Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы правового регулирования рекламы в России

1.1. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность

Основой правового регулирования рекламной деятельности в России является Федеральный закон «О рекламе» [1] № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. Государственная Дума внесла много поправок, регламентирующих взаимоотношения, обязанности и права рекламодателей, рекламораспространителей, государственного органа надзора.

В 2014 г. были введены поправки, касающиеся рекламы алкогольной продукции. В 2013г. внесены поправки относительно рекламы кредитов и займов, а также зафиксировано обязательство сопровождения рекламы лекарственных препаратов и различных медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию этих препаратов и услуг, а также необходимостью ознакомиться с инструкцией по применению и даже получения консультации специалистов. Также запретили использовать и переоборудовать транспортные средства в качестве передвижных рекламных конструкций. В этом же 2013 г. запрещена реклама табака и медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. В 2012 г. были приняты поправки, связанные со вступлением в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В 2011 г. запретили размещать рекламу на учебниках общеобразовательной программы, дневниках и тетрадях[2].

Понятие рекламы дано в ФЗ «О рекламе» [3] и законодатель пошел по пути определения рекламы как информации. Есть еще и другой подход: реклама — как деятельность. Но в нашем законодательстве предусмотрено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[4].

Признаки рекламы, которые являются обязательными из определения, прописанного в законе.

1. Реклама — это информация, а, точнее, это часть информации. Потому что на самом деле, информация — это более широкое понятие, которое охватывает собой все виды разных сообщений, сведений независимо от их формы и целей распространения. В то время как реклама является лишь частным случаем информации и, соответственно, соотносится с ней как род и вид.

2. Самый важный признак — это особая цель рекламирования. То есть реклама — это не просто информация, а информация, которая нацелена на то, чтобы привлечь внимание к объекту рекламирования. И это ключевой момент. Как, например, мы отделяем информационную статью от рекламы? Все зависит от цели текста. Либо цель — рекламирование, привлечь внимание потребителей к какому-то товару, услуге, производителю. Либо какая-то иная цель, например, просто информирование. Если, допустим, антимонопольный орган «придирается» и говорит, что вот здесь есть реклама с нарушением таких-то требований, а владельцы или редакция СМИ, владельцы сайта утверждают, что нет, это всего лишь информационная статья, то основная битва идет как раз в доказательстве наличия или отсутствия цели рекламирования[5].

3. Цель рекламы направлена на объект рекламирования. То есть реклама не ко всему подряд привлекает внимание, а к чему-то конкретному. Также объектом рекламирования может быть производитель товара или лицо, которое оказывает те или иные услуги, осуществляет работы.

4. Реклама предназначена для неопределенного круга лиц. Это вполне логично, особенно если говорить о рекламе в интернете или в СМИ. Конечно, существует понятие «адресная реклама», но это уже из области маркетинга.

5. Любая форма распространения рекламы. Это может быть и вербальная форма, и аудиовизуальная форма (какой-то ролик), и любая другая форма, которую только придумают рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители[6].

6. Реклама распространяется с помощью любых средств. Это могут быть СМИ, интернет, плакаты, листовки, проспекты, диски, сувениры.

Не относится к рекламе:

1. Политическая реклама. Хотя здесь вроде присутствует слово «реклама», на самом деле, это совсем про другое. Вся предвыборная агитация, привлечение внимания к деятельности различных политических партий — это не относится к закону «О рекламе», а регламентируется другими правовыми документами.

2. Справочно-информационные и аналитические материалы. На этот пункт стоит обратить особое внимание. С одной стороны, как я уже сказала, реклама может быть нацелена на то, чтобы привлечь внимание к какому-то товару. Но вместе с тем в законе «О рекламе» [7] прямым текстом говорится, что аналитические материалы не являются рекламой.

3. Объявления физических и юридических лиц, которые не связаны с предпринимательской деятельностью, не являются рекламой. Даже если объявления публикуются за плату[8].

Полный перечень того, что не является рекламой, представлен на рис. 1.

1.2. Предмет правого регулирования рекламной деятельности

1.3. Методы правового регулирования рекламной деятельности

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Глава 2. Проблемы ненадлежащей рекламы и пути ее пресечения

Заключение

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Список литературы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

При этом содержанием отношений по размещению рекламы является включение изготовленной рекламы в сетку вещания телепрограммы, размещение оригинал-макета печатной рекламы в периодическом печатном издании и иные подобные действия в зависимости от способа распространения рекламы.

