Файл: Коммуникации в организациях в России и за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом коммуникации являются связующим процессом в любой организации, так как обмен информацией обязательно присутствует при осуществлении всех видов деятельности.

Синонимами понятия «коммуникация» часто выступают понятия «связь», «общение», «взаимодействие», однако они не синонимичны.

Коммуникация и связь не синонимы, так как некорректно использовать технологический подход, потому что в нем фиксируется внимание только на технологической стороне (передачи информации), что является слишком узким.

Нельзя отождествлять коммуникацию и общение, так как некорректно использовать обыденный язык в науке. Коммуникация шире, чем общение. Общение всегда субъект – субъектно, а коммуникация может быть субъект – объектна.

Важно место среди всех видов коммуникаций занимают межличностные коммуникации. В межличностной коммуникации отправитель всегда преследует определенные коммуникативные цели. Для их достижения используются определенные стратегии и тактики. Успешность межличностной коммуникации зависит также от коммуникативной компетенции. Коммуникационная цель – желаемое состояние субъекта, на которое направлено коммуникативное действие субъекта (создание общего впечатления о себе, принуждение к действию, информирование). Коммуникативные цели субъектов могут пересекаться, и для упорядочивания межличностной коммуникацией применяются социальные нормы. Чем больше формализовано взаимодействие, тем больше формализована коммуникация.

Коммуникационная стратегия – общее направление коммуникационного поведения субъектов, используемое для достижения цели.

Коммуникативная тактика – практические приемы коммуникационного взаимодействия – совокупность вербальных и невербальных средств (например, агрессивная стратегия: оскорбления, переход «на личности»).

Стратегия направлена на достижение цели, тактика решает задачи, которые детализируют цель.

Коммуникационная компетентность – результат коммуникационного опыта, совокупность успешных и неуспешных коммуникативных тактик, и стратегий.

Успешная коммуникация возникает на основе развитой коммуникативной компетенции, включает 3 навыка:

- эффективное формирование коммуникативной стратегии, адекватный выбор стратегии целям;

- эффективное использование тактик, адекватный выбор тактик в соответствии с задачами;

- эффективное представление себя как участника коммуникативного процесса, умение адекватно оценивать тактики и стратегии других.[11]


Следовательно, коммуникативная успешность субъекта определяется через набор успешных стратегий, тактик и адекватного восприятия контекста.

Однако процесс межличностной коммуникации может быть затруднен следующими барьерами:

- восприятием;

- семантикой;

- обменом невербальной информацией;

- некачественной обратной связью;

- плохим слушанием.[12]

Рассмотрим данные барьер более подробно.

Преграды, созданные восприятием, возникают по причине конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя. Отметим, что каждый человек интерпретирует полученную информацию по-своему, опираясь на полученный опыт. При этом та информация, которая вступает в противоречие с опытом человека и ранее усвоенными понятиями, может быть отвергнута полностью, либо искажена в зависимости от опыта и ранее усвоенных понятий.

Семантические барьеры касаются использования символов, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации. К используемым символам относятся слова, жесты и интонации. По мнению М. Альберта, Майкл Х. Мескона, Ф. Хедоури, «поскольку слова (символы), могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто собирается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации».[13]

Невербальные преграды могут создавать шум в процессе обмена информацией. Для эффективной коммуникации нужно добиться того, чтобы используемые невербальные сигналы (выражение лица, интонация, плавность речи, жесты, мимика) соответствовали той информации, которую хочет сообщить человек.

Плохая обратная связь негативно сказывается на процессе коммуникации. Именно поэтому обратная связь важна, так как позволяет установить правильность истолкования сообщения отправителя получателем.

И, наконец, в заключение отметим, что для эффективной коммуникации необходимо умение слушать. Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения полностью.

Также можно выделить 2 вида функций коммуникации – системные (внутренние) и социальные (внешние).

К системным функциям относятся следующие функции:

- информационная (выражение факта);

- прагматическая (реализация целей отправителя);

- экспрессивная (выражение эмоций);

- выражения (экспрессивная) – соотносится с отправителем;

- обращения – соотносится с получателем;

- сообщения (репрезентативная) – соотносится с предметом сообщения;


- познавательная (когнитивная);

- оценочная;

- аффективная (передача эмоций и чувств).

К социальным функциям коммуникации относятся:

- магическая (ритуальная) – поддержание устойчивых взаимодействий;

- интегративная;

- прикладная (связующая роль передачи информации);

- текстуальная (правила конструирования сообщения).

Таким образом, можно сделать вывод, что для осуществления всех процессов в организации, в том числе и для управления персоналом, необходимы эффективные коммуникации. В процессе коммуникации менеджер руководит и мотивирует подчиненных, используя и передавая информацию, а также получая от них обратную связь. Но коммуникации – это не только передача информации, это и передача значения или смысла с помощью символов. Эффективная коммуникация очень важна для успеха организации. При этом процесс коммуникации состоит из этапа отправления и этапа получения. Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом. Важно место занимают также межличностные коммуникации. В межличностной коммуникации отправитель всегда преследует определенные коммуникативные цели. Для их достижения им используются определенные стратегии и тактики. Перейдем теперь к рассмотрению особенностей коммуникационного процесса в организации.

1.2 Особенности коммуникационного процесса в организации

Организация – это формальная группа, которая является одной из самых значимых для человека. Организация (от лат. «organize» – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это объединение индивидов в единое целое для совместного труда.[14]

Данный термин часто употребляют для обозначения совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; внутренней упорядоченности автономных частей целого.

Понятие организации применяется и в отношении биологических, социальных и технических объектов:

- промышленных или малых предприятий;

- фирм, компаний, корпораций, конгломератов;

- заводов;

- автоматизированных или автоматических производств;

- подразделений предприятий (цехов, отделов, секций и др.);

- групп исполнителей каких-либо работ;

- систем управления и др.


Существуют определенные признаки организации, которые влияют на коммуникацию:

- разделение труда;

- иерархический характер статусов;

- несовпадение целей участников с целями организации;

- регламентация поведения каждого участника;

- наличие управленческой коммуникации;

- наличие неформальных отношений.

Виды коммуникационных процессов в организации:

- системная коммуникация (направлена на поддержание самой организации);

- базовая коммуникация (направлена на достижение цели, ради которой создавалась организация);

- ориентационная коммуникация (направлена на достижение целей участников в организации);

- внутренняя коммуникация – между членами организации;

- внешняя коммуникация – с внешней средой;

- формальная коммуникация – направлена на достижение целей организации;

- неформальная коммуникация – дополняет или является сопутствующей, основана на симпатиях/антипатиях;

- вертикальная коммуникация (от низших к высшим и наоборот);

- горизонтальная коммуникация (между субъектами одного статуса).

В процессе деятельности каждой организации важную роль играют деловые и личностные коммуникации и взаимоотношения в организации.

Этика деловых отношений – это система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Отметим, что этические нормы в условиях рыночной экономики имеют ряд особенностей, знание которых представляется крайне важным для успешного и эффективного ведения дел, создания надежной репутации и формирования респектабельного имиджа организации или индивидуального лица, частного предпринимателя.

По мнению российских ученых А.К. Семенова и Е.Л. Масловой этика менеджмента занимается анализом «взаимоотношений руководителей и подчиненных, работников и деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов и неудач совместной деятельности».[15]

Вместе с тем существуют также профессиональные этические нормы и требования, определяющие основу поведения и коммуникаций в деловой обстановке. Они, как правило, закреплены в этическом кодексе организации, правилах и так далее. Но, по мнению таких исследователей как А.М. Бандурко, С.П. Бочаровой, Е.В. Землянской, эти принципы часто воспринимаются предпринимателем лишь как внешние рекомендации, носящие необязательный характер. Им следуют потому, что «просто так принято в нашей организации» или «так поступают многие коллеги», а иногда и из-за нежелания иметь неприятности («может быть конфликт с руководством», «вероятно материальное наказание» и так далее). В подобном случае члены организации сталкиваются с проявлением «этического инфантилизма» в бизнесе. У человека не сложились такие представления о деловой морали, которые обусловливали бы его внутренний нравственный мир. Поэтому при изменении служебного положения или в тех случаях, когда опасности наказания за несоблюдение служебной этики можно избежать, происходит пренебрежение моральными принципами делового общения, приводящее к негативным последствиям.[16]


Именно поэтому формирование этической ответственности как признака профессиональной зрелости, как руководства, так и членов организации, их весомости, солидности, основы деловой репутации является важнейшей задачей бизнеса.

Взаимодействие человека и группы носит двусторонний характер: во-первых, человек своими действиями способствует решению групповых задач; во-вторых, группа оказывает влияние на человека (уважение, безопасность). Группа меняет поведение человека – изменение мотивации, расширение системы оценок; повышение творческого потенциала; усиление рискованности человека и так далее.

Взаимодействие человека и группы носит следующий характер:

- кооперации (доверие и благожелательные отношения);

- слияние (человек – это единое целое с группой);

- конфликта (противопоставление интересов).

Возникновение конфликта обычно приводит к благоприятным последствиям, так как происходит повышение мотивации на достижение целей, улучшение отношений, выявление межличностных отношений.[17]

В каждой группе возникают такие явления, как распределение социальных ролей, влияние, власть, конфликты, культура и другие. Чаще всего человек идентифицирует себя с группой, копирует групповое поведение и во внешних взаимодействиях выступает от имени группы.

Механизм формирования групп включает: определение групповой структуры, отбор членов группы, управление группой. Управление группой предполагает выделение лидеров и внедрение мероприятий по формированию организационной культуры.

Организацию труда можно рассматривать как организацию взаимодействия элементов производственных систем. Прежде всего, это относится к взаимодействию между: людьми; людьми и средствами производства; социальными группами.

В общем случае можно выделить два вида взаимодействия людей: конкуренцию и сотрудничество.

Агрессивная конкуренция – «подсиживание», стремление к личной выгоде. Продуктивная конкуренция – способствует достижению наилучших суммарных результатов, соревнование бригад, цехов и так далее.

Сотрудничество – это модель взаимодействия людей для достижения общих целей. Объединения людей для взаимопомощи: гильдии, союзы, общины и так далее. Сотрудничество, а не конкуренция является наиболее значимым фактором развития социальных систем. Бригада – пример производственного сотрудничества. Эффективность производства в значительной степени зависит от степени согласованности интересов сотрудников (членов команды) организации с ее целями.