Файл: Коммуникации в организациях в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время, когда каждая организация становится сложнейшей системой с постоянно повышающимися экономическими затратами, важную роль в ней начинают играть человеческие ресурсы. Большую роль в повышении конкурентоспособности организации играют личное участие и заинтересованность персонала предприятия в результатах работы.

В XXI веке успех организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Сейчас недостаточно разбираться в финансовой и экономической деятельности организации, необходимо также понимать психологию работников, механизмы, определяющие их поведение, налаживать эффективные коммуникации во внутренней среде и внешнем окружении.

Для того чтобы работники посредством своей деятельности достигали целей организации, руководителям необходимо управлять поведением персонала. Управление персоналом организации имеет свои отличительные черты: это особый вид управления – «социальное управление», имеющее дело с отношениями между людьми, с социальной реальностью.

Сотрудники организации являются главной ценностью и ее достоянием, способны помочь организации достичь вершины своего существования. При этом многочисленные исследования показывают, что высокая степень вовлеченности сотрудников в дела организации, чему способствуют эффективные и регулярные коммуникации, самым благоприятным образом сказывается на результативности. То есть коммуникации и вовлеченность связаны между собой.

Коммуникации часто подразумевают движение сверху вниз по иерархической лестнице – но хорошие коммуникации всегда предусматривают возможность двустороннего процесса. Обратная связь с сотрудниками является консультативным процессом, позволяющим узнать мнение и воспринять идеи сотрудников организации. Многие из данных идей бывают вполне достойны воплощения в жизнь, что означает влияние сотрудника на будущую политику и практику, и соответственно, высокую степень его вовлеченности в деятельность компании. Именно поэтому управление и создание эффективной системы коммуникации в организации является наиболее актуальной темой исследования.

В качестве теоретической базы по данной тематике в курсовой работе использованы труды известных российских и зарубежных ученых, таких как Р.И. Акмаев, М. Альберт, В.М. Анисимова, И. Ансофф, И.В. Афонина, К.В. Балдина, Л.Е. Басовский, Дж. Бейер, Р. Ватерман, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, С.Н. Воробьев, А.Л. Гапоненко, И.Н. Герчикова, А.П. Егоршин, В.В. Иванов, Н.Л. Карданская, Н.А. Кислякова и другие.


Цель данной курсовой работы – исследовать особенности и возможности управления внутренними и внешними коммуникациями организации.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать коммуникации как основу взаимоотношений в организации;
  • проанализировать особенности коммуникационного процесса в организации;
  • описать основные формы коммуникаций;
  • выявить особенности коммуникационного процесса в зарубежных странах;
  • дать характеристику коммуникационного процесса в российских организациях.

Объект исследования в курсовой работе – процесс коммуникации в организациях.

Предмет исследования – особенности и принципы коммуникаций в организациях.

Теоретическая и практическая значимость курсового исследования заключается в том, что в данной работе анализируются основные положения, принципы и виды коммуникаций, а также рассматриваются особенности коммуникаций в российских и зарубежных организациях. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения вопроса коммуникаций в организациях профильными специалистами.

К методам исследования можно отнести изучение теоретической литературы по рассматриваемой теме, анализ научных публикаций в журналах, логический и графический методы.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассматриваются актуальность работы, научно-теоретическая база, главная цель работы и задачи, посредством которых достигается цель курсовой работы, выделен объект и предмет курсовой работы, описано содержание курсовой работы и обозначены методы исследования.

В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы коммуникации в организациях: дана характеристика коммуникациям как основе взаимоотношений в организации; проанализированы особенности коммуникационного процесса в организации; описаны основные формы коммуникаций.

Во второй главе анализируется процесс коммуникации в зарубежных и российских организациях: выявлены особенности коммуникационного процесса в зарубежных странах; дана характеристика коммуникационного процесса в российских организациях.

В заключении подведены итоги работы и сделаны основные выводы по главам курсовой работы.


Глава 1. Теоретико-методологические основы коммуникации в организациях

1.1 Коммуникации как основа взаимоотношений в организации

В настоящее время любой процесс в организации осуществляется с помощью сотрудников данной компании. Руководитель организации, если он думает о гармоничном развитии персонала и компании, а также общества в целом, будет стремиться к тому, чтобы в его организации работали высококвалифицированные сотрудники, образованные, специалисты своего дела. При этом руководитель будет обеспечивать стабильность деятельности с помощью высокой заработной платы и решения социальных проблем сотрудников. Именно в таких созданных условиях качество управленческого решения будет высоким, а стратегия организации – конкурентоспособной. Отметим, что, по мнению зарубежного ученого Джона Стредвика, персонал – «это главное достояние организации».[1]

Система управления персоналом должна:

- обеспечивать соответствие персонала целям и миссии организации;

- обеспечивать оптимальное соотношение затрат и результатов;

- сбалансированность персонала;

- ритмичность и напряженность деятельности.

