Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы правового регулирования рекламы в России

1.1. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность

Основой правового регулирования рекламной деятельности в России является Федеральный закон «О рекламе» [1] № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. Государственная Дума внесла много поправок, регламентирующих взаимоотношения, обязанности и права рекламодателей, рекламораспространителей, государственного органа надзора.

В 2014 г. были введены поправки, касающиеся рекламы алкогольной продукции. В 2013г. внесены поправки относительно рекламы кредитов и займов, а также зафиксировано обязательство сопровождения рекламы лекарственных препаратов и различных медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию этих препаратов и услуг, а также необходимостью ознакомиться с инструкцией по применению и даже получения консультации специалистов. Также запретили использовать и переоборудовать транспортные средства в качестве передвижных рекламных конструкций. В этом же 2013 г. запрещена реклама табака и медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. В 2012 г. были приняты поправки, связанные со вступлением в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В 2011 г. запретили размещать рекламу на учебниках общеобразовательной программы, дневниках и тетрадях[2].

Понятие рекламы дано в ФЗ «О рекламе» [3] и законодатель пошел по пути определения рекламы как информации. Есть еще и другой подход: реклама — как деятельность. Но в нашем законодательстве предусмотрено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[4].

Признаки рекламы, которые являются обязательными из определения, прописанного в законе.

1. Реклама — это информация, а, точнее, это часть информации. Потому что на самом деле, информация — это более широкое понятие, которое охватывает собой все виды разных сообщений, сведений независимо от их формы и целей распространения. В то время как реклама является лишь частным случаем информации и, соответственно, соотносится с ней как род и вид.

2. Самый важный признак — это особая цель рекламирования. То есть реклама — это не просто информация, а информация, которая нацелена на то, чтобы привлечь внимание к объекту рекламирования. И это ключевой момент. Как, например, мы отделяем информационную статью от рекламы? Все зависит от цели текста. Либо цель — рекламирование, привлечь внимание потребителей к какому-то товару, услуге, производителю. Либо какая-то иная цель, например, просто информирование. Если, допустим, антимонопольный орган «придирается» и говорит, что вот здесь есть реклама с нарушением таких-то требований, а владельцы или редакция СМИ, владельцы сайта утверждают, что нет, это всего лишь информационная статья, то основная битва идет как раз в доказательстве наличия или отсутствия цели рекламирования[5].

3. Цель рекламы направлена на объект рекламирования. То есть реклама не ко всему подряд привлекает внимание, а к чему-то конкретному. Также объектом рекламирования может быть производитель товара или лицо, которое оказывает те или иные услуги, осуществляет работы.

4. Реклама предназначена для неопределенного круга лиц. Это вполне логично, особенно если говорить о рекламе в интернете или в СМИ. Конечно, существует понятие «адресная реклама», но это уже из области маркетинга.

5. Любая форма распространения рекламы. Это может быть и вербальная форма, и аудиовизуальная форма (какой-то ролик), и любая другая форма, которую только придумают рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители[6].

6. Реклама распространяется с помощью любых средств. Это могут быть СМИ, интернет, плакаты, листовки, проспекты, диски, сувениры.

Не относится к рекламе:

1. Политическая реклама. Хотя здесь вроде присутствует слово «реклама», на самом деле, это совсем про другое. Вся предвыборная агитация, привлечение внимания к деятельности различных политических партий — это не относится к закону «О рекламе», а регламентируется другими правовыми документами.

2. Справочно-информационные и аналитические материалы. На этот пункт стоит обратить особое внимание. С одной стороны, как я уже сказала, реклама может быть нацелена на то, чтобы привлечь внимание к какому-то товару. Но вместе с тем в законе «О рекламе» [7] прямым текстом говорится, что аналитические материалы не являются рекламой.

3. Объявления физических и юридических лиц, которые не связаны с предпринимательской деятельностью, не являются рекламой. Даже если объявления публикуются за плату[8].

Полный перечень того, что не является рекламой, представлен на рис. 1.

1.2. Предмет правого регулирования рекламной деятельности

1.3. Методы правового регулирования рекламной деятельности

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Глава 2. Проблемы ненадлежащей рекламы и пути ее пресечения

Заключение

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Список литературы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

Глава 2. Проблемы ненадлежащей рекламы и пути ее пресечения

Непосредственным субъектом, рассматривающим дела, связанные с нарушением законодательства о рекламе, и привлекающим виновных лиц к административной ответственности, является в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ[39] федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. В соответствии со ст. 1, 10 Федерального закона «О полиции»[40] от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ полиция в пределах свих полномочий оказывает содействие органам государственной власти и местного самоуправления в защите их прав. Поэтому в данном аспекте роль полиции сводится к оказанию содействия антимонопольному органу и судебным приставам-исполнителям в привлечении участников рекламной деятельности к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ст.14.3 КоАП РФ), так как в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве»[41] «сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения».