Рассматривая отношения, возникающие в процессе осуществления рекламной деятельности, в качестве центрального элемента предмета рекламного законодательства, необходимо понимать, что нормы этой отрасли законодательства не регулируют имущественные отношения, возникающие между субъектами рекламной деятельности[18].

Законодательство о рекламе предъявляет требования к деятельности хозяйствующих субъектов по производству, размещению и распространению рек­ламы в целях развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создания благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы[19].

2. Иные отношения, возникающие в процессе осуществления рекламной деятельности. Рекламные правоотношения нельзя ограничить только отношениями между субъектами рекламной деятельности по поводу производства и распространения рекламы. В связи с этим представляется оправданным выделение в составе предмета рекламного законодательства наряду с собственно рекламными правоотношениями иных, тесно связанных с ними отношений[20].

Под иными отношениями, тесно связанными с отношениями, возникающими между субъектами рекламной деятельности, следует понимать отношения, направленные на обеспечение осуществления собственно рекламной деятельности. Такие отношения являются предпосылкой или условием осуществления рекламной деятельности и именно поэтому подлежат включению в предмет рекламного законодательства[21]. Например, Закон о рекламе регулирует отношения, возникающие в связи с получением разрешения органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции в целях распространения наружной рекламы[22].

Отдельного упоминания заслуживают отношения, возникающие в ходе осуществления саморегулирования рекламной деятельности. Деятельность саморегулируемых организаций и их членов не относится к деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, однако направлена на формирование рынка рекламных услуг и регулируется нормами рекламного законодательства.


3. Отношения по государственному регулированию рекламной деятельности. Помимо прочего, законодательство о рекламе определяет компетенцию, функции и задачи антимонопольного органа при осуществлении контроля и надзора за производством, размещением и распространением рекламы субъектами рекламной деятельности. Отношения, возникающие в рамках государственного контроля и надзора за рекламной деятельностью, составляют третью группу общественных отношений, входящих в предмет регулирования законодательства о рекламе[23].

Государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регулируя ее различными способами. В настоящее время вопрос о роли государства в становлении, развитии и регулировании рыночных отношений не вызывает сомнений. Однако масштабы государственного регулирования предпринимательства, его конкретные формы и методы могут быть различными. Ряд видов предпринимательской деятельности в силу своей значимости для экономики и общества нуждается в большем контроле со стороны государства, чем другие. Анализ действующей нормативной правовой базы показывает, что к таким заслуживающим особого внимания сферам экономики законодатель относит и рекламную деятельность.

Регулирование обеспечивается посредством определения государством требований к осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. Эти требования закрепляются в правовых актах и являются обязательными[24].

Отвечая на вопрос о пределах государственного регулирования рекламной деятельности, нельзя не обратиться к положениям ст. 55 Конституции РФ[25], которая устанавливает концептуальный критерий допустимых требований и ограничений для хозяйствующих субъектов в осуществлении ими рекламной деятельности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно данный конституционный принцип является мерилом дозволенного вмешательства в регулирование рекламной деятельности, неизбежно сопряженное с ограничениями прав и свобод участников рекламных правоотношений.

Руководствуясь целями, обозначенными в ст. 1 Закона о рекламе[26], в соответствии с принципом ст. 55 Конституции РФ[27] законодатель устанавливает требования, запреты и ограничения в отношении рекламной деятельности. Например, в целях защиты здоровья граждан Закон о рекламе ограничивает возможность продвижения на рынке с помощью рекламы алкоголя, предъявляет особые требования к рекламе лекарственных средств.


1.3. Методы правового регулирования рекламной деятельности

В современных научных исследованиях выделяют разнородный характер методов правового регулирования рекламного права. Сюда относят единство диспозитивного (сфера гражданского права), императивного (сферы административного, финансового, налогового, таможенного, уголовного права), поощрительного (функционирует практически на всех уровнях рекламного дела), рекомендательного (сфера совместного юридического регулирования рекламной деятельности государством и органами общественного самоуправления, организациями саморегулирования) методов[28].

