услуг, получения максимальной прибыли.

Схема факторинга: предприятие (клиент) отдает банку уже существующий или будущий долг покупателя.

А банк за вознаграждение финансирует фирму в размере полученной дебиторской задолженности [6,с.189].

После заключения договора банк перечисляет продавцу одну часть задолженности (обычно 70 - 90 % от суммы уступаемого требования).

А вторую часть за минусом комиссии - после погашения долга покупателем [6,с.190].

Форфейтинг, операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заёмщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером).

Операция является специфической формой кредитования торговых операций.

Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на обязательства продавца [6,с.192].

А также в качестве методов используются АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов.

Более подробно рассмотрим данный метод далее при рассмотрении методов и способов при управлении запасами предприятия.

Управление запасами.

Предприятие, чтобы удовлетворить потребности покупателей и увеличить прибыль, увеличивают запасы, которые потом превышают реальные потребности, что приводит к снижению его ликвидности и даже банкротству, не допустить этого задача финансового директора. Для определения излишков тех или иных запасов используют методику ранжирования ассортимента товаров с учетом вклада от продажи каждого товара в общую выручку, то есть используется методы: ABC и XYZ- анализа [10,с.36].

А при одновременном применении методов ABC и XYZ- анализа можно получить интегрированный инструмент контроллинга с целью поддержки принятия решений в области рационального обеспечения запасами и продаж.

Метод ABC - анализа позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (в натуральных и стоимостных величинах) (чаще всего в общую прибыль организации), то ХYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.


В основе этого метода ABC - анализа лежит классификация объектов в порядке убывания стоимости годового потребления или в соответствии с каким-либо иным критерием [10,с.36].

При этом вся совокупность объектов разбивается на три класса – А, В и С.

К классу А относятся наиболее дорогостоящие объекты, требующие особого внимания.

Объекты класса В, соответственно, требуют меньшего внимания, а в класс С входят объекты, управление которыми носит рутинный характер.

Метод ABC - анализа сэкономить и акцентировать свои усилия и затраты на управлении за счет менее жесткого управления объектами класса С и повышенного внимания к объектам класса А.

Данный метод применим, чаще на предприятиях материально-технического обеспечения, производстве и сбыте.

Метод ХYZ-анализа – это группировка объектов по степени однородности исследуемых показателей (по коэффициенту вариации), дифференциация товаров (номенклатуры), по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования [10,с.38].

Категория Х – это товары со стабильными продажами (0-10%).

Y- товары с более значительными отклонениями (10-25%).

Z- товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания (выше 25%).

При сравнении данных используется формула расчета коэффициента вариации, который показывает степень отклонения данных от среднего значения[10,с.39].

Формула для расчета коэффициента вариации, %, имеет следующий вид:

(1)

где xi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период;

– среднее значение параметра по оцениваемому объекту;

n – число периодов.

Чем больше показатель коэффициента вариации, тем сильнее анализируемый параметр отклоняется от среднеарифметического значения.

Этапы проведения методом ХYZ-анализа [10,с.41]:

определение объектов анализа (клиент, поставщик, товарная группа и т.д.);

выявление параметра, по которому следует проводить анализ объекта (средний товарный запас, руб, объем продаж, руб, число единиц продаж, шт. и т.д.);

определение периода и количество периодов, по которым необходимо сделать анализ (декада, месяц, квартал, полугодие, год) [10,с.42].

Период должен оказаться не меньше, чем горизонт планирования для данной организации; расчет коэффициента вариации для каждого анализируемого объекта;

ранжирование объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации; далее определение групп Х, Y и Z по материалам.


При использовании метода ХYZ-анализа, надо знать об ограничениях [10,с.43]:

1) чем больше объем используемых данных, тем надежнее окажутся полученные результаты; число исследуемых периодов не менее трех;

2) не удается применить статистические методы в случае динамично меняющейся ситуации, (при выводе на рынок нового товара (когда количество продаж новинки еженедельно растет, ХYZ-анализ ничего не даст: товар неизбежно попадет в «нестабильную» группу Z));

3) весьма серьезно на результат расчетов может повлиять сезонность [10,с.44].

Еще одним способом, методом управления запасами может быть применение нормативов оборотных активов.

Норматив запасов материалов показывает максимальную, допустимую стоимость запасов, находящихся на складе, в любой момент нормируемого периода.

На предприятии нормируются запасы по видам производств (направлений) и номенклатуре выпускаемой продукции.

Отчетный период на предприятии - один месяц.

Значение норматива можно определить исходя из потребности в материалах для выполнения ежемесячных планов производства с учетом среднего времени поставки [16,с.5].

Методика расчета нормативов оборотных средств представлена в таблице 1.2. Приложение 1.

Ранее до момента начала внедрения системы управления оборотным капиталом статистики о сроках выполнения поставок и периодах просрочки не существовало. Поэтому период хранения страхового запаса и время поставки определялись на основании экспертных оценок специалистов службы материально-технического обеспечения.

Как правило, данная информация точная. При расчете норматива для запаса незавершенного производства возникает проблема правильного расчета коэффициента нарастания затрат. Коэффициент нарастания затрат рассчитывается как отношение стоимости незавершенного производства на определенном технологическом этапе к плановой себестоимости готовой продукции (для всех этапов производственного цикла по каждому виду продукции) [16,с.7].

