Файл: "Проектирование организации".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и другие ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта.

Руководитель предприятия

Руководитель проекта 1

Руководитель проекта 2

Руководитель проекта 3

Исполнитель проекта 1

Исполнитель проекта 1

Исполнитель проекта 1

Исполнитель проекта 2

Исполнитель проекта 2

Исполнитель проекта 2

Рис. 7 Проектная организационная структура

Каждый проект имеет свою структуру. Управление проектом включает в себя определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются. [3, ст.95]. Иными словами, это временная структура, создаваемая для решения конкретных задач.

Преимущества и недостатки организационных структур управления представлены в таблице 3.

Следует отметить, что бюрократические и адаптивные организационные структуры управления отличаются по всей внутренней организации, чем и обуславливается их фундаментальное различие. Различия организационных структур различных типов, безусловно, предопределяют тот факт, что они обладают разными недостатками и приемуществами.

Таблица 3

Преимущества и недостатки организационных структур

Структура

Преимущества

Недостатки

1

2

3

Линейная

– единство и четкость распорядительства

– личная подчиненность исполнителя одному лицу

– полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений

– оперативность в принятии решений

– согласованность действий исполнителей

– простота управления (один канал связи)

– увеличенное время прохождения информации

– затруднительные связи между подразделениями одного уровня

– высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, для обеспечения эффективного руководства по всем функциям управления

– перезагрузка менеджеров высшего уровня (огромное количество информации, поток бумаг, множество контактов с подчиненными и вышестоящими)

Функциональная

– уменьшенное время прохождения информации

– высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

– специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности

– высшее руководство менее загружено, чем при линейной структуре

– низкие административные расходы, отсутствие дублированных функций

– длительность процедуры принятия решений

– трудность поддержания постоянных взаимосвязей различных служб

– высокая конфликтность

– снижение ответственности функциональных руководителей и функциональных подразделений за работу организации в целом

– снижение ответственности исполнителей за работу в силу того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей

Линейно-функциональная

– единство и четкость распорядительства

– оперативное принятие и выполнение решений

– личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности

– уменьшение дублирования в функциональных областях

– разногласия между линейными и функциональными службами

– противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов

– неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами


Продолжение таблицы 3

1

2

3

Линейно-штабная

– более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений

– освобождение линейных менеджеров от чрезмерной нагрузки

– возможность привлечения специалистов в определенных областях

– недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решение не участвует в его реализации

– тенденция к чрезмерной централизации

– сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения

– запаздывание информации

Дивизиональная

– тесная связь производства с потребителями

– способность быстро реагировать на изменения во внешней среде

– улучшение координации работ в подразделениях

– повышение ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке

– рост управленческого аппарата

– увеличение затрат на содержание аппарата управления

– дублирование функций управления в различных подразделениях

– борьба за ресурсы между подразделениями

Проектная

– высокая гибкость, позволяющая сконцентрировать деятельность отдельных руководителей проектов на решении конкретных задач

– сохранение принципа централизованного производства, т.к. руководитель программы подчиняется в то же время руководителю предприятия

– усиление личной ответственности конкретного руководителя за конкретный проект

– сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами

– очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта и учитывать место проекта в сети проектов организации

– необходимость дробления ресурсов, что усложняет развитие производственного и научно-технического потенциала как единого целого

– формирование проектных групп, не представляющих собой устойчивых образований, что лишает работников осознания своего места в организации и карьерного роста

– сложность взаимодействия большого числа проектов в компании

– усложнение процесса развития организации как единого целого

Продолжение таблицы 3

1

2

3

Матричная

– получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, выполняемых одновременно

– гибкость структуры, позволяющей распределять функциональных специалистов между проектами

– усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом и за ее элементы

– развитие в работниках навыков в области принятия решений

– высокая сложность – удлинение сроков принятия решений из – за необходимости многочисленных согласований

– рост управленческого аппарата

– трудность приобретения навыков, необходимых для эффективной работы в коллективе

– возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов

– порождает отношения двойного подчинения, т.к. работник может получать указания от линейного руководителя и от руководителя проекта


Преимущества и недостатки организационной структуры управления обусловлены спецификой их функционирования. К тому же, преимущества и недостатки каждой структуры определяются централизацией ответственности и делегированием полномочий, которые ей свойственны.

1.3 Основные методы проектирования организационных структур

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов – метод аналогии, экспертно-аналитический метод, метод структуризации целей, метод организационного моделирования, метод функционального моделирования.

