Файл: Оборотные активы предприятия (Анализ оборотных активов на предприятии ООО «Весна»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кз= (8)

Как показывают полученные данные коэффициент закрепления средств в период с 2014по 2016гг не изменился и составил 0,01.

Стоит сказать, что чем меньше коэффициент закрепления, тем эффективнее используются оборотные средства, в нашем случае можно сказать, что предприятие достаточно эффективно использует оборотные средства на протяжении всего анализируемого периода.

Рассчитаем длительность оборота запасов на предприятии:

Доб = (9)

Доб2014=

Доб2015=

Доб2016=

Как видно по полученным данным длительность оборота запасов, почти не менялась, только в 2015гг произошло увеличение на 1 день.

Для удовлетворения потребности в запасах предприятия в случае необходимости их уровень должен быть достаточно высоким.

Период оборачиваемости запасов сырья и материалов равен продолжительности времени, в течение которого они находятся на складе перед передачей в производство. Поэтому рост показателя в 2015гг, вызван был сокращением объемов производства в результате сокращения объемов реализации и появления у организации сверхнормативных запасов сырья и материалов. Для определения количества закупок, в ООО «Весна» используется планирование товарных запасов.

Планирование материально-технического обеспечения во многом предопределяет ритмичную работу ООО «Весна» по выпуску продукции в заданной номенклатуре и ассортименте. Поэтому для оценки эффективности управления оборотными активами необходимо установить их удельный вес.

Структура закупок ООО «Весна» представлена в табл. 2.6.Приложение 6.

На основании данных табл. 2.6 можно сказать, что закупка материалов и сырья в прямых поставщиков, в 2015 г. составляла 72,03 %. В 2016 г. предприятие увеличило долю закупок у прямых поставщиков на 5,85 % и составило 77,88%. Поскольку, часто закупки проводятся централизовано, работа предприятия сконцентрирована для подписания контрактов с юридическими лицами – крупными производителями.

При этом, разовые или закупки по необходимости (наиболее часто при срыве небольших поставок) ООО «Весна» проводит и у индивидуальных предпринимателей.

В 2016 г. предприятие увеличило и долю закупок, проведенных у торгово-посреднических предприятий. В частности, приобретение материалов и сырья, осуществленное через фондовую и региональные биржи, увеличилось в доле на 1,91 % и составило в 2016гг 12,02%.


Далее проведем анализ эффективности планирования приобретений материалов и сырья ООО «Весна» (табл. 2.7). Приложение 7.

Согласно данным табл. 2.7 можно определить, что план по закупкам предприятия в 2015 г. не выполнен на 4,7 %.Основными факторами являлось невыполнение плана по приобретению стекла и сопутствующих полуфабрикатов на 24,8 %, кабеля и изоляции на 3,4 %. При этом, план по закупкам полуфабрикатов перевыполнен на 8,1 %.

Невыполнения планов по закупкам в 2016 г. составляет 5,4 %. Основными факторами являлось невыполнение плана по приобретению кабеля и изоляции на 46,5 %, стекла на 8,6 %, а также по прочему сырью на 66,7%. При этом, предприятие перевыполнило план по приобретению полуфабрикатов на 12,3 %. Влияние на невыполнение плана по закупкам ООО «Весна» могут иметь и остатки материалом и сырья на складах предприятия.

Поэтому далее проанализируем динамику плановых и фактических остатков на складах (табл. 2.8). Приложение 8.

На основании данных табл. 2.8 можно установить, что план по остаткам сырья и материалов в 2015 г. перевыполнен на 6,2 %.

Основными факторами влияния на перевыполнения плана являлось перевыполнение плана по остаткам кабеля и изоляции на 38,9 %, полуфабрикатов 7,2 % и недовыполнение плана по остаткам стекла на 22 %.

План по остаткам сырья и материалов в 2016 г. не выполнен на 7,5 %.

Основными факторами влияния на не выполнения плана являлось не выполнения плана по остаткам кабелям, изоляции на 23 %. По полуфабрикатам деревянным на 23%, резиновому концентрату на 23% .

Перевыполнение плана по остаткам стекла и обтирочным материалам на 38,9 %.

Определим уровень материально-технического обеспечения производства предприятия (табл. 2.9) с учетом того момента, что план по производству выполняется предприятием на 100 %. Приложение 9.

На основании данных табл. 2.9 можно установить, что в 2015 г. количественный излишек материалов составлял 1,5 % от их веса.

Основными факторами влияния на данный излишек являлось наличие больших остатков полуфабрикатов (+15,3 %), кабеля и изоляции (+35,5 %).

В 2016 г. в уровне материально-технического обеспечения предприятия наблюдается недостаток, составляющий (100-87,1) 12,91 % от потребности, согласно производственной программы ООО «Весна».

Основными факторами влияния на формирование недостатка является недостаток полуфабрикатов (-10,7%), кабеля и изоляции (-69,5%).

Определенные данные позволяют утверждать о том, что в 2016 г. руководство предприятия откорректировало фактические закупки (без корректировок планов) с целью сбалансирования показателей.


Общая оценка эффективности использования оборотных активов в ООО «Весна» за 2015-2016гг. представлена в табл.2.10. Приложение 10.

1. Сопоставление темпов роста средней суммы оборотных активов производится с использованием данных Отчета о финансовых результатах Приложения 2,3, в котором приведена сумма выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Как показывают данные таблицы 2.11, темп роста выручки составляет 127,60%, а темп роста оборотных средств – 16,77% рис.2.5.

Снижение темпа роста оборотных средств по сравнению с темпом роста выручки свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств предприятия.

