Файл: Оборотные активы предприятия (Анализ оборотных активов на предприятии ООО «Весна»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
Кз= (8)
Как показывают полученные данные коэффициент закрепления средств в период с 2014по 2016гг не изменился и составил 0,01.
Стоит сказать, что чем меньше коэффициент закрепления, тем эффективнее используются оборотные средства, в нашем случае можно сказать, что предприятие достаточно эффективно использует оборотные средства на протяжении всего анализируемого периода.
Рассчитаем длительность оборота запасов на предприятии:
Доб = (9)
Доб2014=
Доб2015=
Доб2016=
Как видно по полученным данным длительность оборота запасов, почти не менялась, только в 2015гг произошло увеличение на 1 день.
Для удовлетворения потребности в запасах предприятия в случае необходимости их уровень должен быть достаточно высоким.
Период оборачиваемости запасов сырья и материалов равен продолжительности времени, в течение которого они находятся на складе перед передачей в производство. Поэтому рост показателя в 2015гг, вызван был сокращением объемов производства в результате сокращения объемов реализации и появления у организации сверхнормативных запасов сырья и материалов. Для определения количества закупок, в ООО «Весна» используется планирование товарных запасов.
Планирование материально-технического обеспечения во многом предопределяет ритмичную работу ООО «Весна» по выпуску продукции в заданной номенклатуре и ассортименте. Поэтому для оценки эффективности управления оборотными активами необходимо установить их удельный вес.
Структура закупок ООО «Весна» представлена в табл. 2.6.Приложение 6.
На основании данных табл. 2.6 можно сказать, что закупка материалов и сырья в прямых поставщиков, в 2015 г. составляла 72,03 %. В 2016 г. предприятие увеличило долю закупок у прямых поставщиков на 5,85 % и составило 77,88%. Поскольку, часто закупки проводятся централизовано, работа предприятия сконцентрирована для подписания контрактов с юридическими лицами – крупными производителями.
При этом, разовые или закупки по необходимости (наиболее часто при срыве небольших поставок) ООО «Весна» проводит и у индивидуальных предпринимателей.
В 2016 г. предприятие увеличило и долю закупок, проведенных у торгово-посреднических предприятий. В частности, приобретение материалов и сырья, осуществленное через фондовую и региональные биржи, увеличилось в доле на 1,91 % и составило в 2016гг 12,02%.
Далее проведем анализ эффективности планирования приобретений материалов и сырья ООО «Весна» (табл. 2.7). Приложение 7.
Согласно данным табл. 2.7 можно определить, что план по закупкам предприятия в 2015 г. не выполнен на 4,7 %.Основными факторами являлось невыполнение плана по приобретению стекла и сопутствующих полуфабрикатов на 24,8 %, кабеля и изоляции на 3,4 %. При этом, план по закупкам полуфабрикатов перевыполнен на 8,1 %.
Невыполнения планов по закупкам в 2016 г. составляет 5,4 %. Основными факторами являлось невыполнение плана по приобретению кабеля и изоляции на 46,5 %, стекла на 8,6 %, а также по прочему сырью на 66,7%. При этом, предприятие перевыполнило план по приобретению полуфабрикатов на 12,3 %. Влияние на невыполнение плана по закупкам ООО «Весна» могут иметь и остатки материалом и сырья на складах предприятия.
Поэтому далее проанализируем динамику плановых и фактических остатков на складах (табл. 2.8). Приложение 8.
На основании данных табл. 2.8 можно установить, что план по остаткам сырья и материалов в 2015 г. перевыполнен на 6,2 %.
Основными факторами влияния на перевыполнения плана являлось перевыполнение плана по остаткам кабеля и изоляции на 38,9 %, полуфабрикатов 7,2 % и недовыполнение плана по остаткам стекла на 22 %.
План по остаткам сырья и материалов в 2016 г. не выполнен на 7,5 %.
Основными факторами влияния на не выполнения плана являлось не выполнения плана по остаткам кабелям, изоляции на 23 %. По полуфабрикатам деревянным на 23%, резиновому концентрату на 23% .
Перевыполнение плана по остаткам стекла и обтирочным материалам на 38,9 %.
Определим уровень материально-технического обеспечения производства предприятия (табл. 2.9) с учетом того момента, что план по производству выполняется предприятием на 100 %. Приложение 9.
На основании данных табл. 2.9 можно установить, что в 2015 г. количественный излишек материалов составлял 1,5 % от их веса.
Основными факторами влияния на данный излишек являлось наличие больших остатков полуфабрикатов (+15,3 %), кабеля и изоляции (+35,5 %).
В 2016 г. в уровне материально-технического обеспечения предприятия наблюдается недостаток, составляющий (100-87,1) 12,91 % от потребности, согласно производственной программы ООО «Весна».
Основными факторами влияния на формирование недостатка является недостаток полуфабрикатов (-10,7%), кабеля и изоляции (-69,5%).
Определенные данные позволяют утверждать о том, что в 2016 г. руководство предприятия откорректировало фактические закупки (без корректировок планов) с целью сбалансирования показателей.
Общая оценка эффективности использования оборотных активов в ООО «Весна» за 2015-2016гг. представлена в табл.2.10. Приложение 10.
1. Сопоставление темпов роста средней суммы оборотных активов производится с использованием данных Отчета о финансовых результатах Приложения 2,3, в котором приведена сумма выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Как показывают данные таблицы 2.11, темп роста выручки составляет 127,60%, а темп роста оборотных средств – 16,77% рис.2.5.
Снижение темпа роста оборотных средств по сравнению с темпом роста выручки свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств предприятия.