Метод аналогии – предполагает разработку и принятие типовых организационных структур, что определяется размерами организации и отраслевой принадлежностью.

Использование данного метода основано на двух взаимодополняющих подходах:

  1. Выявление значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления;
  2. Типизация наиболее общих принципиальных решений о взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций.

Экспертно-аналитический метод – состоит в выявлении специфических особенностей работы аппарата управления, в том числе в выявлении вероятных недостатков структурных звеньев, формировании рекомендаций относительно их совершенствования, а также в установлении причин ее неэффективности в разработке новой структуры, в оценке ее рациональности и выборе оптимальной. Экспертно-аналитический метод применяется в сочетании с другими методами и имеет разные формы реализации.

Метод структуризации целей – предусматривает построение системы «дерева целей», экспертный анализ нескольких вариантов организационной структуры с точки зрения их соответствия системе «дерева целей». Этот метод не связан с дополнительными исследованиями, что приводит его к простоте, которая заключается в воздействии по четким правилам построения. При его использовании выполняются следующие этапы: разработка систем целей; экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры; составление таблиц полномочий и ответственности за достижение целей как каждым подразделением, так и по комплексным многофункциональным видам деятельности.


Метод организационного моделирования – построен на установлении пропорциональности между объектом и субъектом управления. Для этого используют статистические данные и логический анализ. В частности, с помощью регрессионного анализа устанавливают функциональную зависимость количественных параметров структуры от различных факторов. Чаще всего таким параметром является численность административно-управленческого персонала, а факторами – объем производства, стоимость основных фондов и так далее. На основе полученных зависимостей рассчитывается численность управленческого персонала для данной организации, и принимаются решения по формированию подразделения. [38]. Выделяются следующие типы организационных моделей: математико-кибернетические модели иерархических организационных моделей, графоаналитические и натуральные модели организационных структур и процессов, математико-статистические модели.

Метод функционального моделирования – включает в себя выявление всех видов функций организации, необходимых для осуществления целей деятельности организации и обеспечения ее нормальной работы. [38]. После чего идет расчет численности управленческого аппарата, сопоставляется с оптимальной нормой управления и принимается решение о формировании отделов (управлений).

Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. Выделяют три этапа процесса проектирования организации:

  1. Анализ действующей организационной структуры. Данный анализ призван установить, в какой мере организационная структура соответствует требованиям, предъявляемым к организации. В результате чего выявляются недостатки, выясняются причины медленного повышения эффективности управления.
  2. Проектирование организационной структуры. В итоге устанавливаются управленческие полномочия для каждого структурного подразделения.
  3. Оценка эффективности организационной структуры исходя из надежности, реализации заданий и организованности системы правления, а также скорости и оптимальности принимаемых решений.

Описанные методы используют не только для проектирования, но и для изменения организационной структуры.

В заключении первой главы подведем итоги.

Рассмотрение теоретических аспектов организационных структур управления показало, что без понимания сотрудником общих целей организации согласованность работы не возможна.


Организация – это одна из основных функций менеджмента, задачами которой являются:

  1. Формирование оргструктуры управления организацией, исходя из ее целей, технологий, размеров организации;.
  2. Приспособление оргструктуры к целям и задачам организации;
  3. Подбор персонала для определенной работы и делегирование им полномочий.

Структура организации – это взаимосвязи, которые существуют между структурными подразделениями и сотрудниками.

Организационная структура включает в себя:

- распределение сфер управления;

- распределение власти и ответственности;

- распределение информации.

Выделяют два основных подхода к построению структуры управления: - бюрократические (механические); - адаптивные (органические).

Выбор типа и вида структуры управления осуществляется с учетом стратегии развития организации, ее размеров, характеристик окружающей среды.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦЕНТР»

Организационно-экономическая характеристика общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР»

ООО «ЦЕНТР» работает на российском рынке с 2013 года и является официальным дилером автомобилей марки Subaru. Несмотря на малое время пребывание на рынке, автосалон заслужил репутацию высокопрофессионального продавца транспортных средств, которые характеризуются высокой надежностью, практичностью и имеют отличные эксплуатационные характеристики.

Общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР» учреждено на неопределенный срок, в своей деятельности руководствуется Уставом Общества, утвержденным в соответствии с Федеральным законом 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с изменениями от 30 декабря 2008 г. 312-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными актами Российской Федерации.