Как полагают современные исследователи, по мере формирования экономических, политических, социальных и правовых основ гражданского общества сфера применения метода субординации постепенно будет сужаться, что не означает полный отказ от контрольно-управленческих функций со стороны государства в рекламной сфере. По мнению А. В. Карягиной, структура правового режима рекламной деятельности включает в себя:

- цели и предназначение режима, направленные на обеспечение законных прав и интересов субъектов рекламной деятельности;

- распределение прав и обязанностей между субъектами рекламной деятельности;

- систему органов управления рекламной деятельностью, порядок их функционирования и взаимодействия;

- полномочия саморегулируемых общественных организаций в области обеспечения правового режима рекламной деятельности;

- нормативное регулирование, надзор и контроль над рекламной деятельностью, что составляет основу этого режима;

- регламентацию видов деятельности в сфере рекламы и меры предупреждения и пресечения нарушений в ней[29].

Согласно общей теории права метод правового регулирования рекламной деятельности – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется правовое регулирование рекламы[30].

В теории права выделяют два основных универсальных способа регулирования общественных отношений, используемых в той или иной мере для регулирования любых правоотношений, – императивный и диспозитивный способы регулирования общественных отношений[31].


Императивный способ регулирования предполагает наличие обязательных для исполнения субъектами предписаний, не предоставляя свободы выбора поведения в конкретной ситуации.

Диспозитивный способ регулирования предполагает установление запретов определенного поведения с предоставлением свободы в поведении субъектов, не запрещенном законодательством.

Специфика метода правового регулирования рекламного законодательства предопределена неоднородными по своей сути общественными отношениями, входящими в предмет регулирования рекламного законодательства.

В методе правового регулирования рекламной деятельности, безусловно, имеет приоритет диспозитивное регулирование. Метод правового регулирования рекламы проистекает из общих конституционных принципов свободы экономической деятельности (ст. 8 и 34 Конституции РФ[32]) и возможности ограничения федеральным законом этой свободы только в определенных целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[33]).

Поэтому вне прямо установленных Законом о рекламе[34] требований и запретов субъекты рекламной деятельности свободны определять содержание рекламы, способы, время и место ее распространения, выбор контрагентов при заключении договоров и определении условий договоров в сфере рекламы, а также осуществлять саморегулирование рекламной деятельности.

Однако, определяя компетенцию и функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках осуществления контроля и надзора в сфере рекламы, а также обеспечения организационной поддержки такой деятельности, законодатель традиционно использует императивный метод, характерный для административного права.

Таким образом, метод правового регулирования рекламной деятельности характеризуется сочетанием диспозитивного и императивного методов регулирования, обусловленным комплексным предметом правового регулирования[35].

Еще одной спецификой метода правового регулирования рекламной деятельности являются принцип централизованного регулирования отношений на федеральном уровне и запрет регулирования этих отношений на уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне. Согласно ст. 4 Закона о рекламе законодательство о рекламе состоит из указанного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе осуществлять регулирование отношений в сфере рекламы[36].


Регулирование отношений по поводу производства, размещения и распространения рекламы согласно п. «ж» ст. 71 Конституции[37] следует относить к исключительному ведению Российской Федерации, поскольку по своему содержанию указанное законодательство направлено на обеспечение единства экономического пространства и опосредует гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов.

Обеспечению централизации правового регулирования рекламы способствует также полномочие антимонопольного органа выдавать предписания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе.

Таким образом, предметом регулирования рекламной деятельности являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности в процессе ее создания, распространения, потребления, осуществления контроля уполномоченными органами за соблюдением рекламного законодательства и привлечения к ответственности виновных лиц. Главным критерием отнесения отношений к рекламным отношениям является сущность рекламы[38].

Метод рекламного права – диспозитивно-императивный (наряду со свободой в выборе средств и мест размещения рекламной информации, существуют отдельные ограничения, запреты, – например, запрет вносить заведомо ложные сведения об объекте рекламирования, запрет размещать рекламу на памятниках истории и культуры, или вблизи них, ограничение размещения рекламных щитов вдоль шоссейных дорог и железнодорожных путей).

Выводы

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В Российской Федерации к источникам законодательного регулирования в сфере рекламы относятся: Конституция РФ, международные нормативные правовые акты, кодифицированные нормативные правовые акты (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ), ФЗ «О рекламе», другие федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.

Предметом правового регулирования рекламного законодательства как части системы российского законодательства является круг общественных отношений в области рекламы. Метод правового регулирования рекламной деятельности характеризуется сочетанием диспозитивного и императивного методов регулирования, обусловленным комплексным предметом правового регулирования.