Судебный пристав-исполнитель на основании абз. 12 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»[42] имеет право при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел. Такое содействие осуществляется не только в форме «силовой» помощи сотрудникам антимонопольных органов и судебным приставам-исполнителям, но и в форме подачи жалоб и заявлений в уполномоченный орган в случае выявления нарушения законодательства о рекламе, а также в форме пресечения активных действий, связанных с ненадлежащей рекламой (например, недобросовестная или недостоверная устная реклама на потребительском рынке). «Силовая» помощь реализуется в виде сопровождения представителей антимонопольного органа либо судебных приставов-исполнителей при их работе с нарушителями рекламного законодательства и оказания содействия в привлечении их к ответственности. Подобным образом полиция реализует в соответствии со ст. 2 ФЗ «О полиции» [43] сразу три основных направления деятельности: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, обеспечение правопорядка в общественных местах и обеспечение безопасности дорожного движения. Кроме того, реализуется охранительная функция органов внутренних дел в исполнительном производстве[44].


Подача жалоб в федеральный антимонопольный орган либо в его территориальные подразделения чаще всего осуществляется подразделениями Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГУОБДД), в частности сотрудниками дорожно-патрульной службы (ДПС) и службой дорожной инспекции и организации движения (ДИОД), так как имеет место быть распространение вдоль шоссейных дорог и автомагистралей рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками либо содержащей изображения с использованием ярких отвлекающих цветов или эротических образов. Так, на основании пункта 7.10 приказа МВД России от 08 июня 1999 г. № 410 служба дорожной инспекции и организации движения вправе осуществлять согласование разрешений на распространение наружной рекламы[45].

Такая реклама очень часто становится причиной множества дорожно-транспортных происшествий, даже если в её содержании и форме соблюдены общие и специальные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе», но размещаться она должна в ином месте, чтобы не отвлекать участников дорожного движения от исполнения ими соответствующих правил вождения и мер безопасности на дорогах[46]. Все сотрудники ГУОБДД, на наш взгляд, должны не только выявлять подобные случаи, но и не допускать самого факта размещения такой рекламы, а в идеальном варианте - проводить экспертизу рекламного полотна и перетяжек на предмет наличия или отсутствия оснований, создающих угрозу безопасности транспортному потоку. Данное положение необходимо отразить в Положении о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения, которое, по всей видимости, в ближайшее время будет утверждено. Неслучайно в соответствии с п. 15 а. 19 ФЗ «О рекламе» [47] одним из оснований отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта К сожалению, на практике такое основание не всегда учитывается, а между тем оно важное, и последствия его игнорирования могут быть катастрофическими (например, заглядевшийся на рекламный щит водитель автобуса или маршрутного такси выехал на обочину или столкнулся с другим транспортным средством, в результате чего пострадал не только водитель, но и ни в чём не повинные пассажиры).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[48] основным принципом обеспечения данной безопасности является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Поэтому сотрудники ГУОБДД МВД России должны предупреждать и пресекать размещение наружной рекламы вдоль полосы шоссейных дорог и автомагистралей, если информация носит яркий отвлекающий характер, изображения на рекламном щите сходны с дорожными знаками либо ограничивают их видимость[49].


Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. указов Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 679, от 3 мая 2005 г. № 497)[50]. В соответствии с пп. ч) п. 12 данного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право осуществлять в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах и дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог. Данное право очень важно для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, которые могут произойти при размещении наружной рекламы ненадлежащего или отвлекающего характера[51]. Недобросовестные рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители, должностные лица органов местного самоуправления, выдающие разрешения на установку ненадлежащей и опасной для участников дорожного движения рекламной конструкции, должны быть
привлечены территориальными антимонопольными органами к административной ответственности, даже если вредные последствия от размещения подобной рекламы не наступили. В случаях же причинения участникам дорожного движения имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью, субъекты рекламного процесса нарушители рекламного законодательства помимо административной и уголовной ответственности, должны понести гражданско-правовую ответственность перед потерпевшим. И здесь, по нашему мнению, также неоценима роль сотрудников ГУОБДД МВД России, взаимодействующих с территориальными подразделениями Федерального антимонопольного органа на основании Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной
службы, утвержденного совместным приказом МВД России № 878, ФАС России от 30 декабря 2004 г № 215[52].

Среди служб и подразделений ГУОБДД МВД России особо хочется выделить дорожно-патрульную службу, которая на маршруте патрулирования помимо выполнения возложенных на неё общих задач по обеспечению безопасности дорожного движения должна не допускать размещения ненадлежащей наружной рекламы, реализуя возложенную на неё задачу по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств[53]. Поскольку субъектом привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства является Федеральный антимонопольный орган в лице его сотрудников, то в обязанности сотрудников ДПС входит информирование его территориальных подразделений о правонарушениях на маршруте патрулирования, а также оказание его сотрудникам всяческого содействия в
привлечении нарушителей и недобросовестных участников рекламных отношений к административной ответственности на основании п. 4 Положения о взаимодействии МВД России и ФАС России. Реализуя вышеназванные задачи и функции в целях предупреждения общественно-опасных последствий подобного размещения наружной рекламы, сотрудники ДПС вправе провести разъяснительную беседу с субъектами рекламной деятельности, предупредить их об опасности и недопустимости размещения наружной рекламы отвлекающего характера принять меры к установлению местонахождения нарушителей законодательства о рекламе и доставлению в антимонопольные органы для привлечения к административной ответственности (п. 4.2.2 Положения о взаимодействии МВД России и ФАС России[54]).