Для этого рассматривается процессы каждого технологического этапа, потом распределяются затраты по этапам производственного цикла в соответствии с составленным описанием технологических процессов.

После определения порядка расчета нормативов для каждого вида оборотных средств, проводится тестирование по рекомендуемому подходу в цехах. Руководителям этих подразделений предстоит поддерживать оборотные средства не выше установленных норм [16,с.7].

Помимо контроля отклонений фактического размера оборотных средств от нормативного на предприятии может вестись контроль за затратным, кредитным и чистым циклами . Затратный цикл – это собой сумма периодов оборачиваемости капитала предприятия. Кредитный цикл – это сумма периодов оборачиваемости устойчивых пассивов, авансов полученных и кредиторской задолженности перед поставщиками. Разница между кредитным и затратным циклами – это чистый цикл, который показывает период, в течение которого предприятие для финансирования производственного процесса должно использовать свои заемные или собственные средства [16,с.8].


Одна из главных задач управления оборотным капиталом – это максимальное уменьшение чистого цикла за счет роста сроков на коммерческие кредиты от поставщиков и уменьшения времени оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности[16,с.8].

Выводы.

Оборотные средства – это активы баланса, а оборотный капитал – пассивы баланса (какая величина капитала вложена в хозяйственную деятельность).

Оборотный капитал – это величина финансовых источников, необходимых для формирования оборотных активов предприятия.

По функциональному назначению оборотные средства делятся на: оборотные и производственные фонды, фонды обращения.

Особенностью кругооборота оборотного капитала в современных предприятиях является то, что он авансируется на длительное время.

Оборотные средства по своей функциональной роли существенно различаются между собой. В процессе производства выделяют следующие их группы: производственные запасы; незавершенное производство.

Фонды обращения включают: готовую продукцию, товары, полученные векселя, дебиторскую задолженность по расчетам и другую текущую дебиторскую задолженность, текущие финансовые инвестиции, денежные средства и их эквиваленты в национальной и иностранной валюте, прочие оборотные активы.

Управление оборотными средствами - это процесс планирования и контролирования уровня и соотношения оборотных активов компании, а также источников их финансирования.

В международной практике методика управления оборотными средствами включает следующие составляющие: контроль над дебиторской задолженностью на предприятии, управление запасами, управление и контроль над финансовыми средствами предприятия, управление источниками оборотного капитала.

Основные методы и способы управления дебиторской задолженностью: способ анализа дополнительной прибыли, получаемой в результате спонтанного финансирования; оптимизация сроков и суммы кредиторской и дебиторской задолженностей; инкассация дебиторской задолженности, рефинансирование дебиторской задолженности: учет векселей, факторинг, форфейтинг, методы АВС и XYZ-анализы в отношении дебиторов.

Таким образом, одна из главных задач управления оборотным капиталом – это максимальное уменьшение чистого цикла за счет роста сроков на коммерческие кредиты от поставщиков и уменьшения времени оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности.


Анализ оборотных активов на предприятии ООО «Весна»

    1. Краткая характеристика предприятия ООО «Весна»

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Весна», основано в 2009гг[2,3].

Юридический адрес: 114112, Москва, ул. Корчагина 12 офис.318.

Основной вид деятельности предприятия ООО «Весна» – производство и реализация мебели.

Организационная структура управления ООО «Весна» линейно-функциональная представлена на рис.2.1.

Отдел логистики

Генеральный директор

Финансовый отдел

Производственно-сбытовой отдел

Маркетинговый отдел

Материально - технический отдел

Специалисты отделов

Функциональные работники, рабочие

Рисунок 2.1 Организационная структура управления ООО «Весна»

Текущее руководство компанией осуществляется Генеральным директором.

Проведем анализ основных экономических показателей на основании данных финансовых результатов. Приложение 2,3 таблица 2.1.

Таблица 2.1

Экономические показатели ООО «Весна» за 2014-2016гг.

Показатель

2014 г.

2015г.

2016 г.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Относительное отклонение, %

Выручка, тыс. руб.

137027

147578

174846

37819

27,6

Себестоимость, тыс. руб.

121993

131386

154654

32661

26,77

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.

15034

16192

20192

5158

34,31

Коммерческие расходы, тыс. руб.

4573

4925

6720

2147

46,95

Управленческие расходы, тыс. руб.

5862

6313

8813

2951

50,34

Прибыль от продаж, тыс. руб.

4599

4953

4659

60

1,30

Чистая прибыль

1804

1502

3106

1302

1,72

Затраты на 1 руб. реализации, руб.

0,89

0,89

0,88

-0,01

0,99

Рентабельность продаж, %

0,11

0,11

0,12

0,01

105,26

Чистая рентабельность, %

0,01

0,01

0,02

0,01

134,93

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

37619,62

47760,74

62236,04

24616,42

165,44

Фондоотдача, руб.

3,64

3,09

2,81

-0,83

77,13

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

41634,70

28125,19

6981,80

-34652,90

16,77

Оборачиваемость оборотных средств, раз.

3,29

5,25

25,04

21,75

760,92