При этом для осуществления всех процессов в организации, в том числе и для управления персоналом, необходимы эффективные коммуникации. Менеджер руководит и мотивирует подчиненных, используя и передавая информацию в процессе коммуникации, а также получая обратную связь. Многое в его работе зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Общепринятые значения коммуникации (коммуникация от латинского «делаю общим», «связываю»):

- путь сообщения, связь одного места с другим (транспортная коммуникация);

- передача информации от одного объекта к другому (информационная коммуникация, например, два компьютера или радиоприемник);

- передача информации от человека к человеку (общение);

- сигнальные способы связи.[2]

Как считают зарубежные исследователи М. Альберт, Майкл Х. Мескон, Ф. Хедоури, коммуникация – «это обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми».[3]


По мнению отечественных ученых Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева коммуникация – это «необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей».[4]

С точки зрения российских исследователей А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина коммуникации – «это процесс, который является неотъемлемой частью всех функций менеджмента, и предполагающий наличие тех, кто посылает, и тех, кто получает сообщение».[5]

По мнению российских исследователей, занимающихся изучением менеджмента, О.С. Виханского и А.И. Наумова, коммуникация предусматривает «передачу информации от одного субъекта к другому».[6] При этом процесс коммуникации включает в себя как то, что передается (информация, идеи, мнения, ощущения, отношения), так и то, как это передается (тон голоса, интонация, жесты, мимика и так далее).

Как считает российский исследователь Э.А. Смирнов коммуникации можно рассматривать как явление и как процесс. По его мнению, как явление коммуникация представляет собой «установленные нормы (правила, инструкции, принципы, закономерности, положения), отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций, процедур и операций, а также систему документооборота. А как процесс коммуникация представляет собой фактические отношения работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям, а также отношения между человеком и информационными технологиями». [7] Причем данные отношения могут быть как дружескими, характеризующимися поддержкой и взаимопониманием, так и враждебными, противоречивыми.

На рисунке 1 приведены варианты коммуникаций, которые могут присутствовать в организациях.

Коммуникации

Полная поддержка

Противоречия:

- Антагонизм;

- Столкновение;

- Поляризация;

- Различие

Рисунок 1. Варианты коммуникаций в организации [8]

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникация – это не только передача информации, это и передача значения или смысла с помощью символов. Эффективная коммуникация очень важна для успеха в управлении. Процесс коммуникации состоит из этапов и стадий. Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.


Процесс коммуникации включает в себя два важных этапа:

1. Этап отправления. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Он проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи другим участникам.

2. Этап получения. Получатель – это тот, кого достигло, и кому было адресовано послание. Он производит раскодирование, которое включает восприятие послания, интерпретацию и оценку.

На рисунке 2 приведены основные этапы, которые образуют модель коммуникационного процесса.

Отправитель

Канал и приемник

Восприятие послания

Интерпретация и оценка послания

Принятие значения

Получатель

Формулировка значения, носители и форма послания

Послание

Передатчик и канал передачи

Шум

Рисунок 2. Модель коммуникационного процесса [9]

Отметим, что коммуникации в современном обществе могут проявляться через следующие показатели:

- количественное возрастание коммуникации (увеличивается количество информации, связей и их интенсивность);

- совершенствуется система связи (технологическая сторона) - система хранения, обработки, передачи информации;

- развиваются средства массовой коммуникации (интернет);

- мировое разделение труда;

- миграционные потоки.

Значение коммуникации:

- воспроизводство социальных отношений, самой социальной реальности;

- фактор развития социальных отношений, а именно установление социального порядка (в условиях культурного плюрализма);

- является средством формирования общественного сознания (выполняет функцию социализации).

Коммуникационные стили – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

Отметим, что можно выделить 5 стилей коммуникации в организации:

- открытие себя: характеризуется высокой степенью открытости себя, но низким уровнем обратной связи;

- реализация себя: характеризуется максимальной открытостью и максимальной обратной связью;

- замыкание себя: характеризуется скрытием своих мыслей от других;

- защита себя: характеризуется малой открытостью, но высоким уровнем обратной связи (например, люди, которые любят обсуждать других);

- «торговаться за себя»: характеризуется умеренной открытостью и умеренной обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. [10]