Рисунок 2.5 Сравнительная оценка темпа роста выручки и оборотных средств ООО «Весна» 2016 к 2014гг.,%
2. Замедление средней продолжительности оборота оборотных средств на 96,33 дня (рис.2.6) и повышение коэффициента оборачиваемости на 21,75 оборота (рис.2.7) является довольно существенным.
Что также свидетельствует о том, что при замедлении продолжительности оборота оборотных средств.
Нужно дополнительно привлечь средства в хозяйственный оборот, т.к. обеспечение каждого дня оборота требует определенного количества средств.
Увеличение коэффициента оборачиваемости говорит о повышении эффективности использования оборотных средств в целом по предприятию.
Рисунок 2.6 Продолжительность оборота оборотных средств ООО «Весна» за 2014-2016гг., дни
Рисунок 2.7 Эффективность использования оборотных средств ООО «Весна» за 2014-2016гг. ( Коэффициент оборачиваемости средств)
3. Рассчитаем сумму вовлечения в оборот средств.
Определяем потребность в оборотных средствах на 2016г. при условии сохранения оборачиваемости оборотных активов на уровне 2014г.:
174846/ 3,29 = 53144 тыс. руб.
Вовлечение в оборот дополнительных средств:
6981,80 - 53144 = -46162,2 тыс. руб.
4. Далее проведем факторный анализ влияния прироста средних остатков оборотных активов и замедления их оборачиваемости на выручку от реализации продукции. Двухфакторный анализ основан на условной предпосылке, что влияния иных факторов не было:
а) коэффициент оборачиваемости оборотных средств является одновременно показателем отдачи оборотных активов. В данном случае он вырос на 21,75 руб. выручки от реализации продукции в расчете на каждый рубль средних остатков оборотных активов.
Следовательно, общее увеличение выручки от реализации продукции в результате роста оборачиваемости оборотных активов составило:
6981,80 * 21,75 = 151854,15тыс. руб.;
б) а вот уменьшение средних остатков оборотных активов составило -34652,90 тыс. руб.
Следовательно, если бы оборачиваемость оборотных средств не изменилась, выручка от реализации продукции уменьшилась бы на 114008 тыс. руб. (-34652,90 * 3,29).
Суммарное влияние обоих факторов +37819 тыс. руб. (151854,15- 114008), что соответствует приросту выручки от реализации продукции 37819 тыс.руб.
В данном случае более существенным оказалось влияние интенсивного фактора (улучшение использования оборотных активов) составила 401,52 % (151854,15/37819), в то время как доля экстенсивного фактора - снижение средних остатков оборотных активов, его доля в общем приросте выручки составляет 301,45% (114008/37819).
5. Эффективность использования оборотных активов характеризуется показателем рентабельности. Рентабельность оборотных активов может быть определена как отношение балансовой прибыли (прибыли до налогообложения по данным Отчета о финансовых результатах) к среднегодовой сумме оборотных активов. Как показывают данные табл.2.10, рентабельность оборотных активов выросла за период с 2014 по 2016гг. на 0,27%, что говорит о том, что предприятие имеет возможность в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам. Так как чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
На основании выявленных проблем, можно предложить следующие рекомендации:
1) по управлению оборотным капиталом:
а) стратегически важные товарные позиции обеспечивать материальными запасами в текущих объемах предусмотрев при этом возможность увеличения объемов с использованием методов прогнозирования;
б) по важным для обеспечения текущего объема реализации товарным позициям ассортимента проанализировать и обеспечить возможность формирования страхового запаса товаров.
Необходимо формировать страховой запас товаров в объеме максимальной реализации прошлого периода на 1 декаду;
в) по важной позиции оптимизировать режим закупок и сократить периодичность поставок до максимально возможных периодов.
Это позволит, сократить расходы на транспортную доставку товаров.
В условиях стабильного спроса является оптимальным условием материально-технического обеспечения.
Кроме выше изложенных рекомендаций, для того, чтобы ввести в реализацию новые типы товаров, предлагается сократить закупки материалов. Они необходимых для производства некоторых товарных позиций. Рассмотрим более подробно, каждое из предложенных мероприятий и потом рассчитаем экономический эффект.
Проведем анализ товарного ассортимента ООО «Весна», исходные данные представим в табл. 2.11. Приложение 11.
С использованием метода ABC проведем анализ годового объема реализации продукции за 2016гг.
Для этого: рассчитаем общее количество реализации по позициям товарного ассортимента и отсортируем позиции по общим объемам реализации за год позициям товарного ассортимента (табл. 2.12). Приложение 12.
Рассчитаем долю каждой позиции товаров в общем ассортименте:
Полученные данные представим в таблице 2.13. Приложение 13.
Далее рассчитаем долю каждой позиции товаров в общем ассортименте нарастающим итогом:
Полученные данные представим в таблице 2.14. Приложение 14.
На основании данных табл. 2.14 определим, что:
- к группе А [1] относятся позиции: стол кухонный и тумба-трансформер;
- к группе В[2] - позиции: стол журнальный декоративный, кресло-качалка, подставка для обуви и этажерка для одежды;
- к группе С[3] - позиции: этажерка зеркальная, стол компьютерный, шкаф-этажерка, стол письменный, шкаф-полка.
Сгруппированные данные представлены в табл. 2.15.
Таблица 2.15
АВС анализ
Группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Доля, % |
Количество позиций, ед. |
Доля, % |
Группа А |
29 600 |
50,41 |
2 |
20,00 |
Группа В |
19 640 |
33,45 |
3 |
30,00 |
Группа С |
9 480 |
16,14 |
5 |
50,00 |
Итого |
58 720 |
100,00 |
10 |
100,00 |