Важную роль в борьбе с нарушениями рекламного законодательства в
предупреждении и пресечении ненадлежащей наружной рекламы играет служба дорожной инспекции и организации движения ГУОБДД МВД России. Данная служба в соответствии с п. 16.3 приказа МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 принимает у рекламораспространителя или рекламодателя следующие документы:

1. заявление с указанием предполагаемого срока распространения рекламной информации;

2. карту-схему предполагаемого места распространения наружной рекламы с привязкой в плане к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности проезжей части дороги или улицы;

3. чертеж несущей конструкции и фундамента рекламного щита или указателя с узлами крепления;

4. схему рекламного щита в цвете с указанием размеров предполагаемых
надписей;

5. схему расположения осветительных устройств с указанием параметров
источников освещения, а также схему подводки электроэнергии;

6. световой режим работы рекламного щита параметры световых и осветительных устройств;

7. заключение уполномоченной на то организации о соответствии конструкций средств наружной рекламы, а также несущих конструкций их крепления, включая фундамент, техническим нормам;

8. сведения о производстве работ по устройству наружной рекламы, включая сведения о необходимости занятия проезжей части дороги или улицы, или полосы отвода дороги и необходимости временного закрытия или ограничения движения;

9. информацию о возможных звуковых сигналах, издаваемых рекламой, и их мощности[55].

Данные документы и сведения необходимы для тщательного анализа и экспертизы рекламного полотна и рекламной конструкции, и решения вопроса о допустимости либо недопустимости подобной рекламы. Функция службы дорожной инспекции и организации движения ГУОБДД МВД России по согласованию распространения наружной рекламы играет важную роль именно в предупреждении правонарушений, связанных с размещением наружной рекламы, в недопущении самого факта распространения общественно-опасной рекламы[56].

Таким образом, предупреждением рекламных правонарушений в основном занимается служба дорожной инспекции и организации движения ГУОБДД МВД России, а их пресечением на маршрутах патрулирования - служба ДПС ГУОБДД МВД России. В целом роль подразделений ГУОБДД МВД России в борьбе с нарушениями рекламного законодательства наиболее ощутима, поскольку в большинстве случаев конкретно регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами, в особенности актами ведомственного характера Но это вовсе не означает, что иные подразделения полиции не должны осуществлять борьбу с рекламными правонарушениями, ссылаясь на отсутствие в законодательстве прямого на это указания. Их роль в борьбе с нарушениями рекламного законодательства весьма весома, поскольку зачастую именно недобросовестная либо недостоверная реклама является причиной реализации на рынке товаров ненадлежащего качества способных нанести вред жизни, здоровью, правам и законным интересам покупателей (потребителей рекламы). Устранив причину продажи товаров ненадлежащего качества (ненадлежащую их рекламу), можно избежать общественно вредных последствий или. по крайней мере, резко снизить их количество[57].


Пресечение устной ненадлежащей рекламы на потребительском рынке
осуществляется территориальными органами МВД России по субъектам Российской Федерации, и созданными в 1999 г. отделами по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства[58]. Они должны во взаимодействии с антимонопольными органами пресекать в соответствии с пунктами 3.4 Положения о взаимодействии МВД России и ФАС России ненадлежащую рекламу и рекламные кампании, осуществляющиеся как на продовольственных рынках, так и в магазинах, супермаркетах и торговых центрах. Такая реклама может содержать как несоответствующие действительности сведения в отношении предлагаемых товаров,
работ и (или) услуг, так и содержать некорректные сравнения с товарами (работами, услугами) других производителей-конкурентов, то есть являться по существу формой недобросовестной конкуренции[59]. Например, в рекламной кампании кисломолочного продукта Immunele рекламораспространители утверждали о его преимущественной полезности перед кефиром, йогуртом, а также перед продукцией их конкурента Activia, где, по крайней мере, имеется ссылка на клинические исследования особых бактерий и содержится гарантия возвращения уплаченной цены в случае отсутствия улучшения состояния организма после двухнедельного ежедневного потребления. К сожалению, пресечение такой рекламной кампании сотрудниками милиции не производилось или ввиду недостаточного знания рекламного законодательства или по другим обстоятельствам. А потребители верили такой рекламе и не подозревали, что ради повышения оборотов продаж вводятся в заблуждение рекламораспространителем.

Выводы

В системе органов внутренних дел нет специально созданных подразделений, ведущих борьбу с нарушениями рекламного законодательства. На наш взгляд в связи с развитием научно-технического прогресса и соответственно увеличением способов и средств распространения рекламы, к которым ФЗ «О рекламе» предъявляются всё новые обязательные для соблюдения специальные требования, такие подразделения должны быть созданы в системе МВД России. Данные подразделения рационально, на наш взгляд, создать в полиции и назвать их службой по борьбе с рекламными правонарушениями. Свою деятельность данные подразделения должны осуществлять во взаимодействии со службами полиции по охране общественного порядка, а также с подразделениями уголовного розыска по экономической безопасности и противодействию коррупции.