Рисунок 2.5 Сравнительная оценка темпа роста выручки и оборотных средств ООО «Весна» 2016 к 2014гг.,%

2. Замедление средней продолжительности оборота оборотных средств на 96,33 дня (рис.2.6) и повышение коэффициента оборачиваемости на 21,75 оборота (рис.2.7) является довольно существенным.

Что также свидетельствует о том, что при замедлении продолжительности оборота оборотных средств.

Нужно дополнительно привлечь средства в хозяйственный оборот, т.к. обеспечение каждого дня оборота требует определенного количества средств.

Увеличение коэффициента оборачиваемости говорит о повышении эффективности использования оборотных средств в целом по предприятию.

Рисунок 2.6 Продолжительность оборота оборотных средств ООО «Весна» за 2014-2016гг., дни

Рисунок 2.7 Эффективность использования оборотных средств ООО «Весна» за 2014-2016гг. ( Коэффициент оборачиваемости средств)

3. Рассчитаем сумму вовлечения в оборот средств.

Определяем потребность в оборотных средствах на 2016г. при условии сохранения оборачиваемости оборотных активов на уровне 2014г.:

174846/ 3,29 = 53144 тыс. руб.

Вовлечение в оборот дополнительных средств:

6981,80 - 53144 = -46162,2 тыс. руб.

4. Далее проведем факторный анализ влияния прироста средних остатков оборотных активов и замедления их оборачиваемости на выручку от реализации продукции. Двухфакторный анализ основан на условной предпосылке, что влияния иных факторов не было:

а) коэффициент оборачиваемости оборотных средств является одновременно показателем отдачи оборотных активов. В данном случае он вырос на 21,75 руб. выручки от реализации продукции в расчете на каждый рубль средних остатков оборотных активов.


Следовательно, общее увеличение выручки от реализации продукции в результате роста оборачиваемости оборотных активов составило:

6981,80 * 21,75 = 151854,15тыс. руб.;

б) а вот уменьшение средних остатков оборотных активов составило -34652,90 тыс. руб.

Следовательно, если бы оборачиваемость оборотных средств не изменилась, выручка от реализации продукции уменьшилась бы на 114008 тыс. руб. (-34652,90 * 3,29).

Суммарное влияние обоих факторов +37819 тыс. руб. (151854,15- 114008), что соответствует приросту выручки от реализации продукции 37819 тыс.руб.

В данном случае более существенным оказалось влияние интенсивного фактора (улучшение использования оборотных активов) составила 401,52 % (151854,15/37819), в то время как доля экстенсивного фактора - снижение средних остатков оборотных активов, его доля в общем приросте выручки составляет 301,45% (114008/37819).

5. Эффективность использования оборотных активов характеризуется показателем рентабельности. Рентабельность оборотных активов может быть определена как отношение балансовой прибыли (прибыли до налогообложения по данным Отчета о финансовых результатах) к среднегодовой сумме оборотных активов. Как показывают данные табл.2.10, рентабельность оборотных активов выросла за период с 2014 по 2016гг. на 0,27%, что говорит о том, что предприятие имеет возможность в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам. Так как чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

    1. Рекомендации по управлению оборотными активами на предприятии ООО «Весна»

На основании выявленных проблем, можно предложить следующие рекомендации:

1) по управлению оборотным капиталом:

а) стратегически важные товарные позиции обеспечивать материальными запасами в текущих объемах предусмотрев при этом возможность увеличения объемов с использованием методов прогнозирования;

б) по важным для обеспечения текущего объема реализации товарным позициям ассортимента проанализировать и обеспечить возможность формирования страхового запаса товаров.

Необходимо формировать страховой запас товаров в объеме максимальной реализации прошлого периода на 1 декаду;


в) по важной позиции оптимизировать режим закупок и сократить периодичность поставок до максимально возможных периодов.

Это позволит, сократить расходы на транспортную доставку товаров.

В условиях стабильного спроса является оптимальным условием материально-технического обеспечения.

Кроме выше изложенных рекомендаций, для того, чтобы ввести в реализацию новые типы товаров, предлагается сократить закупки материалов. Они необходимых для производства некоторых товарных позиций. Рассмотрим более подробно, каждое из предложенных мероприятий и потом рассчитаем экономический эффект.

Проведем анализ товарного ассортимента ООО «Весна», исходные данные представим в табл. 2.11. Приложение 11.

С использованием метода ABC проведем анализ годового объема реализации продукции за 2016гг.

Для этого: рассчитаем общее количество реализации по позициям товарного ассортимента и отсортируем позиции по общим объемам реализации за год позициям товарного ассортимента (табл. 2.12). Приложение 12.

Рассчитаем долю каждой позиции товаров в общем ассортименте:

Полученные данные представим в таблице 2.13. Приложение 13.

Далее рассчитаем долю каждой позиции товаров в общем ассортименте нарастающим итогом:

Полученные данные представим в таблице 2.14. Приложение 14.

На основании данных табл. 2.14 определим, что:

  1. к группе А [1] относятся позиции: стол кухонный и тумба-трансформер;
  2. к группе В[2] - позиции: стол журнальный декоративный, кресло-качалка, подставка для обуви и этажерка для одежды;
  3. к группе С[3] - позиции: этажерка зеркальная, стол компьютерный, шкаф-этажерка, стол письменный, шкаф-полка.

Сгруппированные данные представлены в табл. 2.15.

Таблица 2.15

АВС анализ

Группы

Объем продаж, тыс. руб.

Доля, %

Количество позиций, ед.

Доля, %

Группа А

29 600

50,41

2

20,00

Группа В

19 640

33,45

3

30,00

Группа С

9 480

16,14

5

50,00

Итого

58 720

100,00